11.09.2017 Русский язык 3-Б Кастырина И.В.
Тема урока: Виды предложений по цели высказывания и интонации.
Цель: формировать понятие о видах предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные , побудительные) и интонации (восклицательные и невосклицательные); развивать умение находить их в тексте и составлять самостоятельно; развивать устную и письменную речь, мышление, творческие способности учеников; воспитывать взаимоуважение, толерантность.
Оборудование: карточки, таблица, иллюстрации.
Тип урока: урок закрепления знаний.
Ход урока
1. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА
2. МИНУТКА КАЛЛИГРАФИИ
Пп пр ре ед дл ло ож же ен ни ие
Соберите слово из буквосочетаний.
Что получилось? (Предложение).
- Запишите посередине строки.
- Сколько слогов в этом слове? Почему?
- Какой слог ударный?
- Назовите гласные звуки; согласные.
- Сколько букв в этом слове?
- Сколько звуков?
- Почему звуков больше, чем букв?
Прочитайте пословицу:
Без труда не вытащить и рыбку из пруда.
- Как вы понимаете эту пословицу?
- Сколько в ней слов?
- Связаны ли слова между собой?
- Можно ли это высказывание назвать предложением? Почему?
- Что такое предложение?
- Предложение выражает ….
- По цели высказывания предложения бывают …
- По интонации предложения бывают …
- В конце повествовательного предложения ставим …
- В конце вопросительного предложения ставим …
- В конце побудительного предложения ставим …
3. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА.
-Тема урока: Виды предложений по цели высказывания и интонации.
-Запишите тему сегодняшнего урока.
Мы сегодня должны вспомнить:
- Какими бывают предложения по цели высказывания.
- Какими бывают предложения по интонации.
Мы сегодня должны закрепить умения :
Находить в тексте предложения разных видов.
Самостоятельно составлять такие предложения.
4.РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА
- Давайте прочитаем предложения и обратим внимание на то, какие они здесь разные. Одни сообщают что – то, другие – спрашивают, в третьих содержится просьба.
Мой брат живёт в Донецке.
Когда он приедет?
Принеси мне воды.
- Давайте найдем предложение, в котором содержится вопрос.
- Найдите предложение, в котором содержится просьба.
- Прочитайте предложение, в котором о чём-то рассказывают.
-Какое это предложение по цели высказывания? Почему это повествовательное предложение?
- Найдите и подчеркните главные и второстепенные члены предложения.
- Какое основное назначение вопросительных предложений?
Вопросительные предложения служат для выражения вопроса.
- Приведите свои примеры вопросительных предложений. …..
- Какие знаки препинания ставятся в конце вопросительных предложений?
- Какое основное назначение побудительных предложений?
Основное назначение побудительных предложений: побуждение к действию того, к кому обращена речь.
- Приведите свои примеры побудительных предложений. …..
- Какие знаки препинания ставятся в конце побудительных предложений?
Сделайте вывод:
- Какие же бывают предложения по цели высказывания?
Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения могут быть эмоционально окрашены, т.е. выражать отношение говорящего к сообщению или передавать его переживания. Такие предложения называются восклицательными.
Если предложение не имеет особой эмоциональной окраски, то такое предложение невосклицательное.
2. Работа у доски.
- Запишем предложения и укажем какие они по цели высказывания и интонации.
Пушистый зверёк прыгнул на ель. (Повеств., невоскл.)
Ты был в Москве? (Вопр., невоскл.)
Мойте руки перед едой. (Побудит., невоскл.)
Сколько грибов в лесу! (Повеств., воскл.)
5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
6.ЗАКРЕПЛЕНИЕ
1. Работа по карточкам.
- А теперь давайте потренируемся.
Прочитайте предложения, определите их вид.
Любите ли вы играть? Кто же не любит играть? Девочки играют в куклы. Мальчики играют в футбол. Как здорово быть ребёнком! Детство, не кончайся!
- Читайте предложение и называйте, какое оно по цели высказывания и интонации.
2.Индивидуальная работа
предложения | По цели | По интонации |
Какой сегодня чудесный день! | | |
Ты записал домашнее задание? | | |
Будьте старательны и внимательны! | | |
Я сегодня на уроке старался. | | |
Как чудесен русский лес! | | |
Не разоряйте птичьих гнёзд. | | |
В нашей школе три этажа. | | |
Какие книги вы прочитали летом ? | | |
3. Работа с учебником. Упражнение 33 с. 23.
