СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "Повторение.Родственные слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока русского языка подходит к УМК -"Школа России" и ПНШ. Урок раработан в соответствии ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Повторение.Родственные слова"»

Тема урока: Повторение пройденного. Родственные слова.

Тип урока: урок рефлексии (урок отработки умений)

Цели – результаты:

Предметные:

  1. Перечислять признаки родственных слов.

  2. Находить корень слова.

  3. Объяснять значение слова.

  4. Находить родственные слова.

  5. Подбирать родственные слова к данному.

  6. Выбирать родственные слова

Метапредметные:

Регулятивные:

- определять цель учебной деятельности с помощью учителя.

- Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу урока.

- Следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритму определения родственных слов.

- Оценивать свою учебную деятельность и деятельность товарища по заданным критериям.

- Находить ошибки в решении учебной задачи по предложенному эталону.

Коммуникативные:

-Объяснять свою точку зрения

Ход урока

Этап урока


Деятельность учителя


Деятельность

обучающихся


Достигнутый планируемый результат

I.Мотивационный

Психологический

настрой.


Актуализация знаний




Долгожданный дан звонок-

Начинается урок.



- Прочитайте слова:

Вода, подводный, водичка, водяной.

- Что общего в этих словах?



- А что еще общего?


- Значит, как называются эти слова?


-Вы уже про это говорили на предыдущих уроках?



Подготовка класса к работе.



-Читают слова.

-Находят общее в словах:

- В этих словах одинаковая общая часть (корень)-вод-


- эти слова сходны по смыслу.


- слова -вода, подводный, водичка, водяной – это родственные слова.

- Да.


Настроены на работу





Определены общие признаки в словах.




Определено понятие родственных слов

Определение темы урока

Попробуйте назвать тему урока.


- Да, ребята, сегодня на уроке мы будем говорить о родственных словах. И тема нашего урока: «Повторение. Родственные слова.»

-Называют тему урока.


-Сегодня на уроке мы будем говорить о родственных словах.

Названа тема урока

Определение умений, необходимых для решения поставленных целей- результатов.

Назовите, какие умения вам понадобятся для работы по теме урока

Называют умения:

1. перечислять признаки родственных слов;

2. находить корень слова;

3.определять значение слова.

4. находить родственные слова;

5. подбирать родственные слова;

6. выбирать родственные слова;


Перечислены и зафиксированы умения


Вот, ребята, те умения, которые сегодня будем отрабатывать и оценивать.

Читают умения.

Прочитаны умения

II. Планирование и организация деятельности



Чтобы говорить о родственных словах, в первую очередь, мы должны знать признаки родственных слов.

Назовите признаки родственных слов.



-Какое умение сейчас отрабатывали?


Называют признаки родственных слов:

- слова, сходные по смыслу;

- слова имеют одинаковую общую часть (корень).


Перечисляли признаки родственных слов.

Перечислены признаки родственных слов


Начнем с умения находить в слове одинаковую (общую) часть - корень.

-Что такое корень?


Прочитайте группы родственных слов. В словах выделите корень.( работа по карточкам).

Лес, лесок, лесной, лесник.

Лиса, лисенок, лисий.

Ледяной, ледовый, лед.

Цветок, цветной, цветник, цветет


-Какое умение сейчас с вами отрабатывали?


-Оцените себя. Кто нашел корень во всех словах всех строк или допустил 1 ошибку, поставьте себе +.


Называют определение корня слова.

Корень-это общая (одинаковая ) часть родственных слов.


Выделяют корень слова.







Отрабатывали умение находить корень в слове.


Оценивают себя.





Выделены корни в словах









Оценено умение


Ребята, а важно определять значение слова?


Назовите значения слов.

Каратэ, каюта, клест, бинокль, паркет, ухаб.

В случае затруднения посмотри в толковый словарь


-Какое умение отрабатывали ?


Да, так как это один из признаков родственных слов.


Называют значения слов.

Находят информацию в словаре (в случае затруднения).






Названы значения слов


Признаки родственных слов повторили. Найдите родственные слова.

- Откройте учебник, часть 1.стр. 157 упр. 125.1.

Прочитайте задание и определите умение.



Находят пары родственных слов.

Найдены родственные слова

Физминутка

А сейчас совместим полезное с приятным. Игра «Будь внимателен!»

Я называю пары слов- если они родственные слова –то хлопаем в ладоши.

Если –неродственные слова – топаем ножками

Мороз-холод;

Зима- зимовать;

Белка- белить;

Вода- водитель;

Глупец- глупый;

Гора-горный.


Молодцы, отдохнули немножко!




Продолжаем работать над родственными словами.

Работа в паре. Подберите и запишите по два родственных слова к слову:

по образцу: вечер-вечерний-вечереть.

зима

- мороз-

Поменяйтесь тетрадями и проверьте своего товарища.

Кто выполнил все правильно или допустил 1 ошибку

поставьте +.


- Какие умения сейчас отрабатывали?



Подбирают родственные слова

Зима-зимний, зимовать.

Мороз- морозный, морозить.





Подбирают родственные слова.

Оценивали своего товарища




Подобраны родственные слова






Оценено умение


Продолжаем работу.

Открыли тетрадь для самостоятельных работ стр.50 упр.61

Выполняйте задание по инструкции.


-Какое умение сейчас отрабатывали?

-Оцените себя:

поставьте себе +:

кто выполнил все правильно или допустил 1 ошибку.






Выбирают родственные слова



Оценивают себя.




Выбраны родственные слова



Оценено умение

III.Этап рефлексии

Итак, давайте подведем итог урока.

Посмотрим наши умения и оценим себя

1.Перечисляю признаки родственных слов.

2. Нахожу корень в слове.

3.Объясняю значение слова.

4. Нахожу родственные слова.

5. Подбираю родственные слова.

6. Выбираю родственные слова.




Фиксируют свои успехи и затруднения.



Зафиксированы успехи


Домашнее задание: в тетради для самостоятельных работ стр. 50 упр.62





















Прочитайте группы родственных слов. В словах выделите корень

1.Лес, лесок, лесной, лесник.

2.Лиса, лисенок, лисий.

3.Ледяной, ледовый, лед.

4.Цветок, цветной, цветник, цветет



Прочитайте группы родственных слов. В словах выделите корень

1.Лес, лесок, лесной, лесник.

2.Лиса, лисенок, лисий.

3.Ледяной, ледовый, лед.

4.Цветок, цветной, цветник, цветет



Прочитайте группы родственных слов. В словах выделите корень

1.Лес, лесок, лесной, лесник.

2.Лиса, лисенок, лисий.

3.Ледяной, ледовый, лед.

4.Цветок, цветной, цветник, цветет



Прочитайте группы родственных слов. В словах выделите корень

1.Лес, лесок, лесной, лесник.

2.Лиса, лисенок, лисий.

3.Ледяной, ледовый, лед.

4.Цветок, цветной, цветник, цветет



Прочитайте группы родственных слов. В словах выделите корень

1.Лес, лесок, лесной, лесник.

2.Лиса, лисенок, лисий.

3.Ледяной, ледовый, лед.

4.Цветок, цветной, цветник, цветет





Прочитайте группы родственных слов. В словах выделите корень

1.Лес, лесок, лесной, лесник.

2.Лиса, лисенок, лисий.

3.Ледяной, ледовый, лед.

4.Цветок, цветной, цветник, цветет





Прочитайте группы родственных слов. В словах выделите корень

1.Лес, лесок, лесной, лесник.

2.Лиса, лисенок, лисий.

3.Ледяной, ледовый, лед.

4.Цветок, цветной, цветник, цветет