СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 3 классе "Виды предложений по цели высказывания и по интонации"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 3 классе "Виды  предложений по цели  высказывания и по интонации"

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 3 классе "Виды предложений по цели высказывания и по интонации"»

11.09.2017 Русский язык 3-Б Кастырина И.В.

Тема урока: Виды предложений по цели высказывания и интонации.

Цель: формировать понятие о видах предложений по цели высказывания  (повествовательные, вопросительные , побудительные) и интонации (восклицательные и невосклицательные); развивать умение  находить их в тексте и составлять самостоятельно; развивать устную и письменную речь, мышление, творческие способности учеников; воспитывать взаимоуважение, толерантность.

Оборудование: карточки, таблица, иллюстрации.

Тип урока: урок закрепления знаний.

Ход урока

1.     ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА  

2. МИНУТКА КАЛЛИГРАФИИ

Пп  пр ре ед дл ло  ож же ен ни ие

            Соберите слово из буквосочетаний.

            Что получилось? (Предложение).

            Запишите посередине строки.

            - Сколько слогов в этом слове? Почему?

            - Какой слог ударный?

            - Назовите гласные звуки; согласные.

            - Сколько букв в этом слове?

            - Сколько звуков?

            - Почему звуков больше, чем букв?

           

 Прочитайте пословицу:

  Без труда не вытащить и рыбку из пруда.

- Как вы понимаете эту пословицу?

- Сколько в ней слов?

- Связаны ли  слова между собой?

- Можно ли это высказывание назвать предложением? Почему?

- Что такое предложение?      

     - Предложение выражает ….

     - По цели высказывания предложения бывают …

     - По интонации предложения бывают …

     - В конце повествовательного предложения ставим …

     - В конце вопросительного предложения ставим …

               - В конце побудительного предложения ставим  …


3. СООБЩЕНИЕ  ТЕМЫ  И  ЗАДАЧ  УРОКА.

-Тема урока: Виды предложений по цели высказывания и интонации.

 -Запишите тему сегодняшнего урока.

Мы сегодня должны вспомнить:

- Какими бывают предложения по цели высказывания.

- Какими бывают предложения по интонации.

Мы сегодня должны закрепить умения :

   Находить в тексте предложения разных видов.

   Самостоятельно составлять такие предложения.

4.РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА

- Давайте прочитаем предложения и обратим внимание на то, какие они здесь  разные. Одни сообщают что – то, другие – спрашивают, в третьих содержится просьба.

Мой брат живёт в Донецке.

Когда он приедет?

Принеси мне воды.

- Давайте найдем предложение, в котором содержится вопрос.

- Найдите предложение, в котором содержится просьба.

- Прочитайте предложение, в котором о чём-то рассказывают.

 -Какое это предложение по цели высказывания? Почему это повествовательное предложение?

- Найдите и подчеркните главные и второстепенные члены предложения.

 - Какое основное назначение вопросительных предложений?

Вопросительные предложения служат для выражения вопроса. 

- Приведите свои примеры вопросительных предложений.   …..

- Какие знаки препинания ставятся в конце вопросительных предложений?

- Какое основное назначение побудительных предложений?

 Основное назначение побудительных предложений: побуждение к действию того, к кому обращена речь. 

- Приведите свои примеры побудительных предложений.   ….. 

- Какие знаки препинания ставятся в конце побудительных предложений?

 Сделайте вывод:

- Какие же бывают предложения по цели высказывания?


Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения могут быть эмоционально окрашены, т.е. выражать отношение говорящего к сообщению или передавать его переживания. Такие предложения называются восклицательными.

Если предложение не имеет особой эмоциональной окраски, то такое предложение невосклицательное.

 2. Работа у доски.

- Запишем предложения и укажем какие они по цели высказывания и интонации.

 

Пушистый зверёк прыгнул на ель. (Повеств., невоскл.)

Ты был в Москве? (Вопр., невоскл.)

Мойте руки перед едой. (Побудит., невоскл.)

Сколько грибов в лесу! (Повеств., воскл.)

5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

6.ЗАКРЕПЛЕНИЕ

1. Работа по карточкам.

- А теперь давайте потренируемся.

Прочитайте предложения, определите их вид.

 Любите ли вы играть? Кто же не любит играть? Девочки играют в куклы. Мальчики играют в футбол. Как здорово быть ребёнком! Детство, не кончайся!