Записать текст, обозначая начало и конец предложения.
Восстановить деформированный текст, расставить знаки препинания, определить вид предложения по цели высказывания и интонации.
ИТОГ
- Наш урок подходит к концу. Давайте покажем, что он прошёл не зря и мы не только вспомнили какими бывают предложения, но и научились пользоваться своими знаниями.
- Предложение – это…
- Предложение выражает ….
- По цели высказывания предложения бывают …
- По интонации предложения бывают …
- В конце повествовательного предложения ставим …
- В конце вопросительного предложения ставим …
- В конце побудительного предложения ставим …
8. Д/З
Выписать из художественной литературы по одному предложению разных видов.
Любите ли вы играть? Кто же не любит играть? Девочки играют в куклы. Мальчики играют в футбол. Как здорово быть ребёнком! Детство, не кончайся!
Любите ли вы играть? Кто же не любит играть? Девочки играют в куклы. Мальчики играют в футбол. Как здорово быть ребёнком! Детство, не кончайся!
Любите ли вы играть? Кто же не любит играть? Девочки играют в куклы. Мальчики играют в футбол. Как здорово быть ребёнком! Детство, не кончайся!
Любите ли вы играть? Кто же не любит играть? Девочки играют в куклы. Мальчики играют в футбол. Как здорово быть ребёнком! Детство, не кончайся!
Любите ли вы играть? Кто же не любит играть? Девочки играют в куклы. Мальчики играют в футбол. Как здорово быть ребёнком! Детство, не кончайся!
Любите ли вы играть? Кто же не любит играть? Девочки играют в куклы. Мальчики играют в футбол. Как здорово быть ребёнком! Детство, не кончайся!
Любите ли вы играть? Кто же не любит играть? Девочки играют в куклы. Мальчики играют в футбол. Как здорово быть ребёнком! Детство, не кончайся!
Любите ли вы играть? Кто же не любит играть? Девочки играют в куклы. Мальчики играют в футбол. Как здорово быть ребёнком! Детство, не кончайся!
предложения | По цели | По интонации |
Какой сегодня чудесный день! | | |
Ты записал домашнее задание? | | |
Будьте старательны и внимательны! | | |
Я сегодня на уроке старался. | | |
Как чудесен русский лес! | | |
Не разоряйте птичьих гнёзд. | | |
В нашей школе три этажа. | | |
Какие книги вы прочитали летом ? | | |
предложения | По цели | По интонации |
Какой сегодня чудесный день! | | |
Ты записал домашнее задание? | | |
Будьте старательны и внимательны! | | |
Я сегодня на уроке старался. | | |
Как чудесен русский лес! | | |
Не разоряйте птичьих гнёзд. | | |
В нашей школе три этажа. | | |
Какие книги вы прочитали летом ? | | |
предложения | По цели | По интонации |
Какой сегодня чудесный день! | | |
Ты записал домашнее задание? | | |
Будьте старательны и внимательны! | | |
Я сегодня на уроке старался. | | |
Как чудесен русский лес! | | |
Не разоряйте птичьих гнёзд. | | |
В нашей школе три этажа. | | |
Какие книги вы прочитали летом ? | | |
предложения | По цели | По интонации |
Какой сегодня чудесный день! | | |
Ты записал домашнее задание? | | |
Будьте старательны и внимательны! | | |
Я сегодня на уроке старался. | | |
Как чудесен русский лес! | | |
Не разоряйте птичьих гнёзд. | | |
В нашей школе три этажа. | | |
Какие книги вы прочитали летом ? | | |
1. Предложения, в которых о чём-то сообщаем, повествуем, называются______________
2. Предложения, в которых спрашиваем, называются____________
3. Предложения, в которых просим, советуем, называются_______________
6.Индивидуальная работа
предложения | По цели | По интонации |
Какой сегодня чудесный день! | | |
Ты записал домашнее задание? | | |
Будьте старательны и внимательны! | | |
Я сегодня на уроке старался. | | |
Как чудесен русский лес! | | |
Не разоряйте птичьих гнёзд. | | |
В нашей школе три этажа. | | |
Какие книги вы прочитали летом ? | | |