Урок русского языка в 11 классе
Тема: Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту К.Г. Паустовского (в формате ЕГЭ).
Цели: подготовка к сочинению-рассуждению по заданному тексту.
Тип урока: урок развития речи.
Оборудование: текст, презентация, словарь С.И. Ожегова.
Ход урока
Организационный момент.
Определение темы, цели и задач урока. Мы будем работать с обрывком из рассказа К.Г. Паустовского «Акварельные краски». Посмотрев раздаточный материал, вы можете определить тему урока. Определите задачи, которые стоят перед нами.
Задачи:
формулировать основную проблему текста, комментировать ее;
определять позицию автора и отражать ее в сочинении;
излагать собственное мнение по проблеме с привлечением нескольких аргументов.
Работа по теме урока.
Работа с эпиграфом.
Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Но я люблю — за что, не знаю сам -
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям;
Проселочным путем люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень…
М.Ю. Лермонтов
Как называется стихотворение М.Ю. Лермонтова, из которого взяты эти две строфы? (Родина)
Как вы понимаете слова поэта?
Работа со словарем С.И. Ожегова.
Родина – синоним слова Отечество, место, где родился человек, а также страна, в которой он родился и к судьбе которой ощущает свою духовную сопричастность и место, откуда произошли предки, корни человека.
Природа – 1) все существующее во вселенной, органический и неорганический мир; 2) места вне городов: 3) перен. Основное свойство, сущность.
Вывод: Человек – часть природы. Через любовь к природе, к «малой» родине рождается чувство любви к отчизне.
Сообщение о К.Г. Паустовском.
К.Г. Паустовский – русский советский писатель. Много путешествовал по России. Во время поездок старался свои впечатления переносить на бумагу. Особое место в творчестве писателя занимают рассказы и сказки о природе и животных. С началом войны стал работать военным корреспондентом.
Чтение отрывка из рассказа К.Г. Паустовского.
Чтение и осмысление текста.
(1)Когда при Берге произносили слово «родина», он усмехался. (2)Не замечал красоты природы вокруг, не понимал, когда бойцы говорили:
«(3)Вот отобьём родную землю и напоим коней из родной реки».
– (4)Трепотня! – мрачно говорил Берг. – (5)У таких, как мы, нет и не
может быть родины. – (6)Эх, Берг, сухарная душа! – с тяжёлым укором отвечали бойцы. (7)Ты землю не любишь, чудак. (8)А ещё художник!
(9)Может быть, поэтому Бергу и не удавались пейзажи.
(10)Через несколько лет ранней осенью Берг отправился в муромские
леса, на озеро, где проводил лето его друг художник Ярцев, и прожил там
около месяца. (11)Он не собирался работать и не взял с собой масляных
красок, а привёз только маленькую коробку с акварелью.
(12)Целые дни он лежал на ещё зелёных полянах и рассматривал цветы
и травы, собирал ярко-красные ягоды шиповника и пахучий можжевельник,
длинную хвою, листья осин, где по лимонному полю были разбросаны
чёрные и синие пятна, хрупкие лишаи нежного пепельного оттенка и
вянущую гвоздику. (13)Он тщательно разглядывал осенние листья с изнанки,
где желтизна была чуть тронута свинцовой изморозью.
(14)На закатах журавлиные стаи с курлыканьем летели над озером на
юг, и Ваня Зотов, сын лесника, каждый раз говорил Бергу:
– (15)Кажись, кидают нас птицы, летят к тёплым морям.
(16)Берг впервые почувствовал глупую обиду: журавли показались ему
предателями. (17)Они бросали без сожаления этот лесной и торжественный
край, полный безымянных озёр, непролазных зарослей, сухой листвы,
мерного гула сосен и воздуха, пахнущего смолой и сырыми болотными
мхами.
(18)Как-то Берг проснулся со странным чувством. (19)Лёгкие тени
ветвей дрожали на чистом полу, а за дверью сияла тихая синева. (20)Слово
«сияние» Берг встречал только в книгах поэтов, считал его выспренним и
лишённым ясного смысла. (21)Но теперь он понял, как точно это слово
передаёт тот особый свет, какой исходит от сентябрьского неба и солнца.
(22)Берг взял краски, бумагу и, не напившись даже чаю, пошёл на озеро.
(23)Ваня перевёз его на дальний берег. (24)Берг торопился. (25)Берг хотел всю силу красок, всё умение своих рук, всё то, что дрожало где-то на сердце, отдать этой бумаге, чтобы хоть в сотой доле изобразить великолепие этих лесов, умирающих величаво и просто. (26)Берг работал как одержимый, пел и кричал.
…(27)Через два месяца в дом Берга принесли извещение о выставке,
в которой тот должен был участвовать: просили сообщить, сколько своих
работ художник выставит на этот раз. (28)Берг сел к столу и быстро написал:
«Выставляю только один этюд акварелью, сделанный этим летом, – мой
первый пейзаж».
(29)Спустя время Берг сидел и думал. (30)Он хотел проследить, какими
неуловимыми путями появилось у него ясное и радостное чувство родины.
(31)Оно зрело неделями, годами, десятилетиями, но последний толчок дал
лесной край, осень, крики журавлей и Ваня Зотов.
