СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка. Разработка урока по теме: «Речь устная и письменная»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«История речи. Речь устная и письменная. Схема предложения»

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка. Разработка урока по теме: «Речь устная и письменная»»

Подробный конспект урока.

«Речь устная и пистменная»


Подготовила учитель начальной школы

МБОУ СОШ№20 г.Новочеркасск

Зубкова Татьяна Ивановна.







Организационная информация

Тема урока


«История речи. Речь устная и письменная. Схема предложения»

Предмет

литературное чтение (обучение грамоте)

Класс

1

Автор урока ( должность)

учитель начальных классов

Образовательное учреждение

МБОУ СОШ№20 г.Новочеркасск

Республика/край, город/поселение

Россия, Ростовская область

Методическая информация

Тип урока


урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цели урока


- создать условия для открытия учащимися видов речи и ее функций;

- дать первоначальное представление о схеме предложения;

- способствовать развитию устойчивого познавательного интереса к предмету

Задачи урока


1. Познакомить детей с видами речи и ее функцией.

2. Учить составлять схемы предложений и предложения по схемам.

3. Развивать память, внимание, речь, мышление и наблюдательность младших школьников.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока

Дети познакомятся с видами речи;

потренируются составлять схемы предложений и предложения по схемам.


Необходимое оборудование и материалы

- учебник «Русский язык» Т.М.Андрианова, В.А.Илюхина,

- раздаточный индивидуальный материал для домашнего задания,

- компьютер, - проектор, - презентация.

Подробный конспект урока

Мотивация учащихся


I. Вступительная беседа.

- Дети, я очень рада, что мы собрались все вместе. Я с удовольствием смотрю на ваши симпатичные личики. У нас много интересной работы. Мы с вами опять будем узнавать новое, доказывать, спорить, радоваться успехам, а с неудачами предлагаю справляться всем вместе. Что скажете, согласны? (Мнения ребят)

- На чем мы с вами остановились вчера? (Дети должны были дома расспросить родителей о своем раннем детстве)

Ход и содержание урока


Слайд 2

- Я просила вас узнать у родителей о своем детстве. Кто хочет рассказать о себе? (Ответы детей)

- Как вы сообщали родителям о своих желаниях, настроениях, когда были совсем маленькими? (жестами, звуками)

- Понимали вас родители?

- Какие первые слова вы научились говорить? Как их произносили? Все вас хорошо понимали? Почему? (ответы детей)

Слайд 3

- Чем должен владеть человек, чтобы его могли понять другие? (речью)

- Как вы думаете, о чем же пойдет разговор сегодня на уроке?

- Вы определили тему урока. Но у каждого урока есть не только тема, но и цель. И то, и другое вы будете формулировать сами, а я буду стараться вам помочь.

- Что же нам нужно узнать о речи?

II. Работа над темой

  • Знакомство с историей устной речи.

Слайд 4

- Что вы можете сказать о людях, которые изображены на рисунке? (это первобытные люди) Почему вы так решили?

- Откройте учебники на странице 6. Помогите нашему предку. Почему его не понимают?

Слайд 5

- Чем пользуется первобытный человек в своем рассказе? (жестами, отдельными звуками)

Слайд 6

(Звук записан в презентации, но, если не нужен, его можно удалить.)

- Первобытные люди и в самом деле совсем не умели говорить, но потребность в общении была столь велика, что им приходилось язык придумывать. Да, да, именно придумывать, потому что его не было вовсе.

- Как вы думаете, когда же возникла речь? (мнения детей)

Слайд 7 (со звуком)

- Никто этого точно не знает, но многие считают, что речь могла возникнуть, когда люди стали делать каменные орудия, примерно 25 тысяч лет назад.

Слайд 8 (со звуком)

- Каждый раз, когда возникало какое-то слово, пещерные люди «договаривались», что оно будет означать. Когда они изобрели слова, сразу стало легче и лучше жить. Слова помогали людям общаться. Так появилась устная речь.

Слайд 9 (со звуком)

- Устная речь – от слова уста (на древнерусском языке означало рот, губы)

-Когда мы используем устную речь? (Устную речь мы слышим и произносим)

- С каким видов речи мы познакомились? ( с устной речью)

Физкультминутка

Слайд 10

- С помощью устной речи я сейчас буду выражать какую-либо просьбу или сообщать вам что-нибудь. Если услышите просьбу, то постарайтесь ее выполнить. А если услышите сообщение, то стойте неподвижно.

Встаньте, пожалуйста.

У меня замечательное настроение.

Покажите мне свои ладошки.

Хлопните три раза, пожалуйста.

Первоклассник внимательно слушает.

Поставьте руки на пояс и наклонитесь влево - вправо.

