Государственное бюджетное образовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа №1
« Образовательный центр» п.г.т. Стройкерамика
муниципального района Волжский Самарской области
Конспект открытого урока - путешествия
по русскому языку
по теме: « Развитие речи.
Работа со словарными словами»
в 3А классе
Учитель I квалификационной категории:
Евдокимова Н.Б.
2013 -2014 учебный год
п.г.т. Стройкерамика
Тема урока: « Развитие речи. Работа со словарными словами».
Тип урока: Изучение нового материала.
Вид урока: Межпредметные связи. Развитие речи.
Форма урока: Путешествие (активные методы обучения)
Технологии: информационные, исследовательские, развивающее обучение, проектная деятельность, проблемный диалог.
Цель: познакомить с новым словарным словом, дать толкование слова
« дорога»;
Задачи:
привести этимологическую справку из истории слова;
повторить темы: « Состав слова», « Части речи», « Члены предложения»;
развивать устную и письменную речь учащихся;
вырабатывать орфографическую зоркость;
формировать учебную самостоятельность учащихся; коммуникативные компетенции;
расширять осведомлённость учащихся (информационные компетенции);
способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей, обеспечивать их благополучие в процессе обучения, их психически комфортное состояние;
воспитывать интерес к родному языку, аккуратность каллиграфических навыков; эстетический вкус в оформлении работ.
Планируемые результаты
Личностные результаты
развитие чувства любви и гордости к Родине, его народу, истории, культуре;
развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;
становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;
становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка;
развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;
развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствовать другим людям, сопереживать (в радости, горе и др.).
осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесённую в общении речь;
ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
представление о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;
выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
Познавательные УУД
осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;
использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;
воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;
осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);
использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;
пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;
осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;
составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.
Коммуникативные УУД
ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;
участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;
оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
Оборудование:
иллюстрации к слову « дорога»;
Человечек – словарик;
загадки;
карточки с прилагательными, глаголами, предлогами;
иллюстрации городков;
карточки для индивидуальной работы « Словарные слова»;
толковые словари;
синий и зелёный карандаш у детей;
иллюстрации для игры « Ассоциации»;
цветные карточки для упражнения на развитие памяти;
листочки для самостоятельной работы.
мультимедийный проектор, экран;
электронная версия урока — презентация
Электронный тренажёр «Зарядка для глаз»
Ход урока
I.Организационный момент.
Дидактическая задача: Подготовка учащихся к работе.
Показатели реального результата решения задачи: Полная готовность класса и оборудования , включение учащихся в деловой ритм.
Формируемые УУД. Формирование личностной заинтересованности
Формирование осознания этапов урока для того, чтобы в будущем учить детей самостоятельно планировать и организовывать деятельность в целом и учебную деятельность на уроке, в частности
Каждый день - всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
II. Самоопределение к деятельности.
1.Определение темы и целей урока.
Дидактическая задача: Организовать и направить к цели деятельность учащихся.
Показатели реального результата решения задачи: Готовность учащихся к активной познавательной деятельности на основе опорных знаний.
Формируемые УУД. Формирование умений оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других. Формирование умений ориентироваться в своей системе знаний, уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую. Формирование умений проговаривать последовательность действий, высказывать своё предположение.
-Сегодня мы с вами отправимся в Страну Трудных слов
( Презентация. Слайд №2)
-Как вы думаете, почему она так называется?
-Сопровождать нас будет Человечек – Словарик.
( Презентация. Слайд № 3)
-Мы побываем в разных городах этой удивительной страны. Перед вами карта путешествий.
( Презентация. Слайд № 4)
- По рассуждайте что ждёт нас в каждом из этих городов?
2. Психологический настрой.
Дидактическая задача: Организовать и направить к цели деятельность учащихся.
Показатели реального результата решения задачи: Снятие усталости и напряжения, внесение эмоционального заряда.
Формируемые УУД. Формирование умений оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других. Формирование представлений о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям.
а) Упражнение на развитие зрительной памяти.
Детям предлагаются для запоминания 5 карточек разного цвета с изображёнными на них значками.
