СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 5 классе по теме "Фонетика. Графика"( в соответствии ФГОС)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок закрепления и систематизации знаний по русскому языку в 5 классе ( в соответствии с ФГОС)

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе по теме "Фонетика. Графика"( в соответствии ФГОС)»


Тема: «Фонетика. Графика»

Урок закрепления и повторения знаний.



Базовый учебник: А.Шмелев, Э.Флоренская



Цель и задачи урока

Цель: организовать деятельность учащихся по поиску и усвоению информации о теоретических сведениях по теме, создать условия для актуализации знаний, умений находить в тексте языковые явления и работать с ними.

Цели как деятельность учеников.

- договариваться о совместных действиях, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь и осуществлять взаимный контроль, выступать с сообщениями перед аудиторией сверстников.

Задачи:

- обучающие ( предметные результаты): повторение теоретических сведений о фонетике;

совершенствование  умения  выполнять фонетический разбор слова.

Развитие орфоэпических умений, навыков самоконтроля в процессе практической и самостоятельной работы.

-развивающие (метапредметные результаты):

Формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу, способность к самооценке, расширение кругозора.

-воспитательные (личностные результаты):

Воспитание любви к родному языку через работу над текстом, взаимоуважения, доброжелательности к одноклассникам в процессе фронтально-коллективной работы.


Тип урока Урок закрепления и повторения знаний.


Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтально-коллективная

.Необходимое техническое оборудование: мультимедийное оборудование.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя


Деятельность ученика

УУД


Мотивация к деятельности

Цель этапа: включение учащихся

в деятельность..

Проверка готовности к уроку

  • Выбери из предложенных рисунков тот, который соответствует твоему настроению.

Эмоциональный настрой на урок

Регулятивные УУД:

  1. Волевая саморегуляция

2

Актуализация опорных знаний

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

Посмотрите внимательно на доску. Перед вами пройденные темы уроков.

- Что мы изучали?

Но последний лист пуст.

- Как вы думаете, что должно быть на этом листе?

_ Какие задачи мы должны перед собой поставить?



Читают надписи на доске


Предполагаемые ответы:


Повторить-

Обобщить-

Научится-

Познавательные УУД:

1.Структуировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

2. Анализ, сравнение, синтез.



3.

Сообщение темы урока

В школе мы каждый день идем по дороге знаний, а сегодня отправляемся путешествовать в горы. Нам предстоит сложное и опасное восхождение на вершину. Название, которой вы узнаете, отгадав его по значению.

Слово из другого языка

Переводится как «звук»

Раздел лингвистики, который исследует звуковую сторону языка







Предполагаемые ответы:

Фонетика

Регулятивные УУД:

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему урока.


4

Постановка цели урока

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбора способа и средств их реализации.

-Что же нам нужно, чтобы добраться до вершины горы Фонетика?


Предполагаемые ответы:

Выполнить задания

Показать свои знания по данной теме

Регулятивные УУД:

1. Контроль и оценка прогнозирования


5

Воспроизведение и коррекция знаний

  • Без чего, кроме карты, нельзя обойтись в путешествии?

  • т.е. без багажа. Что будет нашим багажом?

Откроем наши дневники путешественников и выполним задание

-Без чего ещё нельзя обойтись в походе?

Задание 1 .

Закончите начатые предложения

  1. Фонетика изучает_________.

  2. Звуки делятся на____и_____.

  3. Гласные звуки состоят только из______________.

  4. Гласных звуков в русском языке всего_____________.

  5. Гласные звуки бывают_и___.

  6. Согласные звуки бывают ____ и____, _____и______.

2. Проверка выполняется в паре.

Проверяется уровень владения теоретическим материалом

Задание 2.

Собери рюкзак, расставив слова в алфавитном порядке. Укажите порядковый номер.

  1. штормовой костюм

  2. защитные очки

  3. спальный мешок

  4. альпинистский пояс

  5. ледоруб

  6. веревка

  7. кошки

  8. аптечка,

  9. запас еды

  10. компас

Предполагаемее ответы:

- багаж,

- снаряжение

Знания






Повторяют

  1. Фонетика изучает _ звуки речи_.

  2. Звуки делятся на _гласные__и_согласные_.

  3. Гласные звуки состоят только из__тона _.

  4. Гласных звуков в русском языке всего_6_.

  5. Гласные звуки бывают_ударные_и_безударные.

  6. Согласные звуки бывают _шумные _ и_сонорные, _твердые_и_мягкие_.





Учащиеся делают взаимопроверку.


  1. альпинистский пояс

  2. аптечка

  3. веревка

  4. запас еды

  5. защитные очки

  6. компас

  7. кошки

  8. ледоруб

  9. спальные мешки

  10. штормовой костюм

Познавательные УУД:

1. Ориентироваться в своей системе знаний

2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, группировать

3. Представлять модели объектов в знаково-символической форме.


Коммуникативные УУД:

1. Строить связное монологическое высказывание.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Уметь работать в парах, группах, договариваться о совместной деятельности.

4. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

6

Воспроизведение знаний на новом уровне

Цель:

закрепить полученные знания

-Кто это такой?

Человек ступает на камни,

Открывает горные тайны.

Только воля ведет до вершины,

И не ищет сердце причины.

Тропа цифр

Вам необходимо ответить на вопросы, ответами будут цифры:

  1. Сколько глухих звуков в слове альпинист?

  2. Сколько звонких звуков в слове альпинист?

  3. Сколько гласных звуков в слове альпинист?

  4. Сколько мягких звуков в слове альпинист?

  5. Сколько твёрдых звуков в слове альпинист?

  6. Сколько сонорных звуков в слове альпинист?

  7. Сколько шипящих звуков в слове альпинист?

Тоннель «Согласных звуков»

  • Найди пару для согласной по глухости-звонкости

б


в

в



ж

з



п



к

к



с


Ущелье «Ударения»

Мы выберемся из него, если правильно выполним следующее задание: нужно списать слова правильно расставив ударение.

  • А что такое ударение?

  • Какое ударение в русском языке?

БАЛОВАННЫЙ, ДОБЫЧА, ДОГОВОР, ПОРТФЕЛЬ, САНТИМЕТР, КАТАЛОГ, СТАТУЯ, ФАРФОР, ЗВОНЯТ, ЖАЛЮЗИ

Предполагаемые ответы:

альпинист





Ответы (самопроверка):


  1. (3)


  1. (2)


  1. (3)


  1. (3)


  1. (2)


  1. (2)


  1. (0)



Выполняют задание (самопроверка):


б

п

в

в

к

к

ж

з

с

б

п

в

в

к

к

ш

з

с



Отвечают:






Выполнение задание (самопроверка):

БАЛОВАТЬ, ДОБЫЧА, ДОГОВОР, ПОРТФЕЛЬ, САНТИМЕТР, КАТАЛОГ, СТАТУЯ, ФАРФОР, ЗВОНЯТ, ЖАЛЮЗИ

Познавательные УУД:

1. Ориентироваться в своей системе знаний, задавать вопросы.

2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, группировать, строить рассуждения.

3. Представлять модели объектов в знаково-символической форме.


Коммуникативные УУД:

1. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.


8

Физкультминутка с орфографическим тренингом

Ь есть в слове-руки с кулачками вперед, нет Ь- руки прижимает к себе

Полночь, плащ, стоишь, ерш, тишь, пейзаж, помочь, глушь, лещ, техпомощь, матч.

Ученики выполняют движения, четко проговаривая слова


7

Работа над нестандартыми заданиями, применение их в анализе других явлений

«Взятие высоты»

- Отгадайте загадки. Сумели ли вы быстро догадаться. Объясните, почему?

- Спишите, вставьте пропущенные буквы расставьте недостающие знаки препинания

Пад.ла сн.жинка с неба

Зац.пила шарик снега.

Вместе катят(?)ся они

Ком растет м.гучий.

Вы в п.ходы в эти дни

(Не) ходите лучше!

  1. Подчеркнуть грамматическую основу в первом предложении

  2. Определить части речи во втором предложении.

  3. Сделать фонетический разбор слова поход

Отгадайте фразу

[што н’и звук | то и падарак|ф’с’о з’ирн’иста|крупна|как сам жэмч’ук] ( Н.В.Гоголь)






Списывание текста и выполнение заданий с проверкой в паре.

Ребята обмениваются тетрадями, проверяют работу, а потом высказывают свое мнение о своей работе или о работе других












«…что ни звук, то и подарок: всё зернисто, крупно, как сам жемчуг»

Познавательные УУД:

1. Ориентироваться в своей системе знаний, задавать вопросы.

2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, группировать, строить рассуждения.

3. Представлять модели объектов в знаково-символической форме.


Коммуникативные УУД:

1. Строить связное монологическое высказывание.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Уметь работать в парах, группах, договариваться о совместной деятельности.

4. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

11

Домашнее задание

Учитель консультирует ребят по выполнению дом. задания

Задания на выбор

подобрать тексты и задания для комплексного анализа текста

или

выполнить упражнения (105-107)

Записывают домашнее задание

Регулятивные УУД:

  1. Волевая саморегуляция

  2. Осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

12

Рефлексия и итог урока

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

  • Ребята, знания каких разделов лингвистики вы использовали на уроке?

  • Что удалось, что вызывает трудности?

  • Заполните зачетную карточку маршрута

  • Произведите самооценку.

  • По каким критериям будете давать оценку?

  • Каким у нас получился урок?

  • Поднимите тот смайлик, который отразит ваше настроение от работы на уроке.

- Я рада, что вы показали себя умными, смышлеными, грамотными, настойчивыми ребятами, настоящими покорителями вершин.

Особенно хочется отметить работу…

Вы поняли, что во многих процессах, происходящих в русском языке, поможет нам разобраться фонетика. Не зря Н.В.Гоголь говорил, что русский язык имеет большое количество различных звуков, способных волновать душу человека.

Предполагаемые ответы: знания по фонетике и орфоэпии, графике




Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.


Регулятивные УУД:

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.