СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "Слова и его значение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создать условия для знакомства с новым разделом курса- лексикой.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Слова и его значение"»

Технологическая карта изучения темы: «Слово и его значение».

Урок русского языка во 2 классе

по УМК «Начальная школа XXI века»

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых.

Автор: Ирина Геннадьевна Быкова, учитель начальных классов, высшая категория

Цели: Создать условия для знакомства с новым разделом курса – лексикой; организации повторения схематичного обозначения слова; введения понятия «лексическое значение слова».

Результаты:

Личностные: Создать условия для формирования умения принимать учебные цели, проявлять желание учиться;

Регулятивные: Самостоятельно организовать своё рабочее место; определять цель учебной деятельности с помощью учителя; осуществлять само- и взаимопроверку работ;

Познавательные: Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание); ориентироваться в рисунках, схемах, таблицах, представленных в учебниках; выполнять задания по аналогии; наблюдать и самостоятельно делать простые выводы;

Коммуникативные: Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения; Выслушивать партнёра, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.

Оборудование: учебник 2 класса (2 часть) С.Иванова, А.Евдокимовой и др., презентация.


Этапы урока

Содержание урока

Деятельность учащихся

Мотивация к учебной деятельности

- Сегодня на уроке у нас гости, а гости – это всегда радость, это хорошее настроение. Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности, и я желаю вам, чтобы это радостное настроение и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока. Поприветствуем улыбкой гостей, пожелаем мысленно себе удачи и тихо присядем за парты.

Настраиваются на урок, проверка готовности.

Речевая разминка

Девиз нашего урока:

Помогая другим, учимся сами!

- Объясните смысл этой пословицы.(Если ты помог кому то, то и он в скором времени поможет тебе. Так что лучше не отказывать в помощи, а то в следующий раз откажут тебе).


Обсуждают, высказывают свое мнение.

Актуализация знаний.

1.Минутка чистописания.

- Из чего состоит слово?

- Назовите слова, данные на экране:

(лодка, город, торт)

- Какой одинаковый согласный звук есть во всех словах?

- Сколько звуков [т] в каждом слове?

- Пропишите букву, которая обозначает звук [т].

- Какой ещё звук обозначает эта буква?

2. Словарная работа.

- Запишем слова с этой буквой:

Лестница, автомобиль, работа, пальто.

- Проверьте написание по слайду.

3.Игра «Фантазёры».

- Составьте из этих слов одно или два предложения, как можно удачнее связав слова. ( Н-р: Мама надела пальто, спустилась по лестнице и отправилась на автомобиле на работу.)


Из звуков


Называют


[т]

1, 1, 2


Прописывают

[т’]



Записывают под диктовку, проверяют



Составляют предложения

Актуализация знаний и выявление индивидуальных затруднений

- Вы сказали, что любое слово состоит из звуков. Я произнесу слово «учебник».

-Что вы представили? (..книга, предназначенная для изучения какого-л. учебного предмета)

- Каждое слово имеет значение?

- Ребята, как вы думаете, какая тема урока?

(Слово и его значение)

- Какую цель мы поставим на сегодняшнем уроке?

(введем название раздела, изучающего слово и его значение).



Поясняют



Формулируют тему и цели под руководством учителя

Физминутка

Музыкальная физминутка

выполняют

«Открытие» нового знания.

1.Рубрика «Вспомни изученное».с.4

- Какая схема обозначает слово? Докажите.


2.Рубрика «Давай подумаем».

- Прочитайте объяснения Феди.

- Все ли слова он объяснил верно?

- Исправь ошибки, поясни, почему они появились.

3.Выяснение значения слова. Введение понятия «лексическое значение».

Упражнение 1 стр.5

- Рассмотрите рисунки, назовите. Что на них изображено.

- Запишите первое слово в тетрадь.

Мяч

- Ответим по порядку на вопросы учебника.

(учитель после обсуждения, записывает более точные ответы на доску)

Пример:

1.Предмет имеет форму шара.

2. Сделан из резины, кожи.

3.Используют для игры.

4. Спортивный инвентарь.

- А теперь на основании ответов составьте полный рассказ об этом предмете.

- Что у вас получилось?

- Чей рассказ более полный и точный?

Пример: Мяч – предмет имеет форму шара, из резины или кожи, для игры, спортивный инвентарь.

(аналогичная работа со словами ШКОЛА(ЛИЦЕЙ), СТОЛ)

4. Рубрика «Обрати внимание».

- Вы составляли полный рассказ о предметах, прочитайте в рубрике, как его называют.

- Что такое «лексическое значение слова»?с.6



Третья, звуки в определённой последовательности

Читают

Нет

Дают объяснения






Называют



Работают под руководством учителя

















Находят информацию


Полный рассказ о предмете

Знакомство со словарями

Выставка словарей

Слушают, знакомятся

Первичное осмысление и закрепление.

1.Определение слова по его лексическому значению.

- Спиши, закончив предложение:

Столовый прибор, которым едят суп - … .

Самое тёплое время года - … .

Маленькое животное, покрытое колючками - … .

2. Самостоятельная работа.

Упражнение 2 стр.6

-Прочитайте задание. Кто его понял, поднимите руки.

- Первое слово мы подберём вместе, а остальные вы попробуете подобрать самостоятельно.




Самостоятельно с последующей проверкой



Фронтально, письменно

Повторение пройденного

Повторение состава слова.

-Составьте слова по его частям и запишите их в тетради.

вода + падать =водопад

вертеть + летать =вертолет

пар + ходить =пароход

сам + лёт =самолет

нос + рог =носорог




Осуществляют самопроверку

Рефлексия учебной деятельности на уроке.


- Подводим итог работы на уроке.

- Какую цель ставили?

-Достигнута цель?

- Что такое лексическое значение слова?



Домашнее задание

Пишем грамотно (для повторения)