Исследовательский метод в технологии деятельностного обучения.
№пп | Этап урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1 | Самоопреде-ление к деятельности | Организация направленного внимания на начало урока. | Учитель проверяет готовность детей к уроку. Создает условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность. Громко прозвенел звонок начинается урок. Слушаем, запоминаем, ни минуты не теряем. | Психологически настраиваются на урок, проверяют наличие принадлежностей. | Регулятивные: - волевая саморегуляцияЛичностные: Смыслообразо-вание (Я должен посмотреть...) Коммуникатив-ные: -подготовка к учебному сотрудничеству с учителем и со сверстниками. |
2 | Актуализа-ция знаний и фиксация затруднения деятельности. | Актуализировать знания о правописании твердого и мягкого знака в словах. | 1. Игра «Рыбалка» - С какого шага начинаем? - В какой части слова вы умеете проверять орфограммы? Двое у доски слово «вьюн». Проверка з-б, выявление трудности постановки знака буквы. -Вы уже догадались о чем сегодня пойдет речь? -Почему они в стороне от всех букв? -Так может быть они нам и не нужны? Какую роль они выполняют в словах? | Работают с словами, в которых проверяемые орфограммы. Проверяют и подсчитывают количество правильных ответов, –двое у доски слово «вьюн». Отвечают на вопросы учителя: -( с разминки) (в корне) -О буквах ъ, ь. -(Они не имеют звуков) -(Нужны)
(Ь показатель мягкости согласного, Ъ разделяет согласный от гласного) - схемы | Познаватель-ные: - общеучебные умения структуриро-вать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Логические: - анализ, сравнение, синтез. Регулятивные: - контроль и оценка прогнозирова-ния (при анализе учебного действия). Коммун: уметь выражать свои мысли, слушать ответы одноклассни-ков, сравнивать со своими ответами. |
3 | Целеполага-ние. Постановка учебной задачи. | Познакомить с учебной задачей. Согласовать и зафиксировать тему и цель урока. | 1. Организовывает актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний. 2. Фиксирует актуализированные способы действия в речи (повторение правил). 3. Фиксирует актуальные способы действия в знаках (эталоны, схемы, опора по правилам). 4. Организовывает обобщение актуализир. способов действий. Мотивирует к учебному действию. - Ребята, выдогадались, о чём мы будем говорить сегодня на уроке. -Кто может назвать тему урока? -Сформулируйте цель урока (чему будем учиться?) -Какие задачи необходимо решить? -Что вам поможет сделать открытие? -Чтобы достигнуть цели урока, можно идти разными путями. Путь 1: взять готовый алгоритм Путь 2: Выработать самим алгоритм работы над правильным написанием слов с разделительным ъ и ь знаком. -Каким путём мы пойдём и почему?
-Хорошо! Итак, мы сами «откроем» правило написания слов с разделительными ь и ъ знаками. | 1. уч-ся ставят цель урока. 2. уч-ся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники, Интернет...) вывод в учебнике . 3. уч-ся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели (правописание разделительных ъ и ь знаков) Учиться писать слова с ь и ъ знаками Красиво писать, внимательно слушать учителя, дружно работать в группе, в паре. План. (Лучше попробовать самим выявить правило, чтобы лучше им овладеть и запомнить его). | Личн:анализи-ровать учебную ситуацию и ставить задачу урока Коммун: высказывать свои мнения, слушать ответы других. |
4 | Построение проекта выхода из затруднения | Учить самостоятель-но формулиро-вать правило, организовать фиксацию преодоления затруднения. | 1. Организовывает реализацию построенного проекта в соответствии с планом. 2. Организовывает фиксацию нового способа действия в речи. 3. Организовывает фиксацию нового действия в знаках. 4. Обсуждение возможности применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа. 5. Организовывает усвоение детьми нового способа действий во внешней речи ( в парах) - Что помогает в открытии нового? -Составим план нашей работы. - Расположите правильно части плана. План. Сделаю вывод. Построю схему. Проанализирую слова. Учитель предлагает выполнить упр. 553 учебника, где предлагается слова разбить на 2 группы.( с комментированием) Какие? (Слайд2) 1)-А анализировать мы будем слова из упражнения учебника. (Слайд 2) - Что значит проанализировать? (Найти признаки сходства и различия) – Что общего в каждой группе слов? -Выделим корни в словах. - Какая часть стоит перед корнем? - Что же разделяет ъ? Перед какими буквами пишется ъ разделительный? .- Что общего в словах второго столбика? - Перед какими буквами пишется ь разделительный знак? 2)- Построим схему. (Работа в группах.) -Повторим правила работы в группе. 3) Сделайте вывод.( расскажите правило), опираясь на схему. Как вы будете пользоваться этим правилом? Расскажите по алгоритму. – Давайте посмотрим, правильный ли мы сделали вывод? | - проводят наблюдение над словами в написании которых есть ъ и ь - определяют роль ъ и ь в слове и их правописание. - -самостоятельно формулируют правило и записывают его в виде опорной схемы. План . План работы. 1.Проанализирую слова. 2. Построю схему. 3. Сделаю вывод . Выполняют упражнение с комментированием. -Найти сходства и различия. (работают на доске) Отвечают на вопросы учителя. Работа в группах - составление схем, проверка с исправлениями и дополнениями. Делают вывод, пользуясь схемой. (Читают правило по учебнику) | Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества Познаватель-ные: - поиск и выделение необходимой информации - смысловое чтение - построение логической цепи рассуждения |
