СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка с использованием ТКМЧП «Фразеологизмы. Устойчивые выражения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: знакомство с понятием «устойчивые выражения», «фразеологизмы»

Планируемые результаты:

метапредметные:

Личностные: формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению русского языка через практическую работу, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися.

Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать учебную деятельность.

  • :.ориентироваться в учебной книге, работать с несколькими  источниками информации,  делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Предметные:

  • понимать выразительные возможности устойчивых выражений;
  • объяснять значение фразеологизмов;
  • использовать фразеологизмы в собственной речи.

Тип вводимого знания: изучение нового.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка с использованием ТКМЧП «Фразеологизмы. Устойчивые выражения»»

Урок: русский язык

Класс: 3 «Г»

Тема: «Фразеологизмы. Устойчивые выражения»

Цель: знакомство с понятием «устойчивые выражения», «фразеологизмы»

Планируемые результаты:

метапредметные:

Личностные: формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению русского языка через практическую работу, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися.

Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать учебную деятельность.

Познавательные:.ориентироваться в учебной книге, работать с несколькими источниками информации, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Предметные:

  • понимать выразительные возможности устойчивых выражений;

  • объяснять значение фразеологизмов;

  • использовать фразеологизмы в собственной речи.

Тип вводимого знания: изучение нового.

Ход урока.

  1. Стадия "Вызов".

- На нашем уроке присутствуют гости. Повернитесь к ним лицом и поприветствуйте их.

- Потянитесь к солнышку!

- Что мы можем попросить у солнышка?

Присаживайтесь. Начинаем трудиться.

– Я уверенна, что сегодня у нас в вами все получится, потому что мы умеем ….(слышать, слушать и быть внимательными

1. Приём "Верные и неверные утверждения".

- У вас на столах листы с таблицей. Я задаю вопрос, если вы согласны- ставите-"+", если не согласны "-", если у вас возникли сомнения, то обведите этот номер в кружок.

1

2

3

4

5






Вопрос № 1. Верите ли вы, что антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным значением?

Вопрос № 2. Верите ли вы, что слова ПРИЯТЕЛЬ и ДРУГ – антонимы?

Вопрос № 3. Верите ли вы, что выражение «ВЗЯТЬ СЕБЯ В РУКИ» означает обхватить себя руками?

Вопрос № 4. Верите ли вы, что устойчивые выражения называются фразеологизмами?

Вопрос № 5. Верите ли вы, что толкование фразеологизмов можно найти в словаре Устойчивых выражений?

2. Обсуждение .

Вопрос № 1. Верите ли вы, что антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным значением? (+) Почему?

Вопрос № 2. Верите ли вы, что слова ПРИЯТЕЛЬ и ДРУГ – антонимы? (-)Почему?

Вопрос № 3. Верите ли вы, что выражение «ВЗЯТЬ СЕБЯ В РУКИ» означает обхватить себя руками? (?) Почему?

Вопрос № 4. Верите ли вы, что устойчивые выражения называются фразеологизмами? (?) Почему?

Вопрос № 5. Верите ли вы, что толкование фразеологизмов можно найти в словаре Устойчивых выражений? (?) Почему?

- Значение каких слов вам не совсем понятны? (Фразеологизм, устойчивые выражения).

- Ответ на какой вопрос также вызвал затруднение?

- Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока. Слайд № 2

- Какова цель нашего урока?

3. Составление плана урока.

-Предлагаю составить план урока. Слайд № 3

1. Узнать что такое…. (фразеологизмы)

2..Познакомиться ……(со словарем Устойчивых выражений)

3. Потренироваться в …… (нахождении и объяснении устойчивых выражений)

II. Стадия "Осмысление".

- Приступаем к обсуждению 1-го пункта плана «Узнать, что такое фразеологизмы». Слайд № 4

-1. Приём "Инсерт". Работа в парах. Слайд № 5

- Прочитайте текст о фразеологизмах. По ходу чтения делайте в тексте пометки:

V- эту информацию знал, знаю, вспомнил.

+ - это новая для меня информация.

?- эта информация мне не понятна, у меня появились вопросы.

Учащиеся читают, используя пометки.

Текст 

1. Фразеологизм – это устойчивое выражение.

2. В переводе с греческого языка «Фразис» - фраза, выражение, «логос» - слово, понятие.

