СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 11 классе "Подготовка к ЕГЭ" задание №15

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 11 классе "Подготовка к ЕГЭ" задание №15

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 11 классе "Подготовка к ЕГЭ" задание №15»

Урок русского языка  в 11 классе  Подготовка к ЕГЭ

Урок русского языка в 11 классе

Подготовка к ЕГЭ

Цели урока:  Проверить практические (орфографические и пунктуационные) умения школьников. Помочь преодолевать трудности в выборе вариативных конструкций. Воспитание бережного отношения к слову.

Цели урока:

  • Проверить практические (орфографические и пунктуационные) умения школьников.
  • Помочь преодолевать трудности в выборе вариативных конструкций.
  • Воспитание бережного отношения к слову.
Задание № 15 ЕГЭ – 2016:  теория и практика

Задание № 15 ЕГЭ – 2016: теория и практика

 Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.   1) Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал. 2) В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия. 3) М.В. Ломоносовым было намечено разграничение знаменательных и служебных слов и в дальнейшем это разграничение поддерживалось крупнейшими представителями русской науки. 4) Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу переписки Гёте с великим русским поэтом А.С. Пушкиным. 5) А.С. Грин мог подробно описать как изгиб реки так и расположение домов как вековые леса так и уютные приморские города.

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.

2) В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия.

3) М.В. Ломоносовым было намечено разграничение знаменательных и служебных слов и в дальнейшем это разграничение поддерживалось крупнейшими представителями русской науки.

4) Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу переписки Гёте с великим русским поэтом А.С. Пушкиным.

5) А.С. Грин мог подробно описать как изгиб реки так и расположение домов как вековые леса так и уютные приморские города.

Помните: за выполнение задания 15 может быть выставлено от 0 до 2 баллов. За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру ответа, экзаменуемый получает 1 балл. Если верно приведены 2 цифры, экзаменуемый получает 2 балла. Порядок записи цифр в ответе не имеет значения.
  • Помните: за выполнение задания 15 может быть выставлено от 0 до 2 баллов.
  • За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру ответа, экзаменуемый получает 1 балл. Если верно приведены 2 цифры, экзаменуемый получает 2 балла. Порядок записи цифр в ответе не имеет значения.
Повторим основные понятия Как следует из формулировки КИМа 15, необходимо помнить, как ставятся знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами)  и в сложносочинённом предложении.

Повторим основные понятия

  • Как следует из формулировки КИМа 15, необходимо помнить, как ставятся знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами) и в сложносочинённом предложении.
Главное понятие, которое позволяет нам различать простые и сложные предложения, ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА. Грамматическую основу составляют главные члены предложения, т. е. подлежащее и сказуемое в двусоставном предложении или один из главных членов в односоставном предложении.

Главное понятие, которое позволяет нам различать простые и сложные предложения, ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА.

Грамматическую основу составляют главные члены предложения, т. е. подлежащее и сказуемое в двусоставном предложении или один из главных членов в односоставном предложении.

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ в простом предложении, осложнённом ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ. Простое предложение содержит одну грамматическую основу. Оно может быть осложнённым, в данном задании нас интересуют ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ в простом предложении, осложнённом ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ.

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ в простом предложении, осложнённом ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ.

  • Простое предложение содержит одну грамматическую основу.
  • Оно может быть осложнённым, в данном задании нас интересуют ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ в простом предложении, осложнённом ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ.
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ в простом предложении, осложнённом ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ.  1) отвечают на один и тот же вопрос            2)зависят от одного и того же слова          3) произносятся с перечислительной Однородные  интонацией члены предложения

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ в простом предложении, осложнённом ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ.

  • 1) отвечают на один и тот же вопрос

  • 2)зависят от одного и того же слова

  • 3) произносятся с перечислительной

Однородные

интонацией

члены

предложения

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ в простом предложении, осложнённом ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ. Помни!  Во-первых , однородные члены предложения НЕ ВСЕГДА являются одной и той же частью речи . Самое главное, чтобы они отвечали на один и тот же вопрос и зависели от одного слова!  Во-вторых , однородными могут быть ЛЮБЫЕ ЧЛЕНЫ предложения: и подлежащее, и сказуемое, и определение, и дополнение, и обстоятельство.  Обозначим однородный член знаком Ο .

