Цель урока: систематизировать и обобщить сведения о самостоятельных и служебных частях речи; совершенствовать умения распознавать части речи и определять их грамматические признаки.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 10 классе Тема : Самостоятельные и служебные части речи»
Урок русского языка в 10 классе
Тема : Самостоятельные и служебные части речи
Цель урока: систематизировать и обобщить сведения о самостоятельных и служебных частях речи; совершенствовать умения распознавать части речи и определять их грамматические признаки.
Материал для словарно-семантической работы: дуновение, ликующий, суглинистый, невесть.
Основное содержание урока.
Систематизация и обобщение сведений о самостоятельных и служебных частях речи с помощью таблицы:
Части речи | По каким признакам различаются |
Самостоятельные: имя существительное имя прилагательное имя числительное местоимение глагол (причастие, деепричастие) наречие категория состояния | Являются самостоятельными названиями предметов, действий, признаков или указывают на них; Могут быть членами предложений. |
Служебные: предлог союз частица | Служат для части между словами или частями предложения, вносят в них дополнительные оттенки; Не бывают членами предложения. |
Междометие | Выражает различные чувства и побуждения; Не бывают членом предложения |
Учащимся можно предложить ответить на вопросы:
На какие группы делятся части речи?
Какие части речи относятся к самостоятельным ? Что их объединяет?
Какие части речи являются служебными? Чем они отличаются от самостоятельных ?
Чем отличаются междометия от других частей речи?
В каких частях речи род является формой изменения?
Какие части речи имеют неизменяемые формы?
Как морфологически разбирается слово?
Совершенствование умений распознавать части речи и определять их грамматические признаки.
Выборочный диктант. Выписать 10-15 склоняемых слов, относящихся к разным частям речи, 5 спрягаемых и 5 неизменяемых слов. В скобках сокращенно указать название частей речи.
Поутру, когда взошло солнце, на суглинистом пригорке выбилось из земли первое перышко первой травинки. Острые бледно-зеленые жальце её пронизало сопревшую ткань невесть откуда занесенного осенью клинового листа и тотчас поникло под непомерной тяжестью свалившейся на него дождевой капли. Но вскоре южный ветер прошёлся низом; влажным прахом распался отживший своё клиновый лист; дрогнув, скатилась на землю капля, и, тотчас вся затрепетав, поднялась, выпрямилась травинка, одинокая, жалкая, неприметная на огромной земле, но упорно и жадно тянущаяся к вечному источнику жизни, к солнцу. (По М. Шолохову).
Диктант с грамматическим заданием. Указать (в скобках), к какой части речи относятся слова-омонимы и однокоренные слова.
Вынужденный простой, простой парень; вести за собой, плохие вести; русская печь, печь пироги; большое счастье, счастливый человек, осчастливить ласковым взглядом; ученый доклад, ученый с мировым именем; жёлтая краска, желтеющая рожь, отливать желтизной; повернуть круто, крутой спуск, крутизна берега; два товарища, идти вдвоём, поставить «двойку»,удвоить внимание, двойное дно; утро ясно, ответить ясно.
Подобрать к данным словам однокоренные или слова-омонимы, которые бы являлись другими частями речи ; составить с ними словосочетания и записать по образцу: Зеленеют (глаг.) луга, зелень (сущ.) травы, зеленеющие (причаст.) всходы.
Десять, голубой, свежо, мой, неспокойно, приехавший, испугавшись.
Списать текст, расставляя знаки препинания. Разобрать как части речи выделенные слова. Дополнительное задание: указать, какой части речи нет в тексте.
Тучи скл..нявшиеся на г..ризонте стали выше подыматься сгущались и разл..вались всё шире и шире по небосклону. Время от времени пробегал порыв ветра. Он вырывался казалось из жерла ра..калённой печки (на)конец ветер поднялся с такой силой что трудно стало двигаться (в)перёд. В какие(нибудь) десять минут окрес..ность изменилась совершенно леса приняли сумр..чный цвет и зашумели (в)далеке как раз..ярённое море макушки деревьев рвались словно в страхе каком(то) и силились как(будто) убежать от вихрей которые выр..стали вдруг в разных местах и стремительно носились по полям. Уже с утра разд..вались по врем..нам глухие отдалённые раскаты они гремели теперь (без)умолку и пр..ближались вместе с ними надвигалась и туча сделавшаяся теперь зловещего чернильного цвета. Темнота на земле а туча на небе с каждой с..кундой захватывали всё больше и больше пространства слышно было как (по)среди грохота бушевавш..го ветра шумела она комкая нижние слои облаков и сдавливая воздух. На с..кунду вся природа как бы поражённая страхом упала ниц и смолкла. (Д. Григорович).
Домашнее задание: подготовить связное высказывание на тему « Части речи в русском языке», выполнить упр. 446 (пособие В.Ф. Грекова и др).