б) Упражнение на развитие ассоциативной памяти.
Предъявляются 10 предметных картинок для запоминания. Одновременно зачитываются 10 слов, каждое из которых связано по смыслу с одной из картинок.
( Презентация. Слайд № 5 )
Предлагается запомнить только слова к картинкам.
Корова – молоко
Курица – цыплёнок
Книга – читать
Пылесос- уборка
Карандаш – острый
Игла – шить
Рыба- река
Яблоко – сад
Ландыш – душистый
Пирог - вкусный
-Назовите словарные слова.
( корова, молоко, карандаш, яблоко)
III. Каллиграфические фантазии.
Дидактическая задача: Подготовка руки учащихся к работе.
Показатели реального результата решения задачи: Включение учащихся в деловой ритм.
Формируемые УУД. Формирование личностной заинтересованности в грамотном каллиграфическом письме. Формирование умений находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;Формирование умений осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;
Поэтическая минутка.
Колесом за сини горы
Солнце синее скатилось.
Дремлет взрытая дорога,
Ей сегодня примечталось,
Что совсем, совсем немного
Ждать зимы седой осталось.
Гг


Гора – горный
IV. Профилактика нарушения зрения. Электронный тренажёр «Зарядка для глаз»
Показатели реального результата решения задачи: Снятие усталости и напряжения, внесение эмоционального заряда.
Формируемые УУД. Формирование представлений о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям.
V. Работа по теме урока.
1.Знакомство с новым словарным словом.
Дидактическая задача: Активизация познавательной активности учащихся. Актуализация опорных знаний и умений.
Показатели реального результата решения задачи: Активность познавательной деятельности, понимание учащимися практической значимости изучаемого материала.
Формируемые УУД. Формирование умений оформлять свои мысли в устной форме Формирование умений ориентироваться в своей системе знаний. Формировать умения применять ранее полученные знания при выполнении заданий, уметь определять и формулировать тему, цель урока с помощью учителя.
-Что нужно сделать , чтобы попасть в первый город Загадкино,
( Презентация. Слайд № 6 ) нужно отгадать загадки, все они об одном предмете, подумайте что это за предмет.
( Дети загадывают загадки)
Вьётся лента через лес
И доходит до небес.
Неживая – а идёт,
Неподвижна – а ведёт.
Шагаешь – впереди лежит.
Оглянешься – назад бежит.
Куда бежит –
Сама не знает,
В степи ровна,
В лесу плутает,
Споткнётся у порога
Что это?...
Тянется нитка,
А в клубок не смотать.
Высоких деревьев длинней,
Травиночки маленькой ниже,
С ней дали становятся ближе,
И мир открывается с ней.
Тянется нитка
Без конца и края,
Лесом, перелеском,
Полем, мимо гая-
Ни её порвать,
Ни в клубок смотать.
Всем она давно знакома –
Ждёт послушно возле дома.
Только выйдешь из ворот –
Куда хочешь, поведёт.
(дорога)
-Как догадались?
-Произнесём слово.
-Прочитаем по опоре.
-Почему произносится и пишется по разному?
-Запишите слово в тетрадь, обозначьте орфограмму.
-Почему слово поселилось в стране Трудных слов? ( Нельзя проверить, нужно запомнить).
-И так продолжаем путешествие, теперь у нас есть помощники Словарик и дорога.
2. Толкование слова.
-Вот на горизонте появился ещё один город Толковый.
( Презентация. Слайд № 7 )
- Какая орфограмма спряталась в названии этого города?
- Здесь живут толковые словари, они помогают путешественникам узнавать значения трудных слов.
-Какое же значение имеет слово « дорога»?
- Послушаем жителей толкового города.
( Презентация. Слайд № 8 )
( Дети работают в парах с « Толковыми словарями)
1)Узкая полоска земли, предназначенная для передвижения. По ней движутся машины, идут люди. (Просёлочная дорога. Грунтовая дорога. Асфальтированная дорога.)
2) Место, по которому надо пройти или проехать. Путь следования.
3) Путешествие, поездка.
