РУССКИЙ ЯЗЫК 3 КЛАСС (конспект урока, программа 2100)
Тема: Удвоенная согласная буква на стыке приставки и корня.
Цель: показать, почему появляется удвоенная согласная буква на стыке приставки и корня. Научить различать слова с удвоенной согласной в корне слова и на стыке приставки и корня.
Орг. момент. Число. Классная работа.
Словарная работа.
Загадки:
Стоит на крыше верхолаз
И ловит новости для нас (антенна)
Бежит по асфальту и всегда
Он держится за провода (троллейбус)
Опоясал каменный ремень
Сотню городов и деревень (шоссе)
Продолжите поговорку:
Худой мир лучше доброй (ссоры)
Закончи предложение:
Ремни или верёвки для управления лошадью называются (вожжи)
Самая большая обезьяна – это (горилла)
Не стукнет, не брякнет, а в окно войдёт (рассвет)
Поставьте ударение, выделите орфограмму.
Что объединяет эти слова?
Выделите корень (проверка с компьютером)
На экране:
РАССВЕТ РАССВЕТ
Как определить кто из вас прав?
Определим в слове его части.
Как выделить корень? (подберём однокоренные слова: свет, светить, светлый) Значит корень свет.
Что мы знаем о приставке?
Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем, с помощью нее образуются новые слова. Значит рас – это приставка.
РАС + СВЕТ = РАССВЕТ
Всегда ли удвоенные согласные буквы находятся в корне? (нет)
Вывод: Почему напишем две буквы с? (одной буквой заканчивается приставка, а другой начинается корень)
Сформулируйте, как будет называться эта орфограмма?
с. 108 (читаем)
УДВОЕННЫЕ СОГЛАСНЫЕ НА СТЫКЕ ПРИСТАВКИ И КОРНЯ
Как вы понимаете слово стык? (место, где вплотную соединяются приставка и корень)
Попробуем сами образовать такие слова.
РАС СКАЗ РАССКАЗ
СУДИТЬ РАССУДИТЬ
СЕРДИЛСЯ РАССЕРДИЛСЯ
СЫПАТЬ РАССЫПАТЬ
Проблема: Напишем утроенную согласную букву? Люди договорились, что в таких случаях будут писать одну с в приставке, а другую в корне.
ССОРИТЬСЯ РАССОРИТЬСЯ
А теперь проведём небольшое соревнование. Две команды: мальчики и девочки, (упр. 160), читаем задание.
Мальчики: массаж, кроссворд, аттестат, одноклассник, (звуковая модель слова кроссворд)
девочки: рассмешил, оттолкнул, оттаял, ввинтил, оттуда (звуковая модель слова оттолкнул)
Вывод: удвоенная согласная буква обозначает один звук.
Какое открытие вы сегодня для себя сделали?
А теперь попробуйте применить свои знания. Перед вами карточки. Читаем. Можем ли назвать текстом? Почему? Какие признаки текста вы знаете? В скобках два варианта написания. Вам надо подчеркнуть правильный вариант написания.
Начало нового дня.
Ра(с,сс)вет… Взошло ра(з,зз)олочённое со_нце. Когда мрак ра(с,сс)еялся, громко и радос_но запели птицы. Они как будто ра(с,сс)казывали о кр_соте н_ступившего утра. Выс_ко в небе парит орёл. Он ра(с,сс)екает ш_рокими крыл_ями воздух. Где-то ра(с,сс)ерженно з_квакали лягушки. Природа про(с,сс)нулась. Н_ступил новый день.
Проверка.
Назовите слова с безударной гласной буквой в приставке.
Назовите слова с непроизносимыми согласными в корне слова.
Слова с проверяемой гласной буквой в корне слова. Как проверить?
Какие еще орфограммы вам встретились?
Итог урока.
Можете ли вы ответить на вопрос: почему появляется удвоенная согласная буква на стыке корня и приставки? (можем, потому что…)
Что нам надо уметь, чтобы правильно писать эти слова? (уметь выделять корень, подбирать однокоренные слова, правильно выделять приставки)
Домашнее задание:с. 111 упр. 6 или поработать со словарём (так же как со сложными словами), постараться найти как можно больше слов на изученную орфограмму.