Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
УУД |
Мотивация к деятельности Цель этапа: включение учащихся в деятельность. | Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Включение в деловой ритм. | Подготовка класса к работе. | Личностные результаты Самоопределение (Л) Метапредметные результаты Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) |
Актуализация и пробное учебное действие Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. | Повторение опорных знаний, закрепление умений. Работа по карточке Карточка №1. Рассыпались предложения! Подберите к первой части подходящую по смыслу вторую часть. Запишите полученные предложения, расставляя знаки препинания. 1.Улыбнется На ней не скроешь тайны 2. Искру туши до пожара И она исчезнет навсегда 3. Земля кругла Беду отведи до удара 4. Красоту только тронь небрежной рукой Солнце красное взойдет - Что такое словосочетание? - Какие виды словосочетаний по наличию главного слова вы знаете? /глагольные, именные, наречные/ | Выполняют задания, отвечают на вопрос: По каким признакам можно определить простое и сложное предложения? | Метапредметные результаты Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли (К) Предметные результаты Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические) |
Постановка учебной задачи Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения). | Создает проблемную ситуацию Чтобы уметь выделять двусоставные предложения, нужны знания о словосочетаниях, видах связи слов в словосочетании. -Что такое словосочетание? - Какие виды связи в словосочетании вы знаете? /сочинительная и подчинительная/ - Какие способы подчинительной связи вы знаете? /согласование, управление, примыкание/ Расскажите о каждом способе связи | Ставят цели, формулируют проблему и тему урока. Уметь находить двусоставное предложение, находить грамматическую основу | Метапредметные результаты Целеполагание (Р) Постановка вопросов (К) Предметные результваты Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.) Формулирование проблемы (П – лог.) |
Выявление места и причины затруднения Цель этапа: постановка целей учебной деятельности | Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации 1. Предлагает понаблюдать над материалом упр. 85 - Прочитайте текст, найдите простые предложения (как определить?) 2. Учитель предлагает понаблюдать над материалом упр. 83 - выделите грамматическую основу в предложениях -Сравните свой вывод с текстами определения и правила на с. 40 | Составляют план достижения цели. На основе материала учебника Найду в предложении грамматическую основу, Определю, сложное или простое предложение Выберу нужный знак препинания. . | Метапредметные результаты Планирование (Р) Прогнозирование (Р) Сотрудничество в поиске и выборе информации (К) Предметные результаты Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование (П – моделирование) |
Первичное закрепление Цель этапа: усвоение учащимися правильного выделения грамматической основы, двусоставных предложений | Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение. /Двусоставные: Улыбнется солнце красное, взойдет. Земля кругла. И она исчезнет навсегда. Односоставные: Искру туши до пожара, беду отведи до удара. Красоту только тронь небрежной рукой. На ней не скроешь тайны./ - ? Почему вы не выписали как словосочетание «солнце взойдет»? - Какие виды предложений по наличию главных членов вы знаете? | Работают с текстом (текст на карточке) -/Это грамматическая основа предложения, подлежащее и сказуемое, т. е. предложение// -/Двусоставные и односоставные/ | Метапредметные результаты Контроль (Р) Оценка (Р) Коррекция (Р) Управление поведением партнера (К) Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К) Предметные результаты Действие по аналогии (П) Умение структурировать знания , выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.) |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности | Организует деятельность по применению новых знаний Карточка №2 При чтении текста вставьте пропущенные глаголы, избегая неоправданных повторов. Чтобы продлить жизнь на планете, нужно … леса, … природные ресурсы, … реки, .., а не .. цветы и травы. Сможет ли человек … природу от гибели? Сможет ли он … ей в борьбе с кислотными дождями и ядовитыми газами? Сможет ли быть другом всему живому и на Земле? От ответа на эти вопросы зависит его собственная судьба, ибо человек и природа – единое целое. Слова для справок: охранять, беречь, не загрязнять, сажать, рвать, сохранить, помочь. ? – Какова тема данного текста? /охрана природы, экологические проблемы, стоящие перед человечеством, будущая жизнь человека и природы./ - Какие средства языка использует автор для того, чтобы показать многообразие проблем экологического характера? /вопросительные предложения с одинаковой структурой./ * Подчеркните грамматические основы предложений, определите тип сказуемого. ? Какой тип сказуемого преобладает в тексте? Почему? /составное глагольное сказуемое; важно действие для решения экологических проблем/ | Самостоятельная творческая работа с текстом. - Вставить глаголы, - определить тему текста - выявить средства языка, использованные автором в тексте - подчеркивает грамматическую основу - | Метапредметные результаты Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р) Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р) Личностные результаты Самоопределение (Л) |
Рефлексия деятельности Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Организует рефлексию, организует самооценку результатов уч-ся. Учитель задает домашнее задание с учетом уровня подготовки обучающихся. Упр 86, Подчеркнуть грамматическую основу в предложениях Составить план текста Найти ключевые слова. Какая проблема затронута автором? | Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия Отвечают на вопросы: - Какую цель ставили? -Удалось достичь поставленной цели? -Каким способом? -Какие получили результаты? -Что вызвало особые затруднения? -Где можно применить новые знания? -Называют ключевые слова темы. | Метапредметные результаты Умение выражать свои мысли (К) Предметные результаты Рефлексия (П) Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Личностные результаты Самооценка на основе успешности (Л) Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности (Л) |