Тема: «Доброе утро, Имя прилагательное!»
Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи.
Цель: обобщить знания об имени прилагательном как части речи, закрепить умения изменять имена прилагательные по числам и родам, учиться определять падеж имен прилагательных.
Задачи:
обучающие:
- систематизировать знания об имени прилагательном как части речи;
- пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте;
- обратить внимание на роль прилагательных в речи;
- закрепить навыки правильного написания окончаний имен прилагательных
развивающие:
- развивать каллиграфические навыки;
- прививать основы орфографической грамотности;
- развитие умения распознавать имена прилагательные в тексте, определять их род и число;
- развитие умения формулировать вопросы к заданию;
- развитие умения анализировать, развивать устную речь учащихся при объяснении (толковании) значений слов, при составлении устного ответа по предложенному плану, развивать навыки самооценки;
воспитательные:
- воспитание сознательного отношения к учёбе и интереса к изучению русского языка, доброжелательности;
- воспитывать уважение к одноклассникам;
- воспитывать волевые качества (терпение, умение выполнить работу до конца).
I Организация класса и постановка темы.
- Доброе утро, гости!
-Доброе утро, ребята!
- Отгадайте, кому ещё хочу сказать доброе утро?
- Что это?
Я слово ищу необычное, звучное,
Особое, сильное, самое лучшее,
Короткое, длинное, красное, синее,
Неброское, яркое, очень красивое,
Оно уменьшительное или ласкательное
Ещё называют его ……(прилагательное)
«Доброе утро, Имя прилагательное!»

- На протяжении нескольких уроков мы открывали новые знания, путешествуя по теме «Имя прилагательное». Наше путешествие подходит к концу. Какую же цель урока мы поставим сегодня перед собой? (ответы детей)
II. Закрепление и обобщение знаний об имени прилагательном .
-Что такое имя прилагательное?
-Что обозначает?
-На какие вопросы отвечает?
-С какой частью речи согласуется в предложении?
-Каким членом предложения является?

1.Минутка чистописания.
(на доске) ая, ое, ый, яя, ее, ой, ий ые ие
- Что напоминает эта строка?
- Разделите их на 4 группы
- По какому признаку будем делить?
(прикрепляются таблички: ые ие ой-ый-ий ая-яя, ое-ее)
- Что можно сказать о типе соединения в каждой группе? (среднее верхнее, нижнее, среднее)
-Запишите окончание прилагательных.
(по завершении работы таблички перевертываются, и появляется девиз урока
«УСПЕХ ДАРИТ РАДОСТЬ»)
- А вот и девиз нашего урока! Прочитайте.
Ваше настроение мы узнаем в конце урока.
Устная работа.
- Как изменяются им прилагательные?
-Образуйте от существительного прилагательное в начальной форме и во мн. ч.
Яркость
Теплота
Свет
Проверка

Самостоятельная работа
- Образуйте от существительных 1в - солнце и 2в - весна имя прилагательное в начальной форме и измените его по родам.
Проверка

-Оцените свою работу
- Подберите к прилагательным подходящие по смыслу имена существительные. ( устно)
4. Орфографическая минутка
-Какое задание хочу предложить?
-Прочитайте словосочетания.
Б…рёзов… роща, душист… р…стение, в…сточн… вет..р, ближн… поле. в…сенн… п…года, звонк… ручей, тал… в…да, л…сной ландыш(ь),
ранн... утро.
(у-ся объясняют орфограммы)
-Какое задание ещё можно предложить?
Самостоятельна работа.
- Распределите слова на три группы. По какому признаку будете делить?
- Как будете определять род им прилагательного?

-Запишите словосочетания нужного рода и выделите окончания прилагательных.
(1в - м. р. 2в - ж. р. 3в - с. р.)
(слабым уч –ся в помощь карточку)
Проверка

- Оцените свою работу
6. Физкультминутка
7. Творческое задание. Работа на интерактивной доске.
Прочитайте предложения
Наступила весна. С юга потянуло ветром. Бегут ручейки по дорогам. Из стран летят птицы. Все рады весне!
– Докажите, что данная запись является текстом.
– Как сделать, чтобы текст был более ярким, красочным, зазвучал мелодично?
– Как можно озаглавить текст?
Задание: – озаглавь и спиши текст, вставляя имена прилагательные (слабым ученикам даются имена прилагательные на карточках)
Проверка
– Прочитайте, что у вас получилось. (несколько учеников зачитывают
свои работы)
Наступила ранняя весна. С юга потянуло тёплым ветром Бегут быстрые ручейки по грязным дорогам. Из дальних стран летят перелетные птицы.
Все рады долгожданной весне!
– Определите род и число прилагательных.
Проверка
– Почему же прилагательные разные, но род, число и падеж не изменился? (Существительные у нас у всех одинаковые, а прилагательные в
словосочетании с существительными стоят в том же роде и числе и падеже,
что и существительные.)
-Оцените свою работу.
8.Фронтальная беседа
-Итак, мы изменяли имя прилагательное по числам и по родам.
-А как еще изменяются имена прилагательные? ( по падежам)
- Как называется изменение имен прилагательных по падежам ( Склонением)
Чтение правила со слайда.
- Как определить падеж им прилагательного?
Найти существительное, с которым связано имя прилагательное
2. Определить падеж имени существительного
3.Такой же падеж будет у имени прилагательного)
Существительное с прилагательным
Живет на редкость дружно,
Изменит окончание, когда ему так нужно
Оно его не бросит в воде и на земле,
Стоит в одном с ним роде, числе и падеже.
- Прочитайте словосочетания и определите падеж имён прилагательных.

Резерв
9. Коллективная работа
-Попробуйте словосочетание берёзовая роща поставить в Р п. в Д. п. в Т. п.
(У чего?) у рощи (какой?) берёзовой
Р. П. - у берёзовой рощи у ближнего поля
Д. п. - к берёзовой роще по ближнему полю
Т. п. - над берёзовой рощей над ближнем полем
- Составьте с любым словосочетанием предложение
10. Морфологический разбор им прилагательного
(По) грязным (дорогам) – прил. (каким?)Н. ф. – грязный.
Во мн. ч , в Д. п. Обстоят.
При наличии времени:
Самостоятельно разобрать - тёплым (ветром)
Слабым: по составу: ранняя, грязным, перелетные,
Проверка.
1)тёплым (ветром) – прил. (каким?) Н. ф. – теплый.
В м. р., в ед. ч. В Т. п. Дополнение.
2)Ранняя: яя – окончание, ранн- основа, ран – корень, н – суффикс и. т .д
- Оцените свою работу.
III. Итог урока .
Урок подходит уж к концу и требует оценки.
Каким он был?.. Отличным, скучным,
Хорошим, может быть, плохим,
Совсем ненужным, бесполезным…
Иль поучительным…? Каким?
- Опишите его 2-3 словами-именами прилагательными.
Дети записывают 2-3прилагательных
VII. Рефлексия. (слайд )
-Я научился…
-Мне было интересно…
-Мне было трудно…
-Мне понравилось…

Желтые кружочки - «все на уроке удалось»
Зеленые - «старался, но не все удалось»
Красные –«Затруднялся выполнять большинство заданий»
- Спасибо. Сегодня вы были:
•Умные •Красивые
•Внимательные •Добрые
•Активные •Воспитанные