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ в простом предложении, осложнённом ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ.

Помни!

Во-первых , однородные члены предложения НЕ ВСЕГДА являются одной и той же частью речи . Самое главное, чтобы они отвечали на один и тот же вопрос и зависели от одного слова!

Во-вторых , однородными могут быть ЛЮБЫЕ ЧЛЕНЫ предложения: и подлежащее, и сказуемое, и определение, и дополнение, и обстоятельство.

Обозначим однородный член знаком Ο .

15. СЛОЖНОСОЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ  равноправные части  сочинительные союзы С соед. союзами С разд. союзами  С против. союзами  И, ДА (=и), НИ-НИ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ; НЕ ТОЛЬКО…,НО И; КАК…, ТАК И ИЛИ (ИЛЬ), ЛИБО, ТО – ТО, НЕ ТО – НЕ ТО А, НО, ДА (=но), ОДНАКО, ЗАТО, ЖЕ Снега высокие сойдут, и солнце выпьет влажный след. То сам себя не понимал я, то мир меня не понимал. Глаз ждёт огонька, однако каждый поворот реки обманывает наши надежды. НО:  В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду жёлтые бабочки.

15. СЛОЖНОСОЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  • равноправные части
  • сочинительные союзы

С соед. союзами

С разд. союзами

С против. союзами

И, ДА (=и), НИ-НИ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ; НЕ ТОЛЬКО…,НО И; КАК…, ТАК И

ИЛИ (ИЛЬ), ЛИБО, ТО – ТО, НЕ ТО – НЕ ТО

А, НО, ДА (=но), ОДНАКО, ЗАТО, ЖЕ

Снега высокие сойдут, и солнце выпьет влажный след.

То сам себя не понимал я, то мир меня не понимал.

Глаз ждёт огонька, однако каждый поворот реки обманывает наши надежды.

НО: В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду жёлтые бабочки.

Правило. Однородные члены предложения могут использоваться без союзов с одиночными союзами Ο,Ο,Ο соединительными союзами и, да(=и), или с повторяющимися союзами В саду расцвели розы , лилии , ромашки Ο и Ο с двойными союзами или…или Ο или Ο не только… но и либо…либо Вдруг налетела буря с крупным И частым градом. как…так и и…и если не…то то…то Ο, Ο и Ο Осеннею свежестью , листвой И плодами благоухает сад. не то…не то не столько сколько ни…ни хотя и…но союзами противительными а, но, да(=но), зато, однако   Ο, а Ο 1) и Ο, и Ο, и Ο или Ο, или Ο, или Ο Запятая ставится перед второй частью союза! Ο, зато Ο Не железным ключом открывается сердце, А добротой . не только Ο, но и Ο Мне чудятся ТО шумные пиры , ТО ратный стан , ТО схватки боевые. 2) Ο, и Ο, и Ο как Ο, так и Ο Эти нормы под силу вспомнить КАК мастерам спорта, ТАК И новичкам . Ты меня не слышишь , ИЛИ не понимаешь , ИЛИ просто игнорируешь . 3) Ο и Ο, Ο и Ο Метели И вьюга , стужа И темнота не помешали полярникам высадиться на льдины.

Правило. Однородные члены предложения могут использоваться

без союзов

с одиночными союзами

Ο,Ο,Ο

соединительными союзами и, да(=и), или

с повторяющимися союзами

В саду расцвели розы , лилии , ромашки

Ο и Ο

с двойными союзами

или…или

Ο или Ο

не только… но и

либо…либо

Вдруг налетела буря с крупным И частым градом.

как…так и

и…и

если не…то

то…то

Ο, Ο и Ο

Осеннею свежестью , листвой И плодами благоухает сад.

не то…не то

не столько сколько

ни…ни

хотя и…но

союзами противительными а, но, да(=но), зато, однако

 

Ο, а Ο

1) и Ο, и Ο, и Ο

или Ο, или Ο, или Ο

Запятая ставится перед второй частью союза!

