МБОУ «Гимназия №12» г. Белгорода им. Ф.С. Хихлушки
№ п\п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. | Этап мотивации к учебной деятельности. | Мы начинаем урок русского языка. Мне хочется, чтобы каждый из вас после урока мог сказать так: «Сегодня я искал, творил, Знания новые открыл, Научился применять, И задания выполнять» – Какие качества вам понадобятся, чтобы на уроке узнать что-то новое, сделать свое маленькое открытие? (Внимательность, наблюдательность.) | Дети отвечают на вопросы. |
2. | Этап актуализации учебного действия | Словарно-орфографическая работа Словарный диктант: 1вариант: автомобиль, беседа, тревожиться, правительство, экскурсия, стакан, вокзал, календарь, хлебороб инженер 2 вариант: пассажир, беседовать, тревога, председатель, путешествие, кастрюля, , билет, салют, сеялка, агроном. Были ли допущены ошибки, в каких слова? Какое слово «лишнее»? Почему ? Тревожиться, беседовать) Что вы знаете о глаголе? ( блиц опрос) | Работают в паре ( диктуют слова по очереди и записывают) Взаимопроверка. Сверяют с образцом на карточке. Дети отвечают на вопросы. |
3. | Самоопределение к деятельности | Прочитайте пословицу. Учиться всегда пригодится. - Как вы её понимаете? Сравните глаголы. Что вы заметили ? - Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке ( Правописание глаголов на тся и ться) Сформулируйте цели урока. | Дети отвечают на вопросы, называют тему и цель урока. |
4. | Работа по теме урока. | 1.Работа по учебнику Упр.170 с.103 Прочитайте первые 2 предложения. Произнесите выделенные слова. ( Слова произносятся одинаково) Поставьте вопросы к выделенным словам. Что вы заметили? Сделайте вывод: когда в глаголах мы пишем -тся, а когда –ться? (На доске составляется схема) -тся -ться Что делает? Что делать? Что делают? Что сделает? Что сделать? Что сделают? 3 л, ед.ч., 3 л. мн.ч. неопределенная форма глагола Проверим по учебнику. Что нам об этом говорит профессор Иван Иванович. Определите насколько вам понятна тема урока на 1 шкале, поставьте точку карандашом. | Дети отвечают на вопросы. ( На конце слов тся и ться произносятся одинаково, пишутся по разному) 1 способ: Если в вопросе есть ь – то пишем в глаголе -ться; если в вопросе нет ь – пишем –тся. 2. Если глагол стоит в неопр. форме, то пишем в глаголе –ться. Если глагол стоит в 3-ем лице, то пишем –тся. Читают по учебнику правило. |
5. | Закрепление по теме урока | Работа с учебником :Упр.171 с.103. ( у доски) Выпишите глаголы, поставьте к ним вопросы, подчеркните орфограмму. Допишите по 2 глагола самостоятельно. Сделайте вывод по этому упражнению. | Читают задание. Работают самостоятельно. Самопроверка. |
6. | Физминутка | Раз -подняться, потянуться, Два- согнуться, разогнуться, Три- всем дружно покачаться, На четыре -покружиться, Пять - всем дружно наклониться, Шесть - опять начать трудиться. | |
7. | Работа по теме урока. | Сравните глаголы: одевать — одеваться научить — научиться -В чём сходство и различие каждой пары глаголов? -С помощью какого суффикса образованы выделенные глаголы? На кого направлено действие, обозначенное глаголом одеваться, научиться? Как вы думаете, как могут быть названы такие глаголы? ( Образуйте от глагола возвращается прилагательное) Глаголы с суффиксом ся называются возвратными Перед суффиксом -ся в возвратных глаголах неопределённой формы всегда пишется мягкий знак (ь): и ся входит в основу слова. | глаголы с суффиксом -ся обозначают действие, которое возвращается к себе, направлено на самого человека, на предмет |
8. | Игра «Бумеранг» | Ребята, какое важный праздник приближается? ( День Победы) 71 годовщина Победы в ВО войне. Сегодня мы поучаствуем в военной эстафете. Какими качествами обладают бойцы, герои ? Я думаю такие качества есть и у вас. Сейчас мы проверим, как вы усвоили тему нашего урока. Задание по рядам ( по вариантам) Послушайте внимательно задание . ( По команде вы начинаете работать, каждый ученик работает с одним словом) 1 вариант 2 вариант сражат..ся, сражают..ся ошибат..ся трудит…ся дождат..ся вернёт..ся надеят..ся радует...ся добит..ся стремят..ся Что вы заметили? Сделайте вывод. | Выполняют задание Работают в группах, последний ученик прикрепляет лист на доску. |
9. | Самостоятельная работа в рабочих тетрадях. | Р.т. С.67 Упр.105., 107 Задание по выбору (разные уровни) -Если вы поняли тему и стремитесь закрепить изученное, то ваш выбор уровень 1. Упр.105 -Если вы уверенно чувствуете себя и хотите проверить свои знания, ваш уровень 2. (Упр.107) Проанализируйте свою работу на уроке. | Выполняют задание зачитывают |
10. | Итог урока Рефлексия | Какова была цель урока? -Мы её достигли? – Чему научились на уроке? – Что было трудным на уроке? – Что было для вас самым интересным на уроке? Кто на уроке старает…ся, У того всё получает…ся. Если не будешь стремит…ся, Нечем будет гордит…ся! | Отвечают на вопросы, делают вывод. |
11. | Домашнее задание | С. 103 Правило, Упр.173 | |