СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 11 классе (развитие связной речи). Конспектирование высказываний, воспринимаемых на слух.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение конспектированию текста на слух. 

Цель урока: формировать умение кон­спектировать высказывания, воспринимаемые на слух.

Материал для словарно-семантиче­ской работы: психофизиологический, произ­вольный, стереотип.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 11 классе (развитие связной речи). Конспектирование высказываний, воспринимаемых на слух.»

Урок русского языка в 11 классе (развитие связной речи).

Кон­спектирование высказываний, воспринимае­мых на слух.

Цель урока: формировать умение кон­спектировать высказывания, воспринимаемые на слух.

Материал для словарно-семантиче­ской работы: психофизиологический, произ­вольный, стереотип.

Основное содержание урока.

  1. Краткое слово учителя о значении и особенностях конспектирования высказыва­ний, воспринимаемых на слух. Отметить, что наряду с печатным словом источником попол­нения знаний человека является речь, воспри­нимаемая на слух. Мы слушаем собеседника в процессе диалога, лекции, доклада, вы­ступления, радио- и телепередач и т. п. При этом очень важно уметь слушать. Для успеш­ного слушания нужны внимание и сосредото­ченность, умение не отвлекаться, следить за ходом мысли говорящего, способность пред­ставить себе и удержать в памяти всё, что воспринимается на слух. Когда бывает осо­бенно важно усвоить и запомнить услышанное, прибегают к различным видам записи. Наибо­лее часто в процессе восприятия речи на слух составляют план и конспект. Эти виды записей, помимо способности быстро схватывать и ос­мысливать главное, требуют от учащихся хорошей техники письма, умения пользоваться сокращениями.

  2. Ознакомление со способами сокраще­ний записи слов: 1) на согласный, стоящий перед гласным (необходимостьнеобход.), 2) на первом из удвоенных согласных (рус­скийрус.). Возможно также обозначение слова отдельной буквой (год — г., страницас.). После сокращения обычно ставится точка.

ill. Формирование умения конспектиро­вать высказывания, воспринимаемые на слух.

  1. Прослушивание (с помощью магнито­фона) какого-либо текста и попутное составле­ние к нему плана. Воспроизведение (устное или письменное) данного текста по составлен­ному плану.

  2. Конспектирование статьи в процессе чтения её учителем. Сопоставление конспекта с печатным текстом.

«Язык» животных

Обратите внимание на одно важное обстоятельство. Когда человек говорит, то он планирует свою речь так же, как планирует свои действия. Приступая к произношению нового предложения, мы с самого начала в общих чертах уже представляем себе, о чём собираемся сказать. Только когда человек произносит текст, выученный наизусть, он не планирует своей речи. Каким бы сложным ни было звукосочетание, издаваемое тем или иным животным (например, пение соловья или «человеческая» речь попугая), оно всегда соответствует по своей психофизиологиче­ской организации речи, выученной наизусть. Попугай произносит человеческие слова и фразы, как магнитофон, а не как человек.

Что же такое «язык» животных?

Представьте себе стаю журавлей. В ней обычно есть специальный сторож — журавль, наблюдающий за всем окружающим и сигна­лизирующий об опасности. К стае подбира­ется лиса. Журавль-сторож издаёт крик, и вся стая тут же срывается с места. Можем ли мы сказать, что журавль сообщил своим со­братьям об опасности, что его крик имеет значение «Опасность!» или «Улетайте!»? Ко­нечно, нет. Никакого сообщения журавль не передавал. Механизм, по которому он дей­ствовал,— обычный механизм рефлекса. В жизни журавля определённый крик и опре­делённый стереотип поведения связаны жё­сткой двусторонней связью: с одной стороны, услышав соответствующий крик, журавль ав­томатически даёт тягу. И наоборот, попав в опасную ситуацию, он издаёт этот крик. Заяц в аналогичном положении начинает бараба­нить лапами по пню или бревну.

Почему крик журавля или барабанный бой зайца не имеют содержания, не имеют значения? Потому, что они ничего не со­общают о внешнем мире, они лишь дают инструкцию, какой из возможных вариантов поведения надо избрать в данный момент, чтобы выжить. Впрочем, животные и не нуждаются в сообщении о мире. Они не способны произвольно изменять своё поведе­ние, своё отношение к миру или к себе подобным в зависимости от полученной ин­формации. В них раз и навсегда вложена программа поведения. (По А. А. Леонтьеву).

IV. Самостоятельная работа: составление конспекта подготовленных дома сообщений об основных требованиях к устному выступлению. Учащиеся по очереди выступают со своими сообщениями перед классом, остальные кон­спектируют.

Домашнее задание: прослушать какую-либо радио- или телепередачу, состав­ляя её конспект. Подготовиться к устному воспроизведению содержания передачи (с ис­пользованием конспекта).