СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 5 классе по теме «Группы слов по лексическому значению»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 5 классе по теме «Группы слов по лексическому значению»

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе по теме «Группы слов по лексическому значению»»

Урок русского языка в 5 классе


Тема урока:

«Группы слов по лексическому значению»

Задачи урока:

  • образовательные: закрепить изученный материал по теме «Группы слов по лексическому значению», проверить уровень знаний учащихся по данной теме;

  • развивающие: развитие логического мышления, развитие связной речи учащихся, интереса к русскому языку, развитие творческих способностей;

  • воспитательные: воспитание бережного отношения к слову.

Тип урока:

урок закрепления изученного.

Формы обучения:

индивидуальная, групповая.

Методы:

словесный, частично-поисковый.

Оборудование:

  • карточки с заданиями для групп;

  • словари.

Эпиграф к уроку:

С русским языком можно творить чудеса, нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было передать словом.

К. Паустовский

Ход урока

1.Организационный момент

Записать, устно и графически прокомментировать строчки из стихотворения С. Викулова, подумать, с какой целью поэт обратился к синонимам.

Спряталось, укрылось все живое,

Чтобы непогоду переждать…

Лишь деревья бурю встретят стоя:

Им не спрятаться и не убежать.

Слово учителя (от стихотворения к теме и задачам урока):

Ребятки! Сегодня у нас с вами необычный урок. Недавно мы с вами закончили знакомиться с разделом русского языка «Лексика».Целью нашего урока является обобщение знаний по этой теме.

И сегодня мы с вами будем путешествовать по этой прекрасной стране, которая называется «ЛЕКСИКОЙ» Мы посетим маленькие островки: синонимы, антонимы, омонимы.

2. Термины

Сообщение о происхождении терминов (синоним, антоним, омоним) - для их подготовки использовалисьсловари.

3. Работа по группам

Ввод заканчивается инструктажем группам, на которые класс разделен перед уроком. После инструктажа группы приступают к работе, готовят к своему заданию связный ответ.

После окончания работы по группам, группы по очереди делают сообщения. В промежутке между сообщениями групп группам (то есть всему классу) дается общее задание

3.1. Задание первой группе

Карточка №1

  • Выпишите из словаря синонимов 10 синонимов к слову «красивый».

  • Подчеркните в этих прилагательных орфограммы.

  • Продолжите ряд синонимов: бежал, мчался…

  • С любыми двумя записанными вами синонимами составьте предложения с прямой речью (объяснить знаки препинания).

Задание всем группам

  • Найдите соответствие между словами и их синонимами.

неразговорчивый

бесплодный

непрестанный

рассеянный

невнимательный

беспрерывный

неплодородный

легкомысленный

несерьезный

молчаливый

  • Подберите как можно больше синонимов к слову «друг».

  • Составьте два предложения с любым из синонимов на тему «Дружба».

3.2. Задание второй группе

Карточка №2

  • Найдите в словаре антонимов глагол «веселиться», выпишите его, его значение, антонимы.

  • Почему в словаре дано несколько статей на этот глагол?

  • Найдите антонимы в стихотворных строках.

Крутыми тропинками в горы,

Вдоль быстрых и медленных рек

Минуя большие озера.

Веселый шагал человек.

С. Михалков


В семь утра Егор встает,

В зной, мороз ли – все равно

Раскрывает он окно.

Быстро делает зарядку.

  • Исправьте ошибки в подборе антонимов, подчеркните их и объясните орфограммы.

Царевна была добрая, а царица плохая.

Это речка не широкая, а мелкая.

Задание всем группам

А теперь отгадаем загадки.

Я антоним к слову смех, не от радости, утех –

Я бываю поневоле

От несчастья и от боли. От обиды, неудач.

Догадались? Это (Плач)



Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука.

Я для отдыха, для сна,

Да и в школе я нужна,

Называюсь (ТИШИНА)

Работа по карточке

Найти в пословицах антонимы, обозначить изученные орфограммы.

Горька работа, да хлеб сладок.

Легко друзей найти, да трудно сохранить.

Маленькое дело лучше большого безделья.

По платью встречают, а по уму провожают.

3.3. Задание третьей группе

Карточка №3

  • Объясните смысл омонимов, затем составьте связный рассказ.

Бокс

– (вид спорта; изолированное помещение)

Зарядка

Каток

Проводник

Ключ

Ерш

Язык

Месяц

  • Укажите словосочетание с омонимами.

A. Шерсть на костюм – дорогая шерсть

B. Халат из байки – рассказывать байки

C. Платье из шелка – красивый шелк

D. Ситец на сарафан – Страна березового ситца

E. Красивый капрон – Капрон на ленты

(B)

Задание всем группам

А теперь приготовились! Наши любимые загадки.

Первую утром девчонки плетут,

Сено косить все вторую берут,

Третья у речек песчаной бывает.

Кто же это слово быстрей отгадает?

(Коса)

А теперь попробуем найти омонимы.

Бобер, в ЛИСЕ души не чая,

К ней заглянул на чашку чая

И вежливо спросил: «Не помешал?»

Лиса в ответ: « Ах, что вы, друг, напротив»

И села в кресло мягкое, напротив,

И ложечкою чай он помешал.

4. Вывод

Да, ребятки, «с русским языком можно творить чудеса, нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было передать словом».

Вы сегодня хорошо поработали. МОЛОДЦЫ!

5. Домашнее задание

А сейчас запишем домашнее задание.

Написать сочинение на тему «Зачем нам нужны синонимы?»(антонимы, омонимы).

6. Завершение урока

А завершим урок словами из стихотворения поэта Н. Рыленкова.

Горят, как жар, слова

Иль стынут, словно камни, -

Зависит от того,

Чем наделил их ты,

Какими к ним в свой час

Притронулся руками.

И сколько отдал им душевной теплоты.