-Какое же значение имеет слово?
путь сообщения
путь следования
поездка, путешествие
-Объясните правописание выделенных орфограмм.
3. К истокам слова.
-Продолжаем наше путешествие и вот уже мы с вами в городе Исторический.
( Презентация. Слайд № 9)
-В этом городе есть машина времени ( Презентация. Слайд № 10), которая может отправить нас в прошлое, чтобы узнать как же появилось в русском языке слово «дорога».
-Чтобы машина заработала, нужно произнести заклинание, прочитаем все вместе: (читают стоя)
(Презентация. Слайд № 11)
Кто более иль менее с историей знаком
Считает он историю совсем не пустяком
Не случай не везение тебе поможет вдруг
История, история твой самый лучший друг!
Работа в группах.
Происхождение.
Буквально слово это некогда значило «овраг», «углубление в почве», «лощина»; такое значение сохранилось за ним и поныне в других славянских языках. Можно думать, что в древности пути прокладывались по таким долинкам. А возможно, дело в том, что на открытых местах любая древняя колея или тропа быстро превращалась в размытые водами лощины - «дороги» (Л. Успенский).
Существует другое мнение: слово «дорога» восходит к общеславянскому
«дорога», одного корня с «дергать», «драть». Чтобы проложить дорогу, нужно было расчистить полоску земли от деревьев, кустарников, дерна. Поэтому слово «дорога» могло образоваться от «дорг», «дергать» - «продранное в лесу пространство, полоска земли, с которой выкорчеван лес». Интересно, что исторически слово «дорога» оказывается родственным словам «деревня», «дерево».
Дорога - дорг, дёргать = «продранное в лесу пространство».
-Что же в старину называли дорогами? ( Лесные просеки, расчистки, лощины)
( Отчёты групп)
4.Работа с учебником.
-Прочитаем, какие дороги были в 19 веке. ( Учебник чтения)
5. Музыкальная минутка с движениями.
Дидактическая задача: Организовать отдых для снятия напряжения с мышц тела.
Показатели реального результата решения задачи: Снятие усталости и напряжения, внесение эмоционального заряда.
Формируемые УУД. Формирование развития интеллектуальных функций, эмоционально - волевой сферы и игровой деятельности, черт гармоничной и не закомплексованной личности, соблюдения здорового образа жизни
6. Работа с однокоренными словами. Работа в паре.
Дидактическая задача: Обеспечение усвоения знаний и способов действия на уровне применения в изменённой ситуации, формирование умений работать в паре.
Показатели реального результата решения задачи: Формирование практических умений, утверждение в себе, построение человеческих и деловых отношений , развитие контроля и оценки.
Формируемые УУД. Формирование умения выполнять последовательность действий , позицию по отношению к своей работе в группе, быть исследователем, организовывать совместную работу.
-Продолжаем путешествие и приближаемся к городу Словария.
(Презентация. Слайд № 12)
-Здесь живут однокоренные слова трудных слов – родственники. Но они невидимые, чтобы их увидеть, нужно их разгадать. К какому слову будем искать родственников?
- Запишите его с красной строки.
Дорога
( Один у доски)
(Презентация. Слайд № 13)
1) Маленькая сестрёнка дороги—дорожка.
2) Ласковое название дороги – дороженька.
3) Человек обслуживающий дорогу – дорожник.
4) Знак безопасного движения по дороге – дорожный.
5) Дорога по которой невозможно проехать – бездорожье.
6) Лекарственное растение , растущее на дорогах – подорожник.
7) Гостиница, отель, закусочная возле дороги – придорожный( ая).
- Что такое корень?
-Как написали корень в родственных словах?
-Разберём по составу эти слова.
( Оценка работающему у доски)
7. Сочетаемость слов. Коллективная работа.
-Двигаемся дальше по дороге и попадаем в город – Дружный.
(Презентация. Слайд № 14)
-Здесь живут друзья слова дорога и других трудных слов. Они всегда в речи употребляются именно со своими друзьями. А зовут их подумайте как?
-Найдите у себя на карточках имена прилагательные друзья слова
« дорога». Прочитаем друзей вместе.
