МБОУ «Плехановская СОШ»
Урок – игра по русскому языку
УМК «Школа 21 века»
4 класс
Тема: «Словосочетания»
Мальгина Евгения Владимировна
Учитель начальных классов
Плехановской СОШ
Пермского края
Кунгурского района
2015 год
Цели:
- отработать навык правописания словосочетаний с типом связи согласование; повторить изменение по родам несклоняемых существительных; вспомнить склонение порядковых числительных;
- развивать орфографическую зоркость, память, речь, внимание; умение работать в группах;
- воспитывать интерес к русскому языку.
Оборудование: компьютер, экран, проектор, бочонки с заданиями, толковые словари, таблица для выставления баллов у каждого ученика на парте, песочные часы.
Ход урока
1. Оргмомент
Пусть наш урок наполнен радостью общенья,
Чтоб не было сегодня огорченья
От попусту потраченных минут
На разговоры и на развлеченья.
Урок мы наш построим необычно
И проведём его отлично
По образу игры.
2. Подготовка учащихся к работе
Слайд 1
- Как называется наша игра? (“Счастливый случай”)
- Ребята обратите внимание на орфограммы в названии игры.
- К каким частям речи относятся слова в названии игры?
3. Постановка целей урока
На уроке мы займёмся закреплением правописания словосочетаний Класс разбивается на группы.- команды.
Выбираются капитаны команд. Команды придумывают названия.
3. Закрепление новых знаний и способов действия.
Гейм 1. "Разминка"
Слайд 2
Определите род имён существительных. (Устно)
ЗА КАЖДЫЙ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ 1 БАЛЛ (5)
Работа со словарём.
1 команда | 2 команда | З команда |
сад - | село - | окно |
сучка- | шимпанзе - | кофе - |
солнце - | кенгуру - | шаль - |
кино - | стул - | яблоко - |
кафе - | тучка - | шасси - |
(Капитаны называют отвечающих учащихся)
- Какие существительные вызвали у вас затруднение в определении рода?
(Выставление баллов за ответы капитанами (1 правильный ответ – 5 баллов)
Гейм 2. “Тёмная лошадка”
Слайд 3
Выходят 3 человека в костюмах и рассказывают о частях речи.
- Определите о какой части речи говорится:
ЗА КАЖДЫЙ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ 1 БАЛЛ (1)
Существительное - 1 команде:
Я - самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи - это я.
Я - наиболее самостоятельная часть речи. От меня образуется прилагательное.
Я - ведущая часть речи и в грамматике. Имею род, число, падеж, склонение.
Прилагательное - 2 команде:
У меня покладистый характер. Но вот незадача: нет у меня собственного рода, числа, падежа. Чтобы согласоваться с существительным беру у него напрокат формы рода, числа, падежа.
Числительное – З команде:
Я отличаюсь точностью и пунктуальностью. Без меня не обойтись, если нужно посчитать какие - нибудь предметы. Согласуюсь как порядковое с существительным.
(Крепят на доску схему)
Команды отгадывают о какой части речи говорится.
Физминутка (слайд 4 с музыкой).
Гейм 3. “Заморочки из бочки”
(Команды вытаскивают бочонки с заданиями)
ЕСЛИ ВСЯ КОМАНДА СПРАВИЛАСЬ С ЗАДАНИЕМ 1 БАЛЛ (1)
Слайд 5
1 команда – c. 114 упр 2
2 команда – ТЕСТ
Вопрос: Что такое словосочетание?
1. Два слова
2. Два или несколько слов, связанных по смыслу и грамматически
3. Слова, связанные по смыслу.
4. Два слова с предлогом.
Вопрос: Из чего состоит словосочетание?
1. Из двух слов.
3. Из главного и зависимого слова.
2. Из двух слов с предлогом.
4. Из равноправных слов
Вопрос: Что не является словосочетанием?
1. сущ. + сущ.
2. Подлежащее + сказуемое
3. Глагол + глагол
4. сущ. + прилагательн.
Вопрос: Что является словосочетанием?
1.Прозвенел звонок.
3. Вошёл в класс
2. Начался урок
4. Листья падают
З команда – в рабочей тетради.
