СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 5 классе "Синтаксический разбор простого предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка в 5 классе на тему "Синтаксический разбор простого предложения".

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе "Синтаксический разбор простого предложения"»

Урок русского языка в 5 классе

10.02.16

«Синтаксический разбор простого предложения».

Ход урока

Время


1.


Организационный момент:


Учитель: добрый день, ребята! Я очень рада видеть вас. Садитесь, пожалуйста!


Учащиеся: садятся.


Учитель: итак, я надеюсь, что сегодня каждый из вас как обычно будет работать хорошо, активно, творчески, ну и конечно продуктивно. Договорились?!


Ученики: да.


Учитель: хорошо! Тогда давайте откроем тетрадочки и оформим рабочие записи. Запишите, пожалуйста, число – сегодня десятое февраля и слова КЛАССНАЯ РАБОТА.


Ученики: записывают.


Десятое февраля.

Классная работа.



2


2.


Орфографический диктант:


Учитель: ребята, я предлагаю вам начать нашу работу с проверки знаний, полученных нами ранее, и для этого мы напишем небольшой орфографический диктант. Однако диктант у нас сегодня необычный. На столах у вас находятся рабочие листы, подпишите их, пожалуйста. Итак, вы видите, что перед вами таблица. В левой части которой находятся предложения, а правая часть не заполнена. Я буду вам читать данные предложения, а ваша задача – определить, о чём идёт речь, т.е. что это такое, дать правильный ответ и записать слово не допуская ошибок. Не волнуйтесь, ответы мы будем с вами проговаривать вместе.


Орфографический диктант


Небольшая книжка, где листы соединены металлическими скрепками - … (БРОШЮРА)



Устройство для спуска по воздуху в виде шелкового купола со стропами - …. (ПАРАШЮТ)



Собрание судей (в спорте, на конкурсах) - …. (ЖЮРИ)



Время, не занятое работой - ….(ПРАЗДНИК)



Человек, занимающийся спортом - … (СПОРТСМЕН)



Игра с клюшкой на льду - … (ХОККЕЙ)



Раздел науки о языке, изучающий способы соединения слов, словосочетаний и предложений - … (СИНТАКСИС)


Главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи и отвечает на вопросы что делает предмет, каков он, кто такой или что такое? (СКАЗУЕМОЕ)


Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой, чей?, зависит от существительного, может быть выражен прилагательным, местоимением (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)


Второстепенный член предложения, который обозначает предмет, с которым связано действие и отвечает на вопросы косвенных падежей (ДОПОЛНЕНИЕ)


Второстепенный член предложения, который обозначает время, место, образ действия, причину, цель, поясняет сказуемое и выражается существительным с предлогом или наречием – (ОБСТОЯТЕЛЬСТВО).



Учитель: молодцы, ребята. А сейчас сдайте, пожалуйста, ваши рабочие листы, я проверю, и каждый получит оценку.


РЕФЛЕКСИЯ ЭТАПА:


Учитель: скажите, пожалуйста, возникли ли у вас трудности при выполнении этого задания?


Ученики: да, т.к….


8

3

Определение темы и цели урока:


Учитель: ребята, вы сказали, что хорошо знаете второстепенные члены предложения. Давайте потренируемся в применении наших знаний на практике. Посмотрите, пожалуйста, на доску. Скажите, что это такое: обстоятельство сказуемое определение подлежащее. (на доске схемой).


Ученики: это схема.


Учитель: какого предложения?


Ученики: простого, двусоставного.


Учитель: поработайте, пожалуйста, в парах, составьте предложение, соответствующее этой схеме. (2 мин.), запишите их в тетрадь, отступив строчку для записи темы урока, затем мы их проверим.


Ученики: составляют предложение.


ПРОВЕРКА:

Учитель: давайте посмотрим, что у вас получилось.

Ученики: читают получившиеся варианты.


Учитель: молодцы. Арина, запиши, пожалуйста, ваше предложение на доске. А вы, ребята, в тетради.


Ученики: один записывает предложение на доске, остальные в тетради.


Учитель: давайте выполним его синтаксический разбор.


12


Ученики: выполняют синтаксический разбор предложения.


Учитель: итак, ребята, что мы сейчас делали?


Ученики: мы выполняли синтаксический разбор простого предложения.


Учитель: скажите, достаточно ли у нас знаний, чтобы безупречно выполнять эту работу?


Ученики: нам необходимо ещё потренироваться.


Учитель: хорошо, я с вами согласна, тогда давайте определим тему нашего урока.


Ученики: синтаксический разбор простого предложения.


Учитель: запишем тему урока в тетрадь. ПРЕЗЕНТАЦИЯ


Ученики: записывают.


Учитель: ребята, что бы ещё вы сегодня хотели узнать на уроке по данной теме?


Ученики: формулируют цель урока. ПРЕЗЕНТАЦИЯ




4.

Работа с новым материалом:


Учитель: хорошо, т.е. практически мы с вами уже умеем делать синтаксический разбор предложения и всё знаем о простом предложении, но посмотрим, так ли это.

Я предлагаю вам выполнить разбор следующего предложения. Это предложение я взяла из романа одного из выдающихся русских поэтов и писателей, с творчеством которого мы с вами познакомились на прошлом уроке литературы, напомните мне, пожалуйста, о ком я веду речь?


Ученики: Это Иван Александрович Бунин.