3. Фразеологизмы мы не придумываем сами, а храним в памяти уже в готовом виде.

4. Их толкование можно узнать в словаре Устойчивых выражений.

5. В фразеологизмах нельзя заменить какое-то слово другим.


  1. Коллективное заполнение таблицы "Инсерт".


Вы прочитали текст. Давайте теперь заполним нашу таблицу. Слайд № 6


V эту информацию знал, знаю, вспомнил.

+ это новая для меня информация

? эта информация мне не понятна, у меня появились вопросы.

4. Толкование фразеологизма можно узнать в словаре Устойчивых выражений.


1.Фразеологизм – это устойчивое выражение.

2.В переводе с греческого языка «Фразис» - фраза, выражение, «логос» - слово, понятие.

3. Фразеологизмы мы не придумываем сами, а храним в памяти уже в готовом виде.


5.В нем нельзя заменить какое-то слово другим.


По ходу заполнения таблицы задаю вопросы:

  1. -Постарайтесь объяснить, почему фразеологизмы называют устойчивыми выражениями. («устойчивый» - крепко стоящий)

  2. Что можете сказать о самом слове «фразеологизм» с точки зрения его состава? (оно сложное, в нем два корня)

  3. Почему фразеологизмы мы не придумываем сами, а храним в памяти уже в готовом виде. (их за нас уже придумали люди, живущие ранее, а мы их используем уже в готовом виде)

  4. Толкование фразеологизма можно узнать в словаре Устойчивых выражений. Вы отметили, что эта информация вам знакома. Почему? (в нашем учебнике есть разные словари, в том числе и словарь Устойчивых выражений). Откройте учебник, раздел содержание, отыщите этот словарь. На какой он странице? (с. 157)

  5. В нем нельзя заменить какое-то слово другим. Эта информация до сегодняшнего дня остается непонятна. Почему? (мы не пробовали это сделать) Поставьте перед собой задачу для следующего этапа урока.

- Подведем итог 1-го этапа урока. Так что же такое фразеологизмы?

  1. Решение учебной проблемы.

– Приступаем к обсуждению 2-го и 3-го пунктов плана: Слайд № 7

«Познакомиться со словарем Устойчивых выражений»

«Потренироваться в объяснении устойчивых выражений»

- По иллюстрации догадайтесь, какой устойчивое выражение здесь скрыто?

  1. Слайд № 8

- Постарайтесь объяснить этот фразеологизм. Можно ли это выражение воспринимать буквально, в прямом смысле ? ( нет. Оно имеет переносное значение)

- Отыщите это выражение в словаре Устойчивых выражений.(с.158)

- Давайте заменим слово «кот» другим словом. Что получается. Звучит смешно. Значит, делаем вывод, что (фразелогизмы – устойчивые выражения, нельзя слова заменить другими)

- Составьте и запишите предложение с этим фразеологизмом. Подчеркните устойчивое выражение.(Запись в тетрадь и у доски)

- Постарайтесь в словаре отыскать выражение, противоположное по значению выражению «кот наплакал» ( «Хоть пруд пруди») расшифруйте его. Запишите пример из учебника в тетрадь..(В нашей речке карасей хоть пруд пруди.) Подчеркните фразеологизм.

- Можно ли выражения «Кот наплакал» и «Хоть пруд пруди» назвать антонимами? Почему? (противоположные по смыслу)

2. Слайд № 9

- А как вы понимаете смысл этого выражения? Можно ли это выражение воспринимать буквально, в прямом смысле? (нет. Оно имеет переносное значение) - Отыщите это выражение в словаре Устойчивых выражений.(с.159)

- Давайте заменим слово «рукава» другим словом. Что получается. Звучит смешно. Значит, делаем вывод, что (фразеологизмы – устойчивые выражения, в которых нельзя слова заменить другими)

- Составьте и запишите предложение с этим фразеологизмом. Подчеркните устойчивое выражение. (Запись в тетрадь и у доски)

3. –Попробуйте предположить, а как будет звучать фразеологизм , противоположный выражению «Спустя рукава»? (Засучив рукава) Слайд № 9

- Отыщите в словаре толкование этому фразеологизму. (его нет в учебнике)

- Как быть? Куда можем обратиться за помощью? (в интернет, в другой словарь)

- Как вы думаете, почему этого выражения нет в нашем словаре? (фразеологизмов очень много, не возможно их все поместить в наш словарь учебника)

(дети находят толкование фразеологизма «Засучив рукава» в интернете и другом словаре)

- На Руси раньше распространены были длинные рукава, которые засучивались перед работой (отсюда засучив рукава – усердно приняться за дело), а после работы опускались, чтобы согреть руки. Спущенные рукава мешали работе. Отсюда и возникла поговорка: работать спустя рукава – значит «работать небрежно, неохотно, лениво».