Гейм 4. “Гонка за лидером”
Слайд 6
- Выпишете только словосочетания
Ломать голову; морозное утро; зарубить на носу; деревянный стул; умный мальчик; работать спустя рукава; зимний пейзаж; синий и зеленый; младшая сестра; чайник кипит; мандарины, а не апельсины; громко петь; играть в футбол; чучело гороховое; едет и смотрит; озеро в лесу; спать на диване; спать без задних ног; звонко, радостно; заснеженная поляна; тускло и мрачно.
ЗА КАЖДЫЙ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ 1 БАЛЛ (10)
Слайд 7.
- Прочитайте текст. Исправьте ошибки в тексте.
Читают по одному представителю от команды и исправляют ошибки в тексте.
- Назвать как можно больше словосочетаний.
Издали маки похожи на зажжённые факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени. Лёгкий ветер чуть колыхал, а солнце пронизывало светам полупрозрачные ал ыи лепестки, отчего маки то вспыхивали трепетно-ярким огнём, то наливались густым багрянцем.
Два дня пламенели маки. И на исходе вторых суток вдруг осыпались и погасли. И сразу на пышной клумби без них стало пусто. Я поднял с земли ещё совсем свежий, в капельках росы, лепесток и расправил его на ладони.
(Проверка на доске)
Капитаны выставляют баллы участникам
4. Подведение итога игры
Кто получил:
от 17 и выше - “5”,
от 15 до 16 - “4”,
от 10 до 15 - “3”.
5. Рефлексия
(Незаконченные предложения)
Я узнал...
Я считаю нужным запомнить…
6. ДЗ
Выписать 20 словосочетаний
Гейм | Баллы |
1 «Разминка» | |
2 «Темная лошадка» | |
3 «Заморочки из бочки» | |
4 «Гонка за лидером» | |
5 «Конкурс капитанов» | |
ИТОГ | |
Гейм | Баллы |
1 «Разминка» | |
2 «Темная лошадка» | |
3 «Заморочки из бочки» | |
4 «Гонка за лидером» | |
5 «Конкурс капитанов» | |
ИТОГ | |
Гейм | Баллы |
1 «Разминка» | |
2 «Темная лошадка» | |
3 «Заморочки из бочки» | |
4 «Гонка за лидером» | |
5 «Конкурс капитанов» | |
ИТОГ | |
ТЕСТ
Вопрос: Что такое словосочетание?
1. Два слова
2. Два или несколько слов, связанных по смыслу и грамматически
3. Слова, связанные по смыслу.
4. Два слова с предлогом.
Вопрос: Из чего состоит словосочетание?
1. Из двух слов.
3. Из главного и зависимого слова.
2. Из двух слов с предлогом.
4. Из равноправных слов
Вопрос: Что не является словосочетанием?
1. сущ. + сущ.
2. Подлежащее + сказуемое
3. Глагол + глагол
4. сущ. + прилагательн.
Вопрос: Что является словосочетанием?
1.Прозвенел звонок.
3. Вошёл в класс
2. Начался урок
4. Листья падают
ТЕСТ
Вопрос: Что такое словосочетание?
1. Два слова
2. Два или несколько слов, связанных по смыслу и грамматически
3. Слова, связанные по смыслу.
4. Два слова с предлогом.
Вопрос: Из чего состоит словосочетание?
1. Из двух слов.
3. Из главного и зависимого слова.
2. Из двух слов с предлогом.
4. Из равноправных слов
Вопрос: Что не является словосочетанием?
1. сущ. + сущ.
2. Подлежащее + сказуемое
3. Глагол + глагол
4. сущ. + прилагательн.
Вопрос: Что является словосочетанием?
1.Прозвенел звонок.
3. Вошёл в класс
2. Начался урок
4. Листья падают
ТЕСТ
Вопрос: Что такое словосочетание?
1. Два слова
2. Два или несколько слов, связанных по смыслу и грамматически
3. Слова, связанные по смыслу.
4. Два слова с предлогом.
Вопрос: Из чего состоит словосочетание?
1. Из двух слов.
3. Из главного и зависимого слова.
2. Из двух слов с предлогом.
4. Из равноправных слов
Вопрос: Что не является словосочетанием?
1. сущ. + сущ.
2. Подлежащее + сказуемое
3. Глагол + глагол
4. сущ. + прилагательн.
Вопрос: Что является словосочетанием?
1.Прозвенел звонок.
3. Вошёл в класс
2. Начался урок
4. Листья падают