СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 5 классе на тему:"Графика. Алфавит"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 5 классе из раздела "Фонетика". 

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе на тему:"Графика. Алфавит"»

Урок ____ 5 класс

Тема. «Графика. Алфавит».

Цель урока:

1. Помочь учащимся осознать различие между буквами и звуками,

повторить правильное название букв русского алфавита,

познакомить с историей создания азбуки, дать представление

о каллиграфии.

2. Развить навыки логического мышления, сообразительности.

3. Способствовать развитию интереса к русскому языку,

культуре, формированию красивого почерка.

Ход урока.

1.Беседа по вопросам на повторение.

-Какой раздел науки о языке мы изучаем?

(Фонетика)

-Каково происхождение этого слова?

-Что изучает фонетика?

-Какие бывают звуки?

(Слайд 1)

-Подумайте, какие слова-термины здесь указаны?

(Слайд 2)

-Какие звуки они характеризуют?

-В чем особенность букв е, е, ю, я?

(Слайд 3)

-Расшифруйте слова и объедините их в пары.

-Какие звуки они характеризуют?

(Слайд 4)

-Расскажите о непарных согласных.

(Слайд 5)

2. Вызов. сл.1

Разгадайте послание индейских племен конгрессу США. Написано 150 лет тому назад. Почему не можем определить смысл пиктограммы?

Картинки все понимают по-разному. Давайте проведем эксперимент:

каждой группе я прошепчу слова, которые надо передать пиктограммой, рисунком на листочке. ( Я« читаю книгу»)

Проверим, поймем ли мы друг друга. Обсудите, что и почему вы изобразите, выберите, кто будет делать. Готовность…

Покажите свои листочки. Картинки разные. Просмотр рисунков, выявление смысла. Выводы? А ведь всем предложили одно и то же…

Почему мы не пользуемся пиктограммой? На каком предмете еще говорили о пиктограммах?

Теперь каждый может ответить на вопрос: Что появилось раньше, буква или звук? Зачем создали графический алфавит?

5. Назовите тему урока.

4.Переход к новой теме.

-Мы живем в мире звуков, и люди научились записывать то, что слышат,

при помощи букв.

-Как давно и в каких древних государствах появилась письменность?

(Более пяти тысяч лет назад в Египте и Финикии).

5.Сообщение новой темы. Графика. Чтение параграфа 57.

-Что обозначают слова графика, каллиграфия?

Запишите эти слова, подчеркните орфограммы.

-Где мы можем увидеть все буквы, расположенные по порядку?

(В алфавите.)

6. Запись темы. Алфавит. Чтение параграфа 58.

-Где размещают слова в алфавитном порядке?

(В словарях, классных журналах и т.д.)


7.Физкультминутка. Постарайтесь быстро построиться в шеренгу

по алфавиту на основе фамилий.

Работа с предложением. Запишите предложение, выделите грамматическую основу, объясните знаки препинания.

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

А.А.Фет.

-В чем необычность этого предложения? (В нем нет сказуемого)

-Что описывает автор в этом стихотворении? (Различные звуки)



3.Прослушаем аудиозапись пения соловья.

-Как вы думаете, почему пение соловья называется трелями?

(В слове отражаются переливы звуков)

Трель – переливчатый дрожащий звук

от быстрого повторного чередования двух

соседних тонов…

(Толковый словарь Ушакова)

-Какие приемы звукописи используются в стихотворении?

(Ассонанс, аллитерация – повторение терминов)

4.Переход к новой теме.

-Мы живем в мире звуков, и люди научились записывать то, что слышат,

при помощи букв.

-Как давно и в каких древних государствах появилась письменность?

(Более пяти тысяч лет назад в Египте и Финикии).

8.Закрепление темы.

Чтение алфавита, стр. 134

- Прочитайте самостоятельно алфавит и постарайтесь запомнить названия букв. Закройте алфавит тетрадью и назовите буквы в алфавитном порядке, используя таблицу.

Упр. 291

Устно упр. 292 (1 в.), 296 (2 в.)

Упр. 299

11. Рефлексия.

-Что нового вы узнали сегодня на уроке?

-Какие задания вам понравились больше всего?

-Что у вас вызвало затруднение?

12. Домашнее задание: Параграф 57,58, N288(п),295(у).