Яковлева Е.В., учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия № 4 имени братьев Каменских» г. Перми
Урок русского языка в 6 классе.
Тема урока: Что у нас сегодня на десерт, или Занимательная этимология
Цели:
обучающая: познакомить учащихся с этимологией как разделом языковедческой науки; формировать умение анализировать происхождение слов, работать с этимологическим словарем; производить морфемный и словообразовательный разбор.
развивающая: обогащать словарный запас учащихся, способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей, способствовать общему речевому развитию личности школьников;
воспитательная: воспитывать интерес к происхождению слов родного языка, прививать любовь к русскому языку, его истории и культуре.
Оборудование: мультимедийный проектор, учебник «Русский язык» для 6 класса (авторы: Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, О.В.Загоровская, А.Г.Нарушевич.); этимологический словарь Н.М.Шанского, словообразовательный словарь А.Н.Тихонова, Толковый словарь С.Н.Ожегова
Ход урока
Оргмомент
Слово учителя
Тема сегодняшнего урока может заинтересовать всех: и вас, моих учеников, и ваших родителей. Довольно часто мы задумываемся: почему тот или иной предмет называется именно так, а не иначе. Когда какое-то конкретное слово «родилось» в нашем языке, кто придумывает названия предметам, которые нас окружают? . На уроке мы узнаем, откуда происходят отдельные слова, выясним, почему мы так говорим. Будем историками, переводчиками и станем знатоками родного слова. Будем учиться мыслить самостоятельно.
(далее записывается число, классная работа, тема называется после первого выполненного задания)
Изучение нового материала
1) Записать в столбик два слова (в тетради оставить строку для записи темы урока): одноклассник, однокашник
- Каким способом образованы данные слова? (слова образованы путём сложения с соединительной гласной о с добавлением суффикса. -ник-). Они похожи по составу, как близнецы. Кого называют одноклассником?
- А как быть со словом однокашник? Что оно обозначает? Как было образовано? Связан ли корень –каш- с наименованием всем известной каши?
Найти ответы на эти вопросы поможет нам наука этимология. (Запись темы в тетради + Слайд с названием темы)
2) У слов, как и у людей, есть своя история, своя судьба. Они могут иметь родственников, богатую родословную, и наоборот, быть круглыми сиротами. Слово может рассказать нам о своей национальности, о своих родителях, о своем происхождении. Изучением истории лексики и происхождения слов занимается интереснейшая наука – этимология. Специальная наука – этимология изучает происхождение слов, определяет их первоначальное значение и строение. Сведения, полученные этой наукой, отображаются в этимологическом словаре (демонстрируются этимологические словари).
3) А теперь давайте пригласим наших однокашников в гости, но сначала подумаем, чем же мы их будем угощать.
Обратите внимание: гостей угощают. Являются ли эти слова родственниками? Кто может нам помочь в поисках истины? – Толковый словарь. (Давайте выполним их морфемный анализ: гость – у-гощ-а-ют. (Пока ученики выполняют морфемный анализ слов, 2 ученика работают с Толковым словарём С.Н. Ожегова)
(Толковый словарь объясняет значение этого слова так: «потчевать, радушно предлагать поесть, попить, проявляя внимание, уважение». Значит, это, действительно слова-родственники.
Записываем по цепочке на доске и в тетрадях слова, которые обозначают угощение для приглашённых одноклассников: торт, крем, конфета, шоколад, мармелад, булочка с джемом, бутерброды с ветчиной и сыром…
Учитель:
Названия всех этих «вкусностей» настолько привычны нашему слуху, что мы и не задумываемся о их происхождении, считая, что все они давным-давно живут в нашем языке. Оказывается, в этимологическом словаре можно узнать, не только из какого языка слово пришло в наш язык, но и когда это произошло.
Работа со слайдами презентации.
Слово учителя:
я думаю, все в обратили внимание на то, что многие слова, «получив прописку» в русском языке, изменили свой внешний облик. И даже если они «родились» в нашем родном языке, некоторые из них со временем утратили тесные связи со своими родственниками. А это, в свою очередь, стало препятствием в правильном орфографическом написании этих слов для многих .
4) Чтение материала учебника на с.36, §8. ( об изменении морфемного состава слов и помощниках-этимологических словарях)
Выполнение упражнения 58: Определите, каким способом образованы данные слова
Разбежаться, берёзовый, прибрежный, береговой, приходить, кольчуга, горница, переговариваться.
- Какие из этих слов необходимо найти в этимологическом словаре, чтобы определить их морфемный способ образования?
Задание-загадка. Что может быть общего у дерева и человека?
Это имя прилагательное общеславянского происхождения. Первоначальное его значение - «подобный дереву» (по крепости и высоте) . В слове 8 букв
Ответ: Это прилагательное «здоровый», образовавшееся от имени существительного «дерево» с помощью приставки С – первоначально выглядело так: СЪ-ДОРОВ-ЫЙ. Затем с утратой предударного гласного звука на стыке С иД произошло озвончение глухого согласного звука, изменилась орфографическая запись слова и, как следствие, изменился морфемный состав слова, ведь приставки З- в русском языке нет
Слово учителя:
- Какие виды разбора слов мы выполняем на уроках русского языка?(слайд 13)
Сегодня нас интересует этимологический разбор слова, но, как вы увидите, без двух других обойтись будет невозможно. Сейчас мы познакомимся с одним из примеров этимологического разбора слова. Вернемся к нашему слову «однокашник» (слайд 3)
Значение слова «однокашник» по Толковому словарю С.Н.Ожегова:
Однокашник - товарищ по учению, по воспитанию
Значение слова Однокашник по словарю Ушакова:
ОДНОКАШНИК, однокашника, м., чей, или с кем (разг. устар.). товарищ по воспитанию, учению, выросший вместе (собственно - товарищ по столу, по питанию).