Ο, зато Ο

Не железным ключом открывается сердце, А добротой .

не только Ο, но и Ο

Мне чудятся ТО шумные пиры , ТО ратный стан , ТО схватки боевые.

2) Ο, и Ο, и Ο

как Ο, так и Ο

Эти нормы под силу вспомнить КАК мастерам спорта, ТАК И новичкам .

Ты меня не слышишь , ИЛИ не понимаешь , ИЛИ просто игнорируешь .

3) Ο и Ο, Ο и Ο

Метели И вьюга , стужа И темнота не помешали полярникам высадиться на льдины.

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ в простом предложении, осложнённом ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ.  Ловушка №1!  В предложении может быть несколько рядов однородных членов, поэтому различай конструкции с однородными членами предложения, соединенными повторяющимися союзами, и конструкции с несколькими рядами однородных членов, которые внутри ряда соединены одиночным союзом. (Это предложение с тремя рядами однородных членов: двумя однородными подлежащими, двумя однородными сказуемыми и двумя однородными обстоятельствами):  Запятые нигде не ставятся!

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ в простом предложении, осложнённом ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ.

Ловушка №1!

В предложении может быть несколько рядов однородных членов, поэтому различай конструкции с однородными членами предложения, соединенными повторяющимися союзами, и конструкции с несколькими рядами однородных членов, которые внутри ряда соединены одиночным союзом.

(Это предложение с тремя рядами однородных членов: двумя однородными подлежащими, двумя однородными сказуемыми и двумя однородными обстоятельствами):

Запятые нигде не ставятся!

 Ловушка №2! Фразеологические обороты: (устойчивые сочетания слов): Ни с того ни с сего И день и ночь И стар и млад И смех и горе И там и сям Ни взад ни вперед Ни да ни нет Ни за что ни про что Ни рыба ни мясо Ни свет ни заря   ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ в простом предложении, осложнённом ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ.         Запятая внутри них не ставится!

Ловушка №2!

Фразеологические обороты: (устойчивые сочетания слов):

  • Ни с того ни с сего
  • И день и ночь
  • И стар и млад
  • И смех и горе
  • И там и сям
  • Ни взад ни вперед
  • Ни да ни нет
  • Ни за что ни про что
  • Ни рыба ни мясо
  • Ни свет ни заря

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ в простом предложении, осложнённом ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ.

Запятая внутри них не ставится!

Постановка запятой в простом предложении с однородными членами  Мы были не только удивлены, но и обрадованы .   Гаврила хотел что-то возразить, да сжал губы.  не только но и как так ,  ,   а но да (но)

Постановка запятой в простом предложении с однородными членами

  • Мы были не только удивлены, но и обрадованы .
  • Гаврила хотел что-то возразить, да сжал губы.

не только но и

как так

,

,

а

но

да (но)

Постановка запятой в простом предложении с однородными членами Иные хозяева вырастили уже вишни, или сирень, или жасмин.  ,  ,   или или Запятая не ставится во фразеологических оборотах с повторяющимися союзами: и то и сё, ни то ни сё, ни свет ни заря, ни рыба ни мясо, ни днём ни ночью, ни дать ни взять, ни взад ни вперёд.

Постановка запятой в простом предложении с однородными членами

Иные хозяева вырастили уже вишни, или сирень, или жасмин.

,

,

или или

  • Запятая не ставится во фразеологических оборотах с повторяющимися союзами:

и то и сё,

ни то ни сё,

ни свет ни заря,

ни рыба ни мясо,

ни днём ни ночью,

ни дать ни взять,

ни взад ни вперёд.

Постановка запятой в простом предложении с однородными членами  Пурга, сильный ветер остановили путников. Много лет жили и трудились в Сибири  потомки Ермака Тимофеевича.  Снег и ветер , солнце и дождь сменяли друг друга во время нашего путешествия. ,   и или ,  и и

Постановка запятой в простом предложении с однородными членами

  • Пурга, сильный ветер остановили путников.
  • Много лет жили и трудились в Сибири потомки Ермака Тимофеевича.
  • Снег и ветер , солнце и дождь сменяли друг друга во время нашего путешествия.

