СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 10 классе Тема : Самостоятельные и служебные части речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: систематизировать и обобщить сведения о самостоятельных и служебных частях речи; совершенствовать умения распознавать части речи и определять их грамматические признаки.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 10 классе Тема : Самостоятельные и служебные части речи»

Урок русского языка в 10 классе

Тема : Самостоятельные и служебные части речи

Цель урока: систематизировать и обобщить сведения о самостоятельных и служебных частях речи; совершенствовать умения распознавать части речи и определять их грамматические признаки.

Материал для словарно-семантической работы: дуновение, ликующий, суглинистый, невесть.

Основное содержание урока.

  1. Систематизация и обобщение сведений о самостоятельных и служебных частях речи с помощью таблицы:

Части речи

По каким признакам различаются

Самостоятельные:

имя существительное

имя прилагательное

имя числительное

местоимение

глагол (причастие, деепричастие)

наречие

категория состояния

  1. Являются самостоятельными названиями предметов, действий, признаков или указывают на них;

  2. Могут быть членами предложений.

Служебные:

предлог

союз

частица

  1. Служат для части между словами или частями предложения, вносят в них дополнительные оттенки;

  2. Не бывают членами предложения.

Междометие

  1. Выражает различные чувства и побуждения;

  2. Не бывают членом предложения

Учащимся можно предложить ответить на вопросы:

  1. На какие группы делятся части речи?

  2. Какие части речи относятся к самостоятельным ? Что их объединяет?

  3. Какие части речи являются служебными? Чем они отличаются от самостоятельных ?

  4. Чем отличаются междометия от других частей речи?

  5. В каких частях речи род является формой изменения?

  6. Какие части речи имеют неизменяемые формы?

  7. Как морфологически разбирается слово?



  1. Совершенствование умений распознавать части речи и определять их грамматические признаки.

  1. Выборочный диктант. Выписать 10-15 склоняемых слов, относящихся к разным частям речи, 5 спрягаемых и 5 неизменяемых слов. В скобках сокращенно указать название частей речи.

Поутру, когда взошло солнце, на суглинистом пригорке выбилось из земли первое перышко первой травинки. Острые бледно-зеленые жальце её пронизало сопревшую ткань невесть откуда занесенного осенью клинового листа и тотчас поникло под непомерной тяжестью свалившейся на него дождевой капли. Но вскоре южный ветер прошёлся низом; влажным прахом распался отживший своё клиновый лист; дрогнув, скатилась на землю капля, и, тотчас вся затрепетав, поднялась, выпрямилась травинка, одинокая, жалкая, неприметная на огромной земле, но упорно и жадно тянущаяся к вечному источнику жизни, к солнцу. (По М. Шолохову).

  1. Диктант с грамматическим заданием. Указать (в скобках), к какой части речи относятся слова-омонимы и однокоренные слова.

Вынужденный простой, простой парень; вести за собой, плохие вести; русская печь, печь пироги; большое счастье, счастливый человек, осчастливить ласковым взглядом; ученый доклад, ученый с мировым именем; жёлтая краска, желтеющая рожь, отливать желтизной; повернуть круто, крутой спуск, крутизна берега; два товарища, идти вдвоём, поставить «двойку»,удвоить внимание, двойное дно; утро ясно, ответить ясно.

  1. Подобрать к данным словам однокоренные или слова-омонимы, которые бы являлись другими частями речи ; составить с ними словосочетания и записать по образцу: Зеленеют (глаг.) луга, зелень (сущ.) травы, зеленеющие (причаст.) всходы.

Десять, голубой, свежо, мой, неспокойно, приехавший, испугавшись.

  1. Списать текст, расставляя знаки препинания. Разобрать как части речи выделенные слова. Дополнительное задание: указать, какой части речи нет в тексте.

Тучи скл..нявшиеся на г..ризонте стали выше подыматься сгущались и разл..вались всё шире и шире по небосклону. Время от времени пробегал порыв ветра. Он вырывался казалось из жерла ра..калённой печки (на)конец ветер поднялся с такой силой что трудно стало двигаться (в)перёд. В какие(нибудь) десять минут окрес..ность изменилась совершенно леса приняли сумр..чный цвет и зашумели (в)далеке как раз..ярённое море макушки деревьев рвались словно в страхе каком(то) и силились как(будто) убежать от вихрей которые выр..стали вдруг в разных местах и стремительно носились по полям. Уже с утра разд..вались по врем..нам глухие отдалённые раскаты они гремели теперь (без)умолку и пр..ближались вместе с ними надвигалась и туча сделавшаяся теперь зловещего чернильного цвета. Темнота на земле а туча на небе с каждой с..кундой захватывали всё больше и больше пространства слышно было как (по)среди грохота бушевавш..го ветра шумела она комкая нижние слои облаков и сдавливая воздух. На с..кунду вся природа как бы поражённая страхом упала ниц и смолкла. (Д. Григорович).

Домашнее задание: подготовить связное высказывание на тему « Части речи в русском языке», выполнить упр. 446 (пособие В.Ф. Грекова и др).