Учитель: верно, это предложение из его романа «Жизнь Арсеньева», написанный им во Франции. Запишите его, пожалуйста, в тетрадь, а Настя Войнова у доски.


Ксюша, младшая девочка, подала ему чистое длинное полотенце.


Ученики: записывают: Ксюша, младшая девочка, подала ему чистое длинное полотенце.


Учитель: выполним его синтаксический разбор.


Ученики: это предложение по цели высказывания – повествовательное, по интонации – невосклицательное, выделяем грамматические основы, подлежащее – Ксюша, сказуемое – подала, больше грамматических основ нет, предложение перед нами – простое, определим второстепенные члены предложения – найдём слова, зависящие от подлежащего, таких членов предложения – нет, найдём слова, зависящие от сказуемого – подала ему, ему – это дополнение, выраженное местоимением, подала что? Полотенце – это тоже дополнение, выраженное именем существительным, полотенце какое чистое – это определение, выраженное именем прилагательным, полотенце какое? Длинное – это определение, выраженное именем прилагательным.


Учитель: ребята, с какой проблемой мы столкнулись?


Ученики: мы не можем определить, каким членом предложения является младшая девочка.


Учитель: ребята, скажите, пожалуйста, какую роль выполняет в предложении это сочетание слов, объясните своими словами.


Ученики: это словосочетание как бы даёт дополнительную характеристику подлежащего.


Учитель: верно, именно такую роль выполняет приложение. Внимание на доску. Итак, приложение – это особый вид определения, который даёт дополнительную характеристику предмету. Оно бывает распространённое и нераспространённое, например. Соответственно, подчёркивается приложение, как определение. И оно осложняет предложение.


Спасибо, Настя, садись, только не стирай с доски.


РЕФЛЕКСИЯ ЭТАПА:


Учитель: ребята, посмотрите, пожалуйста, на то предложение, которое мы с вами разбирали в самом начале нашего урока и на то, которое разобрала Настя. Скажите, пожалуйста, одинаковые они или отличаются друг от друга?


Ученики: отличаются.


Учитель: а чем?


Ученики: второе предложение осложнено приложением.


Учитель: ребята, знали ли мы раньше с вами, что простое предложение может быть осложнено приложением и что такое приложение?


Ученики: нет. Это для нас новый материал.


Учитель: ребята, вернёмся к цели нашего урока, итак вы сказали, что цель – обобщить и систематизировать знания по синтаксическому разбору простого предложения. Скажите, вот сейчас мы можем откорректировать, дополнить цель нашего урока?


Ученики: да.


Учитель: давайте сделаем это. Итак, что мы должны узнать?

Ученики: что может осложнять простое предложение.


Учитель: верно, итак мы получили новые знания, и предлагаю их применить на практике.

Выполним упражнение, представленное у вас на раздаточном материале. Здесь вам необходимо разобрать предложения и заполнить таблицу.

12


5.


Закрепление:


а) Цветы, любовь, деревня, праздность, поля, я предан вам душой!

б) Каштанка заскулила, протянула передние лапы и положила на них голову.

в) Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы…

г) Меж виноградных лоз нагорный ключ от мирного аула недалеко бежал по камням...



Грамматическая основа

Второстепенные члены


Однородные члены

Обращение


Приложение

результат

а)








б)









в)








г)










Учитель: ребята, давайте разберём одно предложение вместе, а затем вы будете работать самостоятельно.

ПРОВЕРКА.


10

6.

РЕФЛЕКСИЯ:


Учитель: ребята, скажите, пожалуйста, мы с вами достигли поставленной цели?

Ученики: да.

Учитель: ребята, оцените, пожалуйста, работу друг друга.


3

7.

Домашнее задание:





1









Орфографический диктант обучающегося 5 класса

_______________________________________________

определение

ответ

Небольшая книжка, где листы соединены металлическими скрепками?


Устройство для спуска по воздуху в виде шелкового купола со стропами?



Собрание судей (в спорте, на конкурсах)?



Время, не занятое работой ?



Человек, занимающийся спортом?



Игра с клюшкой на льду?



Раздел науки о языке, изучающий способы соединения слов, словосочетаний и предложений?


Главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи и отвечает на вопросы: что делает предмет, каков он, кто такой или что такое?


Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой, чей?, зависит от существительного, может быть выражен прилагательным, местоимением?


Второстепенный член предложения, который обозначает предмет, с которым связано действие и отвечает на вопросы косвенных падежей ?


Второстепенный член предложения, который обозначает время, место, образ действия, причину, цель, поясняет сказуемое и выражается существительным с предлогом или наречием?


























Рабочий лист обучающегося 5 класса



Задание: разберите предложения по членам, заполните разделы таблицы.



а) Цветы, любовь, деревня, праздность, поля, я предан вам душой!

б) Каштанка заскулила, протянула передние лапы и положила на них голову.

в) Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы…

г) Меж виноградных лоз нагорный ключ от мирного аула недалеко бежал по камням...





Грамматическая основа

Второстепенные члены


Однородные члены

Обращение


Приложение

а)







б)








в)







г)
























Копия записи на доске.

Десятое февраля

Классная работа.

Синтаксический разбор простого предложения.

Обстоятельство сказуемое определение подлежащее. (СХЕМА).

ПРЕДЛОЖЕНИЕ АРИНЫ. (НЕ стирать).

Ксюша, младшая девочка, подала ему чистое длинное полотенце. (НАСТЯ ВОЙНОВА – не стираем).