Тема: «Понятие о причастном обороте»
Цели урока:
повторить падежные окончания причастий, правописание –н-, -нн- в прилагательных и краткой форме причастия;
дать понятие причастного оборота;
научить определять границы причастного оборота;
способствовать совершенствованию навыков правильной речи.
Оборудование: записи на доске, схемы-опоры, презентация «Причастие», тестовые задания.
Ход урока:
Организационный момент
Повторение изученного материала
Проверка домашнего задания. Упр. 202
Фронтальный опрос по теме «Причастие» (с использованием презентации).
- Какая часть речи называется причастием? (Особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? Какая? Какое? Какие?)
- От какой речи образуется причастие? (От глагола)
- У каких частей речи причастие заимствует свои грамматические признаки? (Глагола и прилагательного)
- У глаголов причастия берут признаки… (возвратность/невозвратность, вид, время)
- У имен прилагательных причастие взяло… (число, род, падеж)
- Причастие отличается от имени прилагательного тем, что… (в предложении можно заменить конструкцией сущ, который…. Причастие можно заменить глаголом: По сверкавшему лугу. По лугу, который сверкал.)
- Действительными называются причастия… ( Обозначающие признак предмета, который сам производит действие)
- Формальный признак действительных причастий… (Формообразовательные суффиксы –ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -вш-, -ш-)
- Страдательными называются причастия… (Обозначающие признак предмета, над которым произведено или производится действие)
- Формальный признак страдательных причастий… (Формообразовательные суффиксы –ем-, -ом-, -им-, -нн, -енн-, -т-)
- Краткие формы имеют причастия… (Страдательные)
Связный рассказ на лингвистическую тему «Сравнительная характеристика полных и кратких форм страдательных причастий».
Орфографическая разминка. Под диктовку записать слова с –НН- в суффиксах прилагательных и страдательных причастий.
Урага…ый (ветер), клюкве…ый (морс), песча…ый (берег), полотня..ая (салфетка), чугу…ая (решётка), серебря…ая (посуда), овчи…ый (тулуп), осе…ий (дождь), мгнове…ый (ход), хозяйстве…ые (постройки), журавли…ый (крик), деревя…ый (пол), пламе…ая (речь), румя..ый (пирог), багря…ый (цвет), рассея…ные (семена), прода…ы (билеты), разреза…ый, , улучше…ы (условия), прочита…а (книга).
Объяснение нового материала
На доске записаны предложения. Выразительно прочитайте первое предложение. Найти в нем причастия, проверить правильность окончания путем постановки вопроса от определяемого слова к причастию. Найти слова, зависящие от причастия ( с помощью вопросов установить связь слов, относящихся к причастию).
Корабли, скованные льдами, не могли вырваться из плена.
Корабли (какие?) скованные; скованные (чем?) льдами.
Демонстрируется схема «Причастный оборот».
- Причастие с зависимыми от него словами называется причастный оборот. Зависимым словом является то слово, к которому ставится вопрос от причастия. Таким образом, чтобы определить начало и конец причастного оборота, надо по вопросам установить связь зависимых слов.
Например:
Пароходы, возвращающиеся из далекой Арктики, застряли во льдах.
Определяемое слово – пароходы, от него ставим вопрос к причастию. Находим слова, зависимые от причастия: возвращающиеся (откуда?) из Арктики; Арктики (какой? ) далекой.
Возвращаются из далекой Арктики – причастный оборот. Он стоит после определяемого слова, поэтому выделяется запятыми.
Учитель обращает внимание учащихся на предложения:
Скованные льдами корабли не могли вырваться из плена.
Возвращающиеся из далекой Арктики пароходы застряли во льдах.
Причастные обороты не выделяются запятыми.
Работа с учебником.
1. Упр. 205 устно.
2. Чтение правила на стр. 107. Схемы предложений. Стр. 110.
Выводы: Причастный оборот – это… (причастие с зависимыми словами)
В предложении причастный оборот является одним членом предложения -…(определением).
Причастный оборот выделяется запятыми, если…. (стоит после определяемого слова: существительного или местоимения)
Графическое обозначение причастного оборота:
Закрепление изученного материала
1.Распредилительное письмо по вариантам. Упр. 206
2.Составить предложения с выделенными словосочетаниями и записать , выделить причастные обороты графически.
3. Индивидуальная работа.
А) Первая группа – выполнение мини-тестов с последующей самопроверкой (компьютеры).
Б) Вторая группа – работа с текстом.
3. Упр.207 (коллективно)
Подведение итогов урока. Выставление отметок.
Домашнее задание. & 23, упр.210.