СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 3 - м классе по теме "Удвоенная согласная буква на стыке приставки и корня" по программе "Школа 2100"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: показать, почему появляется удвоенная согласная буква на стыке  приставки и корня. Научить различать слова с удвоенной согласной в корне слова и на стыке приставки и корня.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 3 - м классе по теме "Удвоенная согласная буква на стыке приставки и корня" по программе "Школа 2100"»

РУССКИЙ ЯЗЫК 3 КЛАСС (конспект урока, программа 2100)

Тема: Удвоенная согласная буква на стыке приставки и корня.

Цель: показать, почему появляется удвоенная согласная буква на стыке приставки и корня. Научить различать слова с удвоенной согласной в корне слова и на стыке приставки и корня.

  1. Орг. момент. Число. Классная работа.

  2. Словарная работа.


Загадки:

Стоит на крыше верхолаз

И ловит новости для нас (антенна)

Бежит по асфальту и всегда

Он держится за провода (троллейбус)

Опоясал каменный ремень

Сотню городов и деревень (шоссе)

Продолжите поговорку:

Худой мир лучше доброй (ссоры)

Закончи предложение:

Ремни или верёвки для управления лошадью называются (вожжи)

Самая большая обезьяна – это (горилла)


Не стукнет, не брякнет, а в окно войдёт (рассвет)


Поставьте ударение, выделите орфограмму.


Что объединяет эти слова?


Выделите корень (проверка с компьютером)

На экране:

РАССВЕТ РАССВЕТ

Как определить кто из вас прав?

Определим в слове его части.

Как выделить корень? (подберём однокоренные слова: свет, светить, светлый) Значит корень свет.

Что мы знаем о приставке?

Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем, с помощью нее образуются новые слова. Значит рас – это приставка.

РАС + СВЕТ = РАССВЕТ

Всегда ли удвоенные согласные буквы находятся в корне? (нет)

Вывод: Почему напишем две буквы с? (одной буквой заканчивается приставка, а другой начинается корень)

Сформулируйте, как будет называться эта орфограмма?

с. 108 (читаем)

УДВОЕННЫЕ СОГЛАСНЫЕ НА СТЫКЕ ПРИСТАВКИ И КОРНЯ

Как вы понимаете слово стык? (место, где вплотную соединяются приставка и корень)

Попробуем сами образовать такие слова.

РАС СКАЗ РАССКАЗ

СУДИТЬ РАССУДИТЬ

СЕРДИЛСЯ РАССЕРДИЛСЯ

СЫПАТЬ РАССЫПАТЬ

Проблема: Напишем утроенную согласную букву? Люди договорились, что в таких случаях будут писать одну с в приставке, а другую в корне.

ССОРИТЬСЯ РАССОРИТЬСЯ

А теперь проведём небольшое соревнование. Две команды: мальчики и девочки, (упр. 160), читаем задание.

Мальчики: массаж, кроссворд, аттестат, одноклассник, (звуковая модель слова кроссворд)

девочки: рассмешил, оттолкнул, оттаял, ввинтил, оттуда (звуковая модель слова оттолкнул)

Вывод: удвоенная согласная буква обозначает один звук.


Какое открытие вы сегодня для себя сделали?

А теперь попробуйте применить свои знания. Перед вами карточки. Читаем. Можем ли назвать текстом? Почему? Какие признаки текста вы знаете? В скобках два варианта написания. Вам надо подчеркнуть правильный вариант написания.


Начало нового дня.

Ра(с,сс)вет… Взошло ра(з,зз)олочённое со_нце. Когда мрак ра(с,сс)еялся, громко и радос_но запели птицы. Они как будто ра(с,сс)казывали о кр_соте н_ступившего утра. Выс_ко в небе парит орёл. Он ра(с,сс)екает ш_рокими крыл_ями воздух. Где-то ра(с,сс)ерженно з_квакали лягушки. Природа про(с,сс)нулась. Н_ступил новый день.

Проверка.


Назовите слова с безударной гласной буквой в приставке.

Назовите слова с непроизносимыми согласными в корне слова.

Слова с проверяемой гласной буквой в корне слова. Как проверить?

Какие еще орфограммы вам встретились?


Итог урока.

Можете ли вы ответить на вопрос: почему появляется удвоенная согласная буква на стыке корня и приставки? (можем, потому что…)

Что нам надо уметь, чтобы правильно писать эти слова? (уметь выделять корень, подбирать однокоренные слова, правильно выделять приставки)

Домашнее задание:с. 111 упр. 6 или поработать со словарём (так же как со сложными словами), постараться найти как можно больше слов на изученную орфограмму.