- Подведем итог. Если нам не понятно значение устойчивого выражения, где мы сможем найти его толкование? (можем обратиться в словарь учебника, в электронный словарь, в другой словарь Фразеологизмов, либо спросить у взрослых.)

- Как бы вы назвали выражения «Спустя рукава» и «Засучив рукава» (Антонимы) Почему?

4. Слайд № 10

- А как вы понимаете смысл этого выражения?

- Отыщите это выражение в словаре Устойчивых выражений.(с.157)

- Давайте заменим слово «в руки» другим словом. Что получается? Звучит смешно. Значит, делаем вывод, что (фразеологизмы – устойчивые выражения, в которых нельзя слова заменить другими)

- Можно ли это выражение воспринимать буквально? (нет. Оно имеет переносное значение)

- Составьте предложение с этим фразеологизмом.(Устно)

3. Включение нового в систему знаний и повторение.

- А какие вы знаете устойчивые выражения? Приведите примеры.

1. Работа в группах.

- Мы с вами должны создать «Фразеологический зверинец». Работать будем в группах. Но прежде, давайте вспомним правила работы в группе.

(1.Говорим вежливо. 2.Называем собеседника по имени. 3.Не перебиваем друг друга. 4.Работаем дружно.)

- Задания находится в конверте.

- Приступайте к работе.

Вместо (…) вклейте подходящую по смыслу картинку животного. Постарайтесь объяснить, когда так говорят.

1 группа: Голоден как…

Хитёр как…

2 группа: Труслив как…

Колючий как…

3 группа: Нем как…

Упрям как…

(К доске выходят представители групп и читают получившиеся фразеологизмы.)

- Оцените работу в группе..(Представители из других групп оценивают работу группы)

III. Стадия «Рефлексия»

  1. Возврат к приему «Верные и неверные утверждения»

- В начале урока вы отвечали на вопросы и некоторые вопросы вызвали у вас затруднения. Давайте к ним вернемся.

Вопрос №5. Верите ли вы, что выражение «ВЗЯТЬ СЕБЯ В РУКИ» означает обхватить себя руками?

- Как вы теперь на него ответите? ( «взять себя в руки», значит успокоиться)

Вопрос №6. Верите ли вы, что устойчивые выражения называются фразеологизмами?

(Верим, нельзя в них заменять одни слова другими)

Вопрос №7 . Верите ли вы, что толкование фразеологизма можно найти в словаре Устойчивых выражений? (Верим. Мы доказали это на практике)

- Где еще можем найти толкование фразеологизмов?


2. Подведение итога. Оценивание работы на уроке.

- Вспомните тему урока.

- Какие цели ставили перед собой?

- Удалось ли справиться с этими задачами?

- А для чего мы используем в своей речи фразеологизмы?

- О чем вы сегодня расскажите родителям, вернувшись из школы домой?


  • - Ребята, вы все сегодня хорошо, активно, засучив рукава, работали. Никто не ударил в грязь лицом и не сел в калошу. Я решила наградить вас ценными подарками. Вот неполный перечень подарков, которые вы получите: телевизор, компьютер, видеокамера, цифровой фотоаппарат, автомобиль марки ВМW и многие другие. Все они любезно предоставлены фирмой «Рожки да ножки». Вручение будет сразу, как только рак на горе свиснет, ну, или после дождичка в четверг.

  • Попались на удочку? А если серьёзно, то вас в столовой ожидает приз «Пальчики оближешь». Смотрите язык не проглотите и не забудьте снять лапшу с ушей.

3. Домашнее задание. Слайд №11

    1. Печатная тетрадь , № 78

    2. Найти устойчивые выражения с любым из слов, на ваше усмотрение: рука, язык, ухо.

- Урок окончен. Благодарю за работу.