– (32)Эх, Берг, сухарная душа! – вспомнил он слова бойцов.
(33)Бойцы тогда были правы. (34)Берг знал, что теперь он связан со
своей страной не только разумом, но и всем сердцем, как художник, и что
любовь к родине сделала его умную, но сухую жизнь тёплой, весёлой и во
сто крат более прекрасной, чем раньше.
(по К.Г. Паустовскому*)
Каков стиль данного текста? (Художественный);
Каков тип речи? (Рассуждение, с элементами повествования и описания).
Смысловой анализ текста.
Беседа.
Определите тему этого текста. (Текст о любви к Родине, к природе родного края);
От чьего лица ведется повествование в тексте? (Повествование ведется от третьего лица);
Что вы можете сказать о художнике Берге, главном герое повествования?
Какова синтаксическая структура текста? (Абзацное чтение текста, части текста, включающие описание природы насыщены тропами: эпитеты (лимонное поле, пахучий можжевельник, торжественный строй, непролазные заросли и др.); метафоры («желтизна была чуть тронута свинцовой изморозью», «тени ветвей дрожали на чистом полу», «великолепие лесов, умирающих величаво и просто» и др.), сравнения («работал как одержимый»).
Композиция сочинения.
Композиция сочинения отражена в 25 задании. Внимательно прочитаем задание. (Слайд №___).
План сочинения-рассуждения:
Формулируем проблему текста (2-3 предложения).
Комментируем сформулированную проблему.
Формулируем позицию автора (2-3 предложения).
Высказываем собственную позицию (2-3 предложения).
Первый аргумент (из читательского опыта).
Второй аргумент (из жизненного опыта).
Заключение (вывод).
Формулирование проблемы текста.
Сформулируем проблему текста. (Проблема – сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения);
Основная проблема текста, как правило, если называется, то называется неоднократно, автор возвращается к ней снова и снова. Определению проблемы текста способствует поиск ключевых слов. Ключевые слова, как правило, имеют свойство повторяться, в том числе в виде синонимов, создавать лейтмотивы.
Способы выражения проблемы текста:
проблема формулируется автором открыто, в виде тезиса;
проблема формулируется на основе отдельных суждений и замечаний автора, разбросанных по тексту;
проблема не называется в тексте, а выявляется путем анализа его сюжета, реплик, описаний и так далее (характерно для художественного текста).
Основная проблема эта та,
которая стала объектом раздумий автора;
над которой он в основном размышляет;
к которой он неоднократно возвращается.
(Слайд)
Основная проблема данного текста – это проблема обретения героем чувства Родины.
Константин Георгиевич Паустовский заставляет читателя задуматься над проблемой обретения чувства Родины.
Что такое любовь к Родине?
Текст К.Г. Паустовского художественный, поэтому проблема не обозначена открыто.
Формулируем проблему.
Проблему обретения чувства Родины автор раскрывает на примере своего героя-художника Берга, который не мог писать пейзажи потому, что не умел любить свою Родину. И только после того, как месяц прожил в муромских лесах, проводив целые дни, на еще зеленых полянах; и открыл для себя «тихую синеву» сентябрьского неба, осознал неразрывную связь с Отечеством, и стал настоящим художником.
Изложение позиции автора.
Что автор думает по данной проблеме?
Какова позиция автора? Подтвердите цитатой? Художник связан со своей страной не только разумом, но и всем сердцем.
Сформулируйте позицию автора:
(Слайд)
«Автор стремится донести до читателя мысль о том, что чувство Родины в человеке может зреть годами, и нужен толчок, чтобы понять не только разумом, но и сердцем свою неразрывную связь с родной землей».
Аргументация собственного мнения по проблеме.
Выразите собственное мнение по данной проблеме. (Конечно, мы согласны с мнением К.Г. Паустовского, что красота природы способна пробудить в человеке чувство Родины. Любовь к Родине – в стремлении любоваться каждой травинкой и цветком, растущими в родной стране). «Человеку нельзя жить без Родны, как нельзя жить без сердца» - писал К.Г. Паустовский.
Аргументируйте собственное мнение по проблеме.
Вспомним, что такое аргумент? (Доказательства, приводимые в поддержку тезиса, факты, примеры, утверждения, объяснения)
Сколько аргументов вы должны привести? (Два)
Литературные аргументы.
Примеры влияния природы на духовное развитие человека можно найти в следующих произведениях:
Л.Н. Толстой «Война и мир»;
И.А. Бунин «Антоновские яблоки»;
В. Распутин «Прощание с матерой»;
М.М. Пришвин «Жень-шень».
Стихотворения русских поэтов о природе.
Аргументация из жизненного опыта.
Работа в парах.
Продумайте вступление, заключение. Помните, что вступление и заключение должны перекликаться.
Подведение итогов. Заключительное слово учителя.
Что делали на уроке?
Практически мы проанализировали текст, по которому вы будете писать сочинение, определили проблему текста, позицию автора.
Помогла ли вам работа, которую проделали в течение урока?
Оценивание. Рефлексия.
Как вы считаете, достаточен ли материал, собранный в течение урока для написания сочинения?
Кто еще и на каком этапе испытывает затруднения в подготовке к сочинению в формате ЕГЭ?
Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение по тексту.