Дети слышат правильную речь.

Тихонько сядьте на свои места.

- Какую речь я использовала во время физкультминутки? (устную)

  • Знакомство с историей письменной речи.

Слайд 11

- Язык был созданием человека, множества людей. Но вот беда, слово исчезало в воздухе, едва его произносили. Со временем, чем больше становилось знаний, тем труднее было удерживать их в памяти. Непростая это была задача для древнего человека – сохранить информацию.

- Как вы думаете, какой выход нашли наши предки?

Слайд 12

Рисуночное письмо было первым шагом к современной письменности. С помощью рисунков люди пробовали общаться друг с другом.

- Откройте учебники на странице 6. «Прочитайте» письмо первобытной девочки Таффи, которую придумал сказочник Киплинг. --Что она хотела сообщить? (ответы детей)

Слайд 13 (со звуком)

- Откройте рабочие тетради. Нарисуйте то, о чем вы хотите сообщить всем.

Рассматривание и обсуждение сюжетов рисунков.

- Так ли вас поняли одноклассники? Почему? (мнения детей)

- Потом древние люди придумали пиктограммы, чтобы более понятно выражать свои мысли.

Слайд 14 (эффекты анимации настроены по щелчку)

- Прочитайте пиктограмму – предложение.

- Как вы думаете, что обозначают черточки под рисунками? (ответы детей)

- Это схема предложения. Каждое слово в схеме обозначается чертой, первое слово пишется с большой буквы – завышенный левый край черты. В конце всегда ставится какой-то знак. Здесь стоит точка.

-Кто сможет придумать свое предложение по этой схеме? (ответы детей)

Слайд 15

- Ушло из современной жизни рисуночное письмо, но оно преобразовалось в искусство живописи ( вслушайтесь в слово). Через рисунок художник выражает свои чувства и мысли. Мы можем их «прочитать». (Если есть время, сравнить две контрастные по настроению картины И. А. Айвазовского)

Слайд 16

- Наконец, человек придумал знаки. Ими он пользуется и сейчас.

Слайд 17

- Посмотрите на слова (с. 6), которые здесь написаны.

- Какое из этих слов вы можете прочитать или видите в нем знакомые буквы?

- На каком языке написано это слово?

- А знаете вы, как пишется это слово по-японски? А по-английски?

Попробуйте написать эти слова сами. (дети перерисовывают слова в учебнике)

- Что использовали для написания слов? (буквы, иероглифы).

- Можем ли мы сказать, что для их написания используют устную речь? Почему?

Слайд 18

Физкультминутка (со звуком)

- Какая речь использована для проведения физкультминутки? (устная)

Слайд 19

- В «Азбуке», кроме картинок, страницы заполнены знаками (буквами). Этими знаками записаны рассказы, стихи, сказки. Это тоже вид речи, но какой? (Письменный)

И речь будет называться письменная.

- Чтобы узнать, что написано или напечатано, надо учиться читать. Этим мы и будем заниматься на уроках обучения грамоте и литературного чтения.

Проверка и оценивание ЗУНКов


III. Обобщение об устной и письменной речи.

Слайд 20

- Тот путь, который человечество прошло за многие тысячелетия, вы проходите всего за 7 лет.

- Рассмотрите рисунки. - Кто на рисунках пользуется письменной речью?

- Кто пользуется устной речью?

- Придумайте, пожалуйста, предложения по этим схемам:

______ ______ ______ _____ .


______ ______ .


-Кто хочет предложить нам свое предложение, а мы к нему составим схему.

(Можно эту работу предложить в парах: один ребенок придумывает предложение, а второй в тетради чертит схему. Потом меняются ролями.)

Рефлексия деятельности на уроке


IV. Рефлексия.

Долго и трудно шел человек к речи.

- А зачем она нужна?

- О каких видах речи вы узнали на уроке?

- Чему учились сегодня?

- Зачем нужна устная речь? А письменная?

- Что бы вы еще хотели узнать о речи?

Домашнее задание


V. Домашнее задание.

- Я раздам вам листочки с посланием наших предков. Вы, по желанию, попытаетесь прочитать то, что написал древний человек. А кто-то, может быть, сам захочет написать нам послание, используя данный шифр.

- Урок окончен.

Дополнительная необходимая информация

Домашнее задание в 1 классе не дается, но по желанию дети могут его выполнить. Кто не выполнит, его за это не наказывать.

В помощь учителю

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

Сложно удерживать внимание первоклассников в процессе всего урока, а смена видов работы поможет решить данную проблему.

Переход от слайда к слайду осуществляется по щелчку.

Советы по логическому переходу от данного урока к последующим

На следующих уроках повторяется и закрепляется эта тема.