,

и

или

,

и и

Постановка запятой в простом предложении с однородными членами  Она взяла   вилку  и   нож  и    начала  есть .   и и

Постановка запятой в простом предложении с однородными членами

  • Она взяла вилку и нож и

начала есть .

и и

Постановка запятой в простом предложении с однородными членами , ,    и или  а но да (но)  фразеологизм  ни ни ,  ,   или или ,  и и  и и ,  не только но и как так

Постановка запятой в простом предложении с однородными членами

,

,

и

или

а

но

да (но)

фразеологизм

ни ни

,

,

или или

,

и и

и и

,

не только но и

как так

       ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ в сложносочинённом предложении   Сложносочинённое предложение   - это сложное предложение, в котором простые предложения связаны сочинительными союзами и, как правило, равноправны грамматически и по смыслу.  Сочинительные союзы, соединяющие простые предложения, находятся между простыми предложениями и не входят ни в одно из них.  В сложносочинённых предложениях части отделяются друг от друга запятыми.   [ ], И, ДА, НИ… НИ; [ ]. ТОЖЕ, ТАКЖЕ; А, НО, ДА (в значении НО),  ЗАТО, ОДНАКО, ЖЕ; ИЛИ (ИЛЬ), ЛИБО, ТО… ТО…, НЕ ТО… НЕ ТО…, ТО ЛИ … ТО ЛИ

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ в сложносочинённом предложении Сложносочинённое предложение   - это сложное предложение, в котором простые предложения связаны сочинительными союзами и, как правило, равноправны грамматически и по смыслу. Сочинительные союзы, соединяющие простые предложения, находятся между простыми предложениями и не входят ни в одно из них. В сложносочинённых предложениях части отделяются друг от друга запятыми.

[ ],

И, ДА, НИ… НИ;

[ ].

ТОЖЕ, ТАКЖЕ;

А, НО, ДА (в значении НО),

ЗАТО, ОДНАКО, ЖЕ;

ИЛИ (ИЛЬ), ЛИБО,

ТО… ТО…,

НЕ ТО… НЕ ТО…,

ТО ЛИ … ТО ЛИ

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ в сложносочинённом предложении Знаки препинания не ставятся 1. Если есть общий член предложения, например: Осенью природа засыпает и люди готовятся к зиме. ( Осенью  – общий член:  природа засыпает  (когда?)  осенью, люди готовятся к зиме  (когда?)  осенью . Запятая не нужна.) 2. Если два предложения вопросительные , например:  Что делать и кто виноват ? 3. Если есть вводное слово , общее для частей, например: К удивлению , погода резко переменилась и наступила настоящая жара. ( к удивлению  – вводное слово, оно относится к обеим частям предложения) 4. Если у частей сложносочинённого предложения есть общее придаточное или общая бессоюзная часть , например: Когда мама вошла в комнату, 1  /осколки вазы валялись на полу 2 / и дети пытались их собрать 3 . (каждая из частей сложносочинённого предложения (2) и (3) относится к общему придаточному предложению (1)

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ в сложносочинённом предложении

Знаки препинания не ставятся

1. Если есть общий член предложения, например:

Осенью природа засыпает и люди готовятся к зиме.

( Осенью  – общий член:  природа засыпает  (когда?)  осенью, люди готовятся к зиме  (когда?)  осенью . Запятая не нужна.)

2. Если два предложения вопросительные , например:

Что делать и кто виноват ?

3. Если есть вводное слово , общее для частей, например:

К удивлению , погода резко переменилась и наступила настоящая жара.

( к удивлению  – вводное слово, оно относится к обеим частям предложения)

4. Если у частей сложносочинённого предложения есть общее придаточное или общая бессоюзная часть , например:

Когда мама вошла в комнату, 1  /осколки вазы валялись на полу 2 / и дети пытались их собрать 3 .

(каждая из частей сложносочинённого предложения (2) и (3) относится к общему придаточному предложению (1)

ПРАКТИКУМ

ПРАКТИКУМ