 Тема урока: «Группы слов по лексическому значению» Задачи урока: образовательные: закрепить изученный материал по теме «Группы слов по лексическому значению», проверить уровень знаний учащихся по данной теме; развивающие: развитие логического мышления, развитие связной речи учащихся, интереса к русскому языку, развитие творческих способностей; воспитательные: воспитание бережного отношения к слову. Тип урока: урок закрепления изученного. Формы обучения: индивидуальная, групповая. Методы: словесный, частично-поисковый. Оборудование: Эпиграф к уроку: С русским языком можно творить чудеса, нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было передать словом. К. Паустовский Ход урока 1.Организационный момент Записать, устно и графически прокомментировать строчки из стихотворения С. Викулова, подумать, с какой целью поэт обратился к синонимам. Спряталось, укрылось все живое, Чтобы непогоду переждать… Лишь деревья бурю встретят стоя: Им не спрятаться и не убежать. Слово учителя (от стихотворения к теме и задачам урока): Ребятки! Сегодня у нас с вами необычный урок. Недавно мы с вами закончили знакомиться с разделом русского языка «Лексика».Целью нашего урока является обобщение знаний по этой теме. И сегодня мы с вами будем путешествовать по этой прекрасной стране, которая называется «ЛЕКСИКОЙ» Мы посетим маленькие островки: синонимы, антонимы, омонимы. 2. Термины Сообщение о происхождении терминов (синоним, антоним, омоним) - для их подготовки использовалисьсловари. 3. Работа по группам Ввод заканчивается инструктажем группам, на которые класс разделен перед уроком. После инструктажа группы приступают к работе, готовят к своему заданию связный ответ. После окончания работы по группам, группы по очереди делают сообщения. В промежутке между сообщениями групп группам (то есть всему классу) дается общее задание 3.1. Задание первой группе Карточка №1 Выпишите из словаря синонимов 10 синонимов к слову «красивый». Подчеркните в этих прилагательных орфограммы. Продолжите ряд синонимов: бежал, мчался… С любыми двумя записанными вами синонимами составьте предложения с прямой речью (объяснить знаки препинания). Задание всем группам неразговорчивый | бесплодный | непрестанный | рассеянный | невнимательный | беспрерывный | неплодородный | легкомысленный | несерьезный | молчаливый | 3.2. Задание второй группе Карточка №2 Найдите в словаре антонимов глагол «веселиться», выпишите его, его значение, антонимы. Почему в словаре дано несколько статей на этот глагол? Найдите антонимы в стихотворных строках. Крутыми тропинками в горы, Вдоль быстрых и медленных рек Минуя большие озера. Веселый шагал человек. С. Михалков В семь утра Егор встает, В зной, мороз ли – все равно Раскрывает он окно. Быстро делает зарядку. Исправьте ошибки в подборе антонимов, подчеркните их и объясните орфограммы. Царевна была добрая, а царица плохая. Это речка не широкая, а мелкая. Задание всем группам А теперь отгадаем загадки. Я антоним к слову смех, не от радости, утех – Я бываю поневоле От несчастья и от боли. От обиды, неудач. Догадались? Это (Плач) Я антоним шума, стука, Без меня вам ночью мука. Я для отдыха, для сна, Да и в школе я нужна, Называюсь (ТИШИНА) Работа по карточке Найти в пословицах антонимы, обозначить изученные орфограммы. Горька работа, да хлеб сладок. Легко друзей найти, да трудно сохранить. Маленькое дело лучше большого безделья. По платью встречают, а по уму провожают. 3.3. Задание третьей группе Карточка №3 Объясните смысл омонимов, затем составьте связный рассказ. Бокс | – (вид спорта; изолированное помещение) | Зарядка | – | Каток | – | Проводник | – | Ключ | – | Ерш | – | Язык | – | Месяц | – | A. Шерсть на костюм – дорогая шерсть B. Халат из байки – рассказывать байки C. Платье из шелка – красивый шелк D. Ситец на сарафан – Страна березового ситца E. Красивый капрон – Капрон на ленты (B) Задание всем группам А теперь приготовились! Наши любимые загадки. Первую утром девчонки плетут, Сено косить все вторую берут, Третья у речек песчаной бывает. Кто же это слово быстрей отгадает? (Коса) А теперь попробуем найти омонимы. Бобер, в ЛИСЕ души не чая, К ней заглянул на чашку чая И вежливо спросил: «Не помешал?» Лиса в ответ: « Ах, что вы, друг, напротив» И села в кресло мягкое, напротив, И ложечкою чай он помешал. 4. Вывод Да, ребятки, «с русским языком можно творить чудеса, нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было передать словом». Вы сегодня хорошо поработали. МОЛОДЦЫ! 5. Домашнее задание А сейчас запишем домашнее задание. Написать сочинение на тему «Зачем нам нужны синонимы?»(антонимы, омонимы). 6. Завершение урока А завершим урок словами из стихотворения поэта Н. Рыленкова. Горят, как жар, слова Иль стынут, словно камни, - Зависит от того, Чем наделил их ты, Какими к ним в свой час Притронулся руками. И сколько отдал им душевной теплоты. |