Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. Я рада видеть каждого из вас, И пусть зима прохладой в окна дышит. Нам будет здесь уютно, ведь наш класс Друг друга любит, чувствует и слышит. - Дети, каким вы видите наш урок? (Интересным, поучительным, развивающим) - На уроке мы с вами будем исследовать. - Что нам нужно, чтобы работа на уроке была успешной? (Активно работать на уроке, внимательно слушать учителя, высказывать свою точку зрения, оказывать помощь одноклассникам). - Пусть вам сегодня на уроке помогут внимание, сообразительность и те знания, которые вы уже приобрели. -Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу урока хорошее настроение будет у всех! -Открыли тетради, записали число. Выделите орфограммы! | Л-1 |
Орфографическая минутка. Слайд 2 Ск..сить, с..жать, ст..рпеть, св..тлеть, см..нить, ч..ртить, пом..гать. – Проверим орфограммы. Скажите, что общего у всех слов в «Орфографической минутке»? (Все эти слова – глаголы). - Определите время и число глаголов. Какая проблема возникла перед нами? (Не можем определить время, число, лицо и род глаголов). (И все эти глаголы стоят в начальной форме; у всех есть  - Что сегодня мы будем исследовать? (Глаголы, у которых нельзя определить время и число. Будем исследовать неопределённую форму глагола.) | Л-2 Р-1,7 П-1 |
Совместное открытие новых знаний. Исследовательская работа. 1)-Сегодня мы с вами отправимся на остров Глаголов. Слайд 3,4 Эпиграфом нашего урока я выбрала слова известного писателя А.Н.Толстого «Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – значит дать движение фразе». 1.А сейчас продолжим работу по учебнику, упражнение № 359 -Найдешь ошибки, исправь их: (пяти – пять, зевать – позевывает, вести – вёл); Какие части речи есть в отрывке? Сколько в этих строках глаголов? А сколько среди них разных? Выписать глаголы неопределенной формы: как их узнаешь? Какие признаки сможешь у них определить: время, число, лицо, род? вести чавкать зевать прикрывать А сейчас обобщим все, что вспомнили о неопределенной форме глагола. 2)Работа в парах. Слайд 5 - Для этого обратимся к исследовательской карточке, которая у каждого из вас есть. - Результаты нашего исследования будем записывать в исследовательскую карточку, которая станет для вас памяткой. - Итак, первое открытие. Используем вопросы, записанные на доске. Почему неопределённая форма глагола так называется? По каким вопросам ее узнают? На что она может оканчиваться? Какие орфограммы в ней встречаются? Физкультминутка Встать, потянуться, распрямиться, Присесть, подняться, наклониться, Распрямиться, повернуться, улыбнуться, сесть. 1)Работа в группах. Работа с фразеологизмами. - Я предлагаю вам поработать в группах. - Замените фразеологизмы глаголами. (Зарубить на носу – запомнить, клевать носом – дремать, пропустить мимо ушей – прослушать, вставлять палки в колёса – мешать, мозолить глаза – надоедать, сдержать слово – выполнить, делать из мухи слона – преувеличивать, обвести вокруг пальца – обмануть, держать язык за зубами – молчать, унести ноги – убежать). Проверка у доски. - Задайте вопросы к полученным глаголам. В какой форме стоят глаголы? (В неопр.форме) | К-1 Л-2 К-4 П-5 Л-3 Р-2 П-2,4,5,9 К-2 П-2,4,5,9 К-2 |
Закрепление пройденного материала. 1)Самостоятельная работа. (с.20-№363) Слайд 6 Фронтальная проверка (устно) А теперь пусть отдохнут наши глаза…. Поднимите глаза кверху; опустите их книзу; отведите глаза вправо, а затем влево. Повторите 6 – 8 раз. 2) Тест по уровням. -Как вы усвоили тему сегодняшнего урока я предлагаю проверить, выполнив следующий тест. Уровень 1. Подчеркните глаголы в неопределенной форме. ходить смеется думать читал 2. Выберите из списка вопросов те, которые относятся к неопределенной форме глагола. а) что делал? б) что делать? в) что делает? г) что сделать? Уровень 2. 1. Выберите из перечисленных слов глаголы, стоящие в неопределенной форме и подчеркни их. Ходит, смеется, светит, капает, спит, прогуливается, смеяться, думать, читает. 2. Выбери из списка вопросов те, которые относятся к неопределенной форме глагола. а) что делал? б) что делать? в) что делает? г) что сделать? д) что сделал? Уровень 3. Найди в тексте и подчеркни глаголы, стоящие в неопределенной форме. Была в их стае одна маленькая ласточка, такая проворная: никак ее догнать нельзя было – от всех увертывается. Погонится за ней Пятнышко, а она – туда, сюда, вниз, вверх, в сторону бросится да как пустится лететь – только крылышки мелькают. Поставь глагол в неопределенную форму: скучали – прячут – бегает – гуляла – поглядел – любит – -В конце урока я соберу тесты, проверю их и поставлю оценки. 3) Резерв. Работа в парах. Слайд 7 1. Упражнение «Полезные советы» Списать текст. Глаголы, данные в скобках, заменить глаголами неопределённой формы. Подчеркнуть глаголы. Полезные советы. Утром нужно (делаю) зарядку. Упражнения (выполняю) медленно. Между ними (делаю) небольшие паузы для отдыха. Нельзя (задерживаю) дыхание, надо (дышу) ровно, спокойно. Зарядку нужно (делаю) при открытой форточке. -А кто из вас делает зарядку по утрам? Какой совет вам пригодился? 2. А сейчас новое задание упр.№ 360. Задание: впиши нужное слово и реши орфографические задачи. Пусть крыша т…чет и сломалась калитка, свой дом ни за что не покинет … . Глагол | ? к глаголу | ? неопределенной формы | неопределенная форма | течет | что делает? | что делать? | течь | сломалась | что сделала? | что сделать? | сломаться | не покинет | что сделает? | что сделать? | покинуть | 3. Игра «Скажи наоборот». Учитель называет глагол и бросает мяч одному из учеников, тот ловит мяч и называет глагол с противоположным значением, задает к нему вопрос и бросает мяч обратно. Слова для игры: открыть, лечь, плакать, уходить, налить, говорить, прилететь, найти, принести, худеть, брать, зажечь, обуваться, войти. | К-1 Л-2 К-4 П-5 Л-6 Р-2 П-2,4,5,6 К-2, 4 Р-3,5 П-2,6 |