СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 4 классе. Тема урока: Закрепление об имени существительном.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Закрепить знания учащихся по теме имя существительное; создать условия  для систематизации изученных признаков имени существительного как части речи.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 4 классе. Тема урока: Закрепление об имени существительном.»

Урок русского языка в 4 классе


Тема урока: Закрепление об имени существительном.


Тип урока: обобщающий.


Цель урока: закрепить знания учащихся по теме имя существительное; создать условия для систематизации изученных признаков имени существительного как части речи.


Задачи урока:

Обучающие: закрепление и систематизация знаний  об имени существительном; формирование орфографической зоркости.


Развивающие: развитие речи, внимания, умения сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы; развитие познавательного интереса к предмету.


Воспитывающие: развитие коммуникативных навыков через работу в группах, оценки и самооценки деятельности.


Оборудование: карточки для работы в группах, маршрутная карта, карточки для оформления судового журнала, детали кластера, стикеры.


Ход урока.

1 Организационный момент. Психологический настрой.

Придумано кем-то мудро и просто

При встрече здороваться «Доброе утро!»

Доброе утро улыбчивым лицам!

Пусть каждый становится добрым, доверчивым.

И доброе утро длится до вечера.

Я знаю, вы очень умные, поздоровайтесь с гостями на трёх языках. А ещё вы очень сообразительные ребята. Поэтому приготовила для вас интересную игру - путешествие. Мы с вами отправляемся в далекое плавание, в государство Имя существительное, через острова, название которых вам предстоит  узнать. Попасть в это государство мы можем на кораблях, со сплоченной, надежной командой. Поэтому каждый из вас сегодня не ученик, а член такой команды. Занимайте свои места, произведите запись в своих бортовых журналах и приготовьтесь к отплытию.

Но я не могу выпустить ваши корабли в плавание без капитанов. Каждая команда сильна своим капитаном. Чтобы выбрать капитанов кораблей, мы проведём конкурс. Кто первый правильно выполнит задание тот и будет выбран капитаном, который поведет свою команду вперёд.


2 Минутка чистописания.

Пропишите буквы Кк и слово «капитан».

- Что вы можете рассказать об этом слове?

- Просклоняйте слово «капитан» по падежам.

- А теперь капитанов приглашаю на капитанский мостик. Вы представляете свои команды и себя. Вручается отличительный знак капитанов.

- Чтобы плавание было благополучным, необходимо знать и выполнять правила общения друг с другом. Сейчас вместе со своим экипажем вы выберите те правила, которые на ваш взгляд самые важные и нужные в совместной работе и помещаете их в судовой журнал «Правила общения».


3 Правила работы в группе.

Капитаны возвращаются на свои корабли, вместе с экипажем рассматривают правила и выбирают те, которые на их взгляд являются самыми важными. (5 правил – общие вывешиваются на доску)

«Правила общения».

 Помогай тому, кто сам трудится.

 Помогай другому и тогда, когда тебе самому приходится трудно.

 Помогай так, чтобы товарищ учился самостоятельно преодолевать трудности.

Взялся помогать – не подводи, доведи дело до конца.

Помогай не только другу, но и любому члену коллектива.

Помогая одному, думай об успехе всего коллектива.

Тебе помогают, помогай и ты, чем можешь.

Будь внимателен и требователен к себе.

Правила  вывешиваем на доску. Еще  раз все правила прочитать.

- Во время путешествия не забывайте следовать вашим правилам.


4 Определение темы и задач.

- А теперь мы должны определить тему маршрута кораблей. Чтобы её определить, посмотрите на маршрутную карту. Попробуйте определить, на какие  острова мы сегодня отправимся.

- Итак, перед вами карта, на которой три острова. Чтобы попасть в государство Имя существительное, конечный путь нашего движения, вы должны побывать на островах «Постоянные признаки», «Непостоянные признаки» и «Морфологический разбор».


5. Работа по маршрутному листу.

- Корабль плывет по маршруту, указанному на карте. Все корабли плывут в одном направлении, но у каждого корабля своя скорость движения. Чтобы  преодолеть путь,  вы должны будете выполнить задания. Первая команда, выполнившая его, сдаёт карточку на проверку и  отправляется дальше по маршруту. Если в  работе команды  будут обнаружены ошибки, она возвращается на предыдущий остров для их устранения. Ошибки – это мель,  которая не даёт возможности двигаться вперёд. На протяжении всего путешествия мы будем вести судовой журнал, в котором капитаны будут отмечать движение своих кораблей и работу членов команды. Если возникнут какие - то вопросы, вы можете обратиться за помощью ко мне.

- Итак, отправляемся на остров «Постоянные признаки», капитанам получить стартовые задания. Удачи. Не забывайте о правилах общения.

Стартовое задание «Собственные имена существительные и нарицательные. Одушевлённые и неодушевлённые»

 Задание 1

1. Подчеркни в предложении имена собственные. (на карточке)

 Мой друг Вася отправляется в путешествие вокруг света с попугаем Кешей.

2. Выпиши из предложения неодушевлённые имена существительные. (в тетрадь)


Выполнив задание, капитан ставит отметку в судовом журнале, передвигает свой корабль на следующий остров, получает новое задание. Учитель проверяет задание.


Остров « Постоянные признаки». Определение  склонения и рода.

