Слайд 2 - Я просила вас узнать у родителей о своем детстве. Кто хочет рассказать о себе? (Ответы детей) - Как вы сообщали родителям о своих желаниях, настроениях, когда были совсем маленькими? (жестами, звуками) - Понимали вас родители? - Какие первые слова вы научились говорить? Как их произносили? Все вас хорошо понимали? Почему? (ответы детей) Слайд 3 - Чем должен владеть человек, чтобы его могли понять другие? (речью) - Как вы думаете, о чем же пойдет разговор сегодня на уроке? - Вы определили тему урока. Но у каждого урока есть не только тема, но и цель. И то, и другое вы будете формулировать сами, а я буду стараться вам помочь. - Что же нам нужно узнать о речи? II. Работа над темой Слайд 4 - Что вы можете сказать о людях, которые изображены на рисунке? (это первобытные люди) Почему вы так решили? - Откройте учебники на странице 6. Помогите нашему предку. Почему его не понимают? Слайд 5 - Чем пользуется первобытный человек в своем рассказе? (жестами, отдельными звуками) Слайд 6 (Звук записан в презентации, но, если не нужен, его можно удалить.) - Первобытные люди и в самом деле совсем не умели говорить, но потребность в общении была столь велика, что им приходилось язык придумывать. Да, да, именно придумывать, потому что его не было вовсе. - Как вы думаете, когда же возникла речь? (мнения детей) Слайд 7 (со звуком) - Никто этого точно не знает, но многие считают, что речь могла возникнуть, когда люди стали делать каменные орудия, примерно 25 тысяч лет назад. Слайд 8 (со звуком) - Каждый раз, когда возникало какое-то слово, пещерные люди «договаривались», что оно будет означать. Когда они изобрели слова, сразу стало легче и лучше жить. Слова помогали людям общаться. Так появилась устная речь. Слайд 9 (со звуком) - Устная речь – от слова уста (на древнерусском языке означало рот, губы) -Когда мы используем устную речь? (Устную речь мы слышим и произносим) - С каким видов речи мы познакомились? ( с устной речью) Физкультминутка Слайд 10 - С помощью устной речи я сейчас буду выражать какую-либо просьбу или сообщать вам что-нибудь. Если услышите просьбу, то постарайтесь ее выполнить. А если услышите сообщение, то стойте неподвижно. Встаньте, пожалуйста. У меня замечательное настроение. Покажите мне свои ладошки. Хлопните три раза, пожалуйста. Первоклассник внимательно слушает. Поставьте руки на пояс и наклонитесь влево - вправо. Дети слышат правильную речь. Тихонько сядьте на свои места. - Какую речь я использовала во время физкультминутки? (устную) Слайд 11 - Язык был созданием человека, множества людей. Но вот беда, слово исчезало в воздухе, едва его произносили. Со временем, чем больше становилось знаний, тем труднее было удерживать их в памяти. Непростая это была задача для древнего человека – сохранить информацию. - Как вы думаете, какой выход нашли наши предки? Слайд 12 Рисуночное письмо было первым шагом к современной письменности. С помощью рисунков люди пробовали общаться друг с другом. - Откройте учебники на странице 6. «Прочитайте» письмо первобытной девочки Таффи, которую придумал сказочник Киплинг. --Что она хотела сообщить? (ответы детей) Слайд 13 (со звуком) - Откройте рабочие тетради. Нарисуйте то, о чем вы хотите сообщить всем. Рассматривание и обсуждение сюжетов рисунков. - Так ли вас поняли одноклассники? Почему? (мнения детей) - Потом древние люди придумали пиктограммы, чтобы более понятно выражать свои мысли. Слайд 14 (эффекты анимации настроены по щелчку) - Прочитайте пиктограмму – предложение. - Как вы думаете, что обозначают черточки под рисунками? (ответы детей) - Это схема предложения. Каждое слово в схеме обозначается чертой, первое слово пишется с большой буквы – завышенный левый край черты. В конце всегда ставится какой-то знак. Здесь стоит точка. -Кто сможет придумать свое предложение по этой схеме? (ответы детей) Слайд 15 - Ушло из современной жизни рисуночное письмо, но оно преобразовалось в искусство живописи ( вслушайтесь в слово). Через рисунок художник выражает свои чувства и мысли. Мы можем их «прочитать». (Если есть время, сравнить две контрастные по настроению картины И. А. Айвазовского) Слайд 16 - Наконец, человек придумал знаки. Ими он пользуется и сейчас. Слайд 17 - Посмотрите на слова (с. 6), которые здесь написаны. - Какое из этих слов вы можете прочитать или видите в нем знакомые буквы? - На каком языке написано это слово? - А знаете вы, как пишется это слово по-японски? А по-английски? Попробуйте написать эти слова сами. (дети перерисовывают слова в учебнике) - Что использовали для написания слов? (буквы, иероглифы). - Можем ли мы сказать, что для их написания используют устную речь? Почему? Слайд 18 Физкультминутка (со звуком) - Какая речь использована для проведения физкультминутки? (устная) Слайд 19 - В «Азбуке», кроме картинок, страницы заполнены знаками (буквами). Этими знаками записаны рассказы, стихи, сказки. Это тоже вид речи, но какой? (Письменный) И речь будет называться письменная. - Чтобы узнать, что написано или напечатано, надо учиться читать. Этим мы и будем заниматься на уроках обучения грамоте и литературного чтения. |