- Читайте предложение и называйте, какое оно по цели высказывания и интонации.


 2.Индивидуальная работа

предложения

По цели

По интонации

Какой сегодня чудесный день!



Ты записал домашнее задание?



Будьте старательны и внимательны!



Я сегодня на уроке старался.



Как чудесен русский лес!



Не разоряйте птичьих гнёзд.



В нашей школе три этажа.



Какие книги вы прочитали летом ?




3. Работа с учебником. Упражнение 33 с. 23.

Записать текст, обозначая начало и конец предложения.

Восстановить деформированный текст, расставить знаки препинания, определить вид предложения по цели высказывания и интонации.

ИТОГ

- Наш урок подходит к концу. Давайте покажем, что он прошёл не зря и мы не только  вспомнили какими бывают предложения, но и научились пользоваться своими знаниями.

     - Предложение – это…

     - Предложение выражает ….

     - По цели высказывания предложения бывают …

     - По интонации предложения бывают …

     - В конце повествовательного предложения ставим …

     - В конце вопросительного предложения ставим …

               - В конце побудительного предложения ставим  …

            8. Д/З

               Выписать из художественной литературы по одному предложению разных видов.


 Любите ли вы играть? Кто же не любит играть? Девочки играют в куклы. Мальчики играют в футбол. Как здорово быть ребёнком! Детство, не кончайся!


Любите ли вы играть? Кто же не любит играть? Девочки играют в куклы. Мальчики играют в футбол. Как здорово быть ребёнком! Детство, не кончайся!


Любите ли вы играть? Кто же не любит играть? Девочки играют в куклы. Мальчики играют в футбол. Как здорово быть ребёнком! Детство, не кончайся!


Любите ли вы играть? Кто же не любит играть? Девочки играют в куклы. Мальчики играют в футбол. Как здорово быть ребёнком! Детство, не кончайся!


Любите ли вы играть? Кто же не любит играть? Девочки играют в куклы. Мальчики играют в футбол. Как здорово быть ребёнком! Детство, не кончайся!


Любите ли вы играть? Кто же не любит играть? Девочки играют в куклы. Мальчики играют в футбол. Как здорово быть ребёнком! Детство, не кончайся!


Любите ли вы играть? Кто же не любит играть? Девочки играют в куклы. Мальчики играют в футбол. Как здорово быть ребёнком! Детство, не кончайся!


Любите ли вы играть? Кто же не любит играть? Девочки играют в куклы. Мальчики играют в футбол. Как здорово быть ребёнком! Детство, не кончайся!




предложения

По цели

По интонации

Какой сегодня чудесный день!



Ты записал домашнее задание?



Будьте старательны и внимательны!



Я сегодня на уроке старался.



Как чудесен русский лес!



Не разоряйте птичьих гнёзд.



В нашей школе три этажа.



Какие книги вы прочитали летом ?




предложения

По цели

По интонации

Какой сегодня чудесный день!



Ты записал домашнее задание?



Будьте старательны и внимательны!



Я сегодня на уроке старался.



Как чудесен русский лес!



Не разоряйте птичьих гнёзд.



В нашей школе три этажа.



Какие книги вы прочитали летом ?




предложения

По цели

По интонации

Какой сегодня чудесный день!



Ты записал домашнее задание?



Будьте старательны и внимательны!



Я сегодня на уроке старался.



Как чудесен русский лес!



Не разоряйте птичьих гнёзд.



В нашей школе три этажа.



Какие книги вы прочитали летом ?




предложения

По цели

По интонации

Какой сегодня чудесный день!



Ты записал домашнее задание?



Будьте старательны и внимательны!



Я сегодня на уроке старался.



Как чудесен русский лес!



Не разоряйте птичьих гнёзд.



В нашей школе три этажа.



Какие книги вы прочитали летом ?



















1. Предложения, в которых о чём-то сообщаем, повествуем, называются______________

2. Предложения, в которых спрашиваем, называются____________

3. Предложения, в которых просим, советуем, называются_______________



6.Индивидуальная работа

предложения

По цели

По интонации

Какой сегодня чудесный день!



Ты записал домашнее задание?



Будьте старательны и внимательны!



Я сегодня на уроке старался.



Как чудесен русский лес!




Не разоряйте птичьих гнёзд.




В нашей школе три этажа.




Какие книги вы прочитали летом ?