Задание 2

Работа в группе

Запишите имена существительные в три столбика.(1 скл, 2 скл, 3 скл на листке)

  Якорь, карта, мель,  море,  каюта, скорость.


Выполнив задание, капитан ставит отметку в судовом журнале, передвигает свой корабль на следующий остров, получает новое задание. Учитель проверяет задание.


Остров «Непостоянные признаки»  Определение числа.

Задание 3

Работа в паре

Запиши существительные в 2 столбика по числам. (ед.ч. мн.ч. на листке)

Шлюпки, волна, палуба, пассажиры, парус, корабли.


Необходимо подождать все экипажи. Переход по стрелке на острове.


Спишите стихотворение в тетрадь и подчеркните  имя существительное  в творительном падеже.

Как по морю – океану

Вдаль кораблик плыл упрямо.
За кормою пенный след,
Берегов в помине нет…


Подведение итогов по судовому журналу.


- Теперь мы все дружно отправляемся на остров «Морфологический разбор»


Остров «Морфологический разбор». Тест.

Задание 4

- Первыми ступить на остров предоставляется капитану корабля… . Им предстоит восстановить текст.

Самостоятельная работа для капитанов.

Серёжа__________________ не боится_____________________.

Игорь ___________________ наблюдал ______________________.

Витя ____________________нарвал букет________________________.

Иванова ___________________ возвратилась с __________________________.

Слова: Васильков, васильков, Морозов, морозов, Поля, поля, Муравьев, муравьев.

Пока капитаны восстанавливают записи, члены команды справятся с тестом.

Тест.


1. Имя существительное – это часть _______________, которая обозначает ___________________ и отвечает на вопросы ____________________________ .

2. Укажи имена существительные.

А) зелень;

Б) зелёная;

В) зеленеет

3. Какую роль играет имя существительное в предложении?

А) сказуемого

Б) подлежащего

В) определения

Г) дополнения

4. Укажи существительное 3 склонения.

А) мать

Б) меч

В) день

5. Выбери словосочетание, в котором существительное стоит в Д.п.

А) вскрикнул от боли;

Б) протекает по равнине;

В) пролетал над речкой

6. Изменяются ли имена существительные по числам?

А) да

Б) нет

7. Выбери верное утверждение.

А) Имена существительные бывают трёх родов.

Б) Имена существительные изменяются по родам

8. Укажи строку, в которой все существительные одушевлённые:

А) пароход, лошадь, кино, кнопка;

Б) лес, окно, табун, стекло;

В) белка, лисица, детвора, Снегурочка.

9. Какие слова пишутся с ь знаком?

А) Обруч… плащ…

Б) Рож… вещ…

В) Доч… гараж…

Самопроверка с доски:

1 речи, предмет, кто? что?

2 А

3 Б, Г

4 А

5 Б

6 А

7 А

8 В

9 Б

Критерии оценивания:

«5» - всё правильно

«4» - правильно 8 - 6 ответов

«3» - правильно 5 – 3 ответа

«2» - правильно 2-1 ответ


Чтобы уплыть с этого острова необходимо выполнить морфологический разбор слова:

За кормою – сущ, И.п. – корма, нариц, неодуш, ж.р., ед.ч., 1 скл, Т.п., дополнение.

Взаимопроверка


6. Рефлексия.

- Наше путешествие подходит к концу. Я предлагаю каждому экипажу составить отчёт о своем путешествии.

Отчет капитана корабля «Мечта»

Больше всего нам понравилось _____________________________________________________

Мы с трудом (или легко) выполняли следующие задания _______________________________

В нашей команде лучше всех работал (а)     __________________________________________


Отчет капитана корабля «Победа»

Нам было интересно ______________________________________________________________

Мы столкнулись с трудностями в задании____________________________________________

В нашей команде лучше всех работал (а)     __________________________________________


Отчет капитана корабля «Восток»

Довольны ли вы своим путешествием….., почему……

Мы открыли для себя _____________________________________________________________

В нашей команде лучше всех работал (а)     __________________________________________


Отчет капитана корабля «Надежда»

Во время путешествия у нас было_________________настроение.

Мы научились___________________________________________________________________

В нашей команде лучше всех работал (а)     __________________________________________


- Слово капитанам. Отчет прикрепляется в судовой журнал.

Вот и приплыли мы в царство Имя Существительное. Давайте украсим её. Составьте кластер об имени существительном. (Защита проектов)

- Ваши труды были не напрасны. Вы попали в государство Имя существительное, Вас встречают её правители и хотят вам рассказать сказку о своём государстве. И приглашают вас погостить ещё немного в царстве Имя Существительное.

Успехов вам. Спасибо за путешествие.

Если вам урок понравился - приклейте стикеры на доску, если нет – оставьте его себе.

7 Оценивание за урок.

5 - Пятёрку получить не просто. Пятёрка - самый высший бал. Ты всех сегодня лучше. А это больше всех похвал.

4 - Это хорошо и до пятёрки близко. Ещё старанье приложи и будет всё отлично.

3 - Получил оценку 3, не печалься, не грусти. Нужно будет постараться, дома лучше почитать. И получишь ты 4, а быть может даже 5.


8 Домашнее задание. (разноуровневое)

«5» - сочините свою сказку об имени существительном.

«4» - стр. 65 упр. 177

«3» - стр64 упр. 176