Урок русского языка в 3 «б» классе.
Учитель: Гостяева Л.Н.
Тема: Имя числительное.
Дата проведения: 12.05.16
Цель:
познакомить учащихся с именем числительным как частью речи, его грамматическими признаками, синтаксической ролью.
Задачи:
1. Дать представление о разрядах числительных.
2. Формировать умение находить числительное среди других слов со значением числа.
Формирование УУД:
Предметные:
подвести учащихся к «открытию» и осознанному пониманию понятия «числительное как части речи», «виды числительных»; «роль в жизни», «употребление в речи».
формировать умение выделять имена числительные среди других частей речи, классифицировать и правильно употреблять в речи;
Метапредметные.
Развивать психические процессы: произвольное внимание, память, логическое мышление, мыслительные операции(сравнение, анализ, синтез, обобщение), речь
умение работать в паре, индивидуально.
Личностные:
-формировать положительную мотивацию учения;
-развивать уважение и интерес к русскому языку;
- воспитывать интерес к истории родного города.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2. Введение в тему урока.
– Наш урок поможет вам приоткрыть тайны родного языка, показать его красоту и богатство. Поэтому девизом нашего урока станут слова великого писателя Н.В.Гоголя:
“Дивишься драгоценности нашего языка: что ни слово, то и подарок: всё зернисто, крупно, как сам жемчуг”.
– В чём мудрость этих слов?
– Итак, начнём. Успехов вам в открытии нового.
3. Сообщение темы и целей урока.
Классификация слов по выделенным признакам.
– На доске предложение. Чему они посвящено?
Родному городу Улан-Удэ исполняется триста пятьдесят лет.
– Все слова предложения можно распределить в 4 группы.
– По какому признаку? (по частям речи)
Сущ. Прил. Глагол ?
Городу родному исполняется триста
Улан-Удэ пятьдесят
Слайд.
– Докажите, что вы правильно определили части речи.
– Что скажете о четвёртой группе?
– О таких словах и пойдёт речь на нашем уроке. Мы научимся выделять их в речи и правильно употреблять на письме.
Выбор термина для новой части речи.
– Как можно назвать выделенные слова?
- Такие слова называются именами числительными.
Слайд.
“Имя числительное”.
- Сформулируйте тему урока.
– Запишите слова четвёртой группы.
3) Упражнение в выборе слов новой части речи.
– Какие слова могут дополнить эту группу? Выберите из написанных на экране.
Слайд.
Двенадцать, ранняя, построен, весна, первый.
– Докажите, что они являются именами числительными.
4. Работа по теме урока.
- Прочитайте сведения о языке на с. 107-108
- Что такое имя числительное?
- Какими бывают числительные?
- Что обозначают имена числительные?
- Какие вопросы можно к ним поставить?
– Где мы встречаемся с числительными? (в записи даты, в математике, при изучении истории, в чтении, при определении времени)
5. Работа с текстом.
Слайд.
– Прочитайте текст.
В тысяча шестьсот шестьдесят шестом году на берегу реки Селенга русские казаки основали зимовье, предназначенное для сбора ясака (налога). В тысяча шестьсот семьдесят восьмом году на месте зимовья появился Удинский острог. В тысяча семьсот семьдесят пятом году крепость была преобразована в город Верхнеудинск. В тысяча девятьсот тридцать четвёртом году город был переименован в Улан-Удэ.
– Какие числительные вам встретились?
- Выпишите из текста имена числительные.
6. Физминутка.
7. Продолжение работы по теме.
С. 108 упр.231 (работа в парах).
Проверка.
- Назовите порядковые числительные. На какие вопросы они отвечают?
- Назовите количественные числительные. На какие вопросы они отвечают?
Рефлексия.
- Выпишите имена числительные. Слайд.
Раз,
Два,
Три,
Четыре,
Начинается рассказ:
В сто тринадцатой квартире
Великан живет у нас.
С. Маршак.
- Назовите порядковые числительные. Что они обозначают? На какой вопрос отвечают?
- Назовите количественные числительные. Что они обозначают? На какой вопрос отвечают?
- Оцените свою работу на уроке.
9. Домашнее задание.
Повторить правила и составить пять предложений, используя как можно больше числительных.
– Кто услышал числительные в задании? Какое это числительное? Докажите.
– Урок окончен. Спасибо всем за урок.