5 | Физминутка | | | | |
6 | Первичное закрепление во внешней речи. | Формирова-ние навыка правописания разделительного твёрдого знака. | . Организовывает самостоятельное выполнение уч-ся типовых заданий на новый способ действия. - Ну что ж, начнём тренироваться ставить эти знаки в нужном месте. И сейчас я вам предлагаю работу в микрогруппах . (Паровоз) Каждая группа получает задание. Прикрепить свой вагон к составу поезда, на котором записаны слова с пропущенной буквой. Вам надо подумать какой разделительный знак надо вписать: ь или ъ. Как только запишите, идёте и прикрепляете свой вагон. Слова на вагонах: объявил, съехались, подъехал, отъезд, подъём, веселье, затишье, деревья, вьюга, варенье. -----Ну а теперь посмотрим, какой состав поезда у нас получился. | - работа в микрогруппах. (учащиеся выполняют задание). Слова на вагонах: объявил, съехались, подъехал, отъезд, подъём, веселье, затишье, деревья, вьюга, варенье. Проверка работы групп. | Регулятивные: - контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном. Познаватель-ные: -умение осознанно и произвольно строить высказывания. Личн:осозна-ние смысла изучения правописания ъ и ь знака и успешное использование его в словах. |
7 | Самостоя-тельная работа с самопровер-кой | Учить детей в самоорганизации при выполнении учебного задания. | - Организовывает сопоставление работы с эталоном для самопроверки. -По результатам выполнения самостоятельной организовывает рефлексию деятельности по применению нового способа деят-сти. -А мы продолжаем учиться различать, где писать разделительный ь, а где разделительный ъ. И сейчас я предлагаю вам поработать в паре с проверкой. Положите перед собой лист с заданием. Ваша задача: внимательно прочитать слова. Решить орфографические задачи. Кто сможет составить из них предложение и записать на листочке. . Вз…ерошенные, прыгали, у, вороб…и, руч…я . Приход, солов…и, весны. об…явил. | - самостоятельная работа по карточкам в парах с проверкой работы других пар. (Взъерошенные воробьи прыгали у ручья. Соловьи объявили приход весны.) | Регулятивные: - контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном. Познаватель-ные: -умение осознанно и произвольно строить высказывания. Личност: самоопределе-ние к деятельности, способность к самооценке. Коммун: умение работать в группе и парами. |
8I | Включение в систему знаний. | Закрепить изученный материал, проконтролировать умения учащихся использовать полученные умения и навыки. | Организует самостоятельную работу по учебнику с последующей самопроверкой по образцу. | Работа по учебнику (самостоятельная) Проверяют свою работу по образцу на экране.. |
9 | Домашнее задание | | Учитель предлагает выполнить дома разноуровневые задания (на экране) Красный огонек – – упр .557 Желтый огонек - придумать и записать по 7 слов с разделительным ъ и ь. Зеленый огонек – найти стихи, в которых есть разделительный ъ. | Слушают учителя, выбирают и записывают домашнее задание. | Познавател: - умение структуриро-вать знания - оценка процессов и результатов деятельности Регулятивные: - волевая саморегуляция - осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению |
10 | Рефлексия учебной деятельности | Сформировать личную ответственность за результат своего труда. | 1. Организовывает рефлексию уч-ся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации, своей деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками. -С какой новой орфограммой познакомились? -Что нового узнали? -Какие задачи мы ставили? Какой вывод мы можем сделать? -Удалось ли нам достичь поставленных цели? - Оцените свою работу на уроке в листах самооценки. -Выставление оценок за урок. Комментирование оценок. -Подумайте и сделайте вывод о результатах своего труда на уроке с помощью дешефратора : -Пусть каждый из вас выберет себе утверждение. Перед вами карточки разного цвета. Выберите утверждение с которым вы согласны, поднимите соответствующийцвет дешефратора -Спасибо за работу. Сегодня вы хорошо потрудились, молодцы! | Оценивают свою деятельность, взаимодействие с учителем и одноклассниками. | Коммуникатив-ные: - умение выражать свои мысли - оценивание качества своей и общей учебной деятельности Личн:осознать смысл правописания разделительно-го ъ и ь, понимать значимость правильного написания разделительно-го твёрдого и мягкого знака. |