( Чтение цепочкой-встают)
- Найдите глаголы друзья существительного « дорога».
( Чтение цепочкой-садятся)
- Найдите предлоги.
( Чтение цепочкой)
8. Пальчиковая гимнастика.
Дидактическая задача: Организовать отдых для снятия напряжения с мышц тела.
Показатели реального результата решения задачи: Снятие усталости и напряжения, внесение эмоционального заряда.
Формируемые УУД. Формирование развития интеллектуальных функций, эмоционально - волевой сферы и игровой деятельности, черт гармоничной и не закомплексованной личности, соблюдения здорового образа жизни
9. Работа в тетради.
Тетрадь правильно кладу,
Ручку правильно держу,
За посадкою слежу,
С чистотою я дружу,
На « отлично « напишу.
-Составьте предложение с существительным « дорога» и употребите в нём друзей сущ – прил., гл., предлоги. Предложение должно быть распространённым с однородными членами предложения. ( Назвать устно. Записать своё или понравившееся).
-Подчеркните грамматическую основу предложения.
10. Синонимы.
-Едем дальше по дороге и попадаем в город Синоним.
(Презентация. Слайд № 15)
-Кто живёт в этом городе?
(Здесь живут слова близкие по значению трудным словам, но не родственники) -Познакомимся с ними .
-Подберите слова – синонимы к слову « дорога».
(Презентация. Слайд № 16)
путь тропинка
-Объясните правописание выделенных орфограмм.
11. Когда так говорят.
- Вот мы очутились в городе Крылатск.
(Презентация. Слайд № 17)
-Кто нас встретит в этом городе?
(Здесь живут крылатые выражения, которые употребляются с трудными словами –фразеологизмы)
- Объясните значение крылатых выражений – когда так говорят?
(Презентация. Слайд № 18)
Стать поперёк дороги - быть препятствием кому – либо, в чём – либо мешать.
На дороге не валяется - даром не даётся, нечасто встречается, нелегко найти.
12. Работа с пословицами и поговорками.
-Из города Крылатск прямая дорога ведёт в город Народный. (Презентация . Слайд № 19)
-Здесь живут пословицы и поговорки о дороге.
- Вспомните какие вы знаете пословицы и поговорки со словом дорога.
-Объясните их значение.
-Запишем одну из пословиц в тетрадь.
(Презентация. Слайд № 20)
Самая лёгкая дорога та, которую уже прошёл.
Самая трудная дорога та, которую не знаешь.
Смелых дороги ведут к победе.
Где дорога, там и путь.
Умный товарищ – половина дороги.
Одному ехать и дорога длинна.
Имей голову и ноги – не будет беды на дороге.
По дороге езжай – рта не разевай.
Беседа дорогу коротает, а песня работу.
Дома рука и нога спит, в дороге и головушка не дремли.
В дорогу идти – пятеры лапти плести.
Красна дорога едоками, а обед пирогами.
VI. Индивидуальная работа по карточкам « Делаю сам».
- Чтобы вернуться домой мы должны выполнить задание Человечка – Словарика: поработать с карточками « Правописание словарных слов».
VII. Итог урока.
Дидактическая задача: Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели на уроке.
Показатели реального результата решения задачи: Чёткость, лаконичность, максимум участия ученика в оценке своей работы.
Формируемые УУД. Формирование умения проследить последовательность действий на уроке, дать самооценку учебной деятельности
VIII. Домашнее задание.
Дидактическая задача: Обеспечение усвоения знаний и способов действия на уровне применения в изменённой ситуации
Показатели реального результата решения задачи: Формирование практических умений, утверждение в себе
Формируемые УУД. Формирование умения выполнять последовательность действий , быть исследователем
IX.Реф лексия.
Дидактическая задача: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения и работы на уроке, оценка успешности достижения цели.
Показатели реального результата решения задачи: Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке, прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.
Формируемые УУД. Формирование умения проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Выберите цвет магнитика:
зелёный – я легко справлялся с заданиями
синий – я справлялся , но не со всеми
красный- мне было трудно, но я научусь