Этимологические словари русского языка Н.М. Шанского (ЭСРЯ):
ОДНОКАШНИК. Искон. Суф.-преф. производное на базе одной каши, ср. одноклассник, единоверец. Буквально — "питавшийся или еще питающийся одной кашей, т. е. за одним столом".
(Далее обсуждение Дети делают вывод об исторических связах слов и необходимости пользоваться толковым и этимологическими словарями)
Задание: сравнить современное строение слов с историческим, работа у доски и в тетради с использованием статей «Этимологического словаря» Н.М.Шанского и «Школьного словообразовательного словаря» А.Н.Тихонова.
Пар-ень (искон) -- парень (совр)
О-шелом-и-ть (искон) – ошелом-и-ть (совр)
Па-смур-н-ый (искон) – пасмурн-ый(совр)
Мес-яц(искон) – месяц(совр)
по-душ-ка (искон) – подушк-а(совр)
о-хот-а(искон) – охот-а(совр)
Дети делают вывод об удивительном и неожиданном происхождении слов, их современном строении. Для закрепления материала можно предложить детям найти в словарях еще ряд слов, современный состав которых не совпадает с историческим (невеста, отшельник, очки, падчерица, подноготная, подол и т.д.)
Задание. «Откуда слово к нам пришло?»
Цель: отработка правописания слов с непроверяемыми орфограммами путем обращения к их этимологии.
Задание: с помощью этимологического словаря найдите все слова на букву К, заимствованные из французского, немецкого, турецкого и русского языков. Сравните их произношение и правописание, например: французские кабина, кабинет, колбаса, комод (что значит «удобный»); немецкие калоша (вариант галоша) от греческого слова kalopodium, что значит «деревянный башмак», камзол (от латинского camisia – рубаха), турецкие каблук (а – у) от арабского kab – пятка, камыш (а – ы) – «тростник»: русские канарейка (от названия Канарских островов, образовано с помощью русского суффикса -ейк-), коряга, образовано от слова кора («корень») с помощью суффикса -яг(а). Побеждают те (команда или ученик), кто нашел больше слов и правильно их написал.
- А знаете ли вы, словами из скольких языков мы пользуемся в каждодневной речи? (слайд 6).
Класс – латинского происхождения. Школа - слово греческое. Портфель – французское, ранец – немецкое, карандаш – тюркское, тундра – финское, конфета – итальянское, чай – китайское, сахар – хинди, каратэ – японское, шоколад – из языка ацтеков, бегемот - из иврита.
Вот сколько!
Этимолог делает сопоставительный анализ слов из одного языка, из языков родственных, из других языков.
Сейчас вы получите еще один ключик к тайне некоторых заимствованных слов (распечатанные таблицы).
Задание. Запись в тетради примеров с данными иноязычными элементами. На партах толковые словари – для нахождения значений неизвестных слов. Составить и записать 1-2 предложения с данными словами (по выбору учащегося).
Помощь учителя:
грецизмы | Их значение | Производные слова |
грамм(ат) | буква, запись | телеграмма, граммофон, грамматика, стенограмма, программа |
поли | много | полиглот, Полинезия, полигон, полиграфия, поликлиника, Поликарп |
фант | воображение | фантом, фантазия, Фантомас, фантастика |
хрон | время | синхронный, анахронизм, хронометр, хронический, хронология, хроника |
анти | против | антипатия, Антарктида, антоним, Антон, антипод |
ман | любитель | меломан, мания, графоман, библиомания, наркомания |
латинизмы | | |
акв | вода | акватория, акваланг, аквариум, акварель |
ду | два | дубль, дублёр, дуэль, дуэт |
сан | здоровый | санитария, санитар, санировать, санаторий |
терр | земля | терраса, терракотовый, территория, партер |
суб | под | субмарина, субординация, субтитры |
Чтобы закрепить восприятие этих слов, составьте и запишите 1-2 предложения с любыми из них. Чтение получившихся предложений, корректировка учителем и учащимися недочетов и речевых ошибок.
В ходе работы подчеркиваем, что знание заимствованных морфем и производных слов помогает запомнить правописание некоторых непроверяемых слов.
Слово учителя. Обратите внимание на то, что в качестве примеров представлены и имена собственные (географические названия, имена людей). Это также предмет исследования этимологии.
Итог урока:
Зачем нужно знать о происхождении слов? (Ответы учащихся: Это помогает в правописании слов, облегчает понимание текстов, развивает логику; это увлекательно, интересно, познавательно, а потребность познавать – это такое же природное свойство человека, как потребность пить, есть, дышать, работать).
Домашнее задание (слайд презентации)