Урок на тему «Наклонения глагола»
(русский язык в 6 классе)
Урок начинается с разбора предложения:
Слава к тому приходит, кто впереди ходит. (Это девиз урока.)
После морфологического разбора глагола ходит переходим к новой теме.
Глагол ходит обозначает действие, которое реально происходит в настоящее время, но, оказывается, глаголы могут обозначать и нереальные действия, которые не происходили, не происходят и, возможно, не произойдут.
Вот мы и подошли к теме сегодняшнего урока — «Наклонения глагола». Сегодня вы познакомитесь с еще одним морфологическим признаком глагола — наклонением, узнаете об изъявительном, условном и повелительном наклонениях.
Что же. такое наклонение? Это, ребята, своеобразный контролер, который всегда соотносит действие с реальностью и показывает, происходит ли оно в действительности, только желаемое оно или то, которого мы ждем от собеседника.
Тема, ребята, вам совершенно незнакома, поэтому позовем на помощь сказку.
(Инсценировка сказки подготовлена заранее.)
В некотором царстве, в некотором государстве жил был царь. И было у него три сына.
Епифан был старший брат.
Сам себе он был не рад.
Все б у парня получалось,
Если б что-то не случалось.
Если б кто-нибудь помог!..
Брат Тимоня средним был.
Тот командовать любил.
Только слышно от него:
Меньший брат Иваном звался.
Тот во все дела совался.
Он зимою дров наколет,
А весной засеет поле.
Что надумал, выполняю!
Жили братья, не тужили, да напал на то царство-государство враг, Змей девятиглавый. Обратился царь к сыновьям, чтоб шли они со Змеем биться, чтоб защитили от этого ворога Русскую землю.
Епифан. Я пошел бы воевать,
Если б не любил поспать,
Я сразился б со злодеем,
Самозванцем, лиходеем,
Я бы Змея победил,
Если б тятька разбудил!..
Тимоня. Эй, Ванюшка, эй, дурак,
Снаряжайся! В царстве враг!
Есть и спать не любишь вволю —
Так ступай во чисто поле,
Заруби дракона злого
Аль доставь сюда живого!
Иван. Вижу: час настал мой, братцы,
В путь-дорогу собираться.
Я за землю за свою
Постою в любом бою!
Меч возьму себе в подмогу.
Тимоня. Ну, иди, Ванюша, с Богом!
А ведь братья, ребята, познакомили нас с тремя наклонениями глагола: изъ-
явительным, условным, повелительным.
Вспомним, какие глаголы любят употреблять братья.
(На экране картинки: Епифан — почесывает за ухом, Тимоня — указует перстом, Иван — с топориком через плечо.)
Запишем под портретами глаголы, употребляемые братьями.
Прочитаем параграф учебника. Кто из братьев употреблял глаголы в форме изъявительного наклонения? В чем особенность этих глаголов? Какое действие они обозначают? (В ходе знакомства с правилом появляются надписи над столбиками глаголов: изъявительное, условное, повелительное.)
Закрепление материала тоже проводится в игровой форме.
Царь-отец рассержен очень.
Братьев он зовет пред очи:
-Брат Иван пошел сражаться —
Вам без дела грех слоняться!
Вот решите-ка задачу!
Будет худо вам иначе!
Задание. Епифану выписать глаголы в форме условного наклонения, Тимоне — повелительного.
Возьми ножик, Карло, вырежи из этого полена куклу, научи ее говорить всякие смешные слова и носи по дворам.
Я бы уступил свое место, да не бывать Марту прежде Февраля.
Не сжег бы ты кожу лягушачью, оборотилась бы я снова красной девицей.
Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи!
Наградила бы я тебя по-царски, да не послушался ты моего совета.
«Смилуйся, государыня-рыбка!» — ей с поклоном старик отвечает.
Братья (хором). Головы нам не сносить —
Надо помощи просить!
(Класс выполняет данное задание.)
На экране: в два столбика глаголы условного и повелительного наклонения
И опять поближе к ночи Братьев царь зовет пред очи:
Вот-ка вам еще заданье!
Задание. Образовать от глаголов работать, сражаться, победить формы трех наклонений.
Братья (хором): Головы нам не сносить —
Надо помощи просить!
(Класс выполняет задание. На экране появляются правильные ответы)
А Иван-то где, ребята?
Ох, Ивану трудновато!..
Камень на его дороге.
Обойдется ль без подмоги?
(На листе бумаги нарисован камень с надписью: «Осилишь задачу — найдешь
удачу». Здесь же задание для Ивана.)
Задание. Вставить пропущенные буквы, найти глаголы в изъявительном наклонении, определить их время.
Рус..кий ни с меч.м, ни с калач.м не шутит.
Бе.. смелости не возьмеш.. и крепости.
Кто с Россией ни тягался, в правых не оставался.
(Учащиеся выполняют задание и на экране: правильный ответ)
У нашей сказки, ребята, счастливый конец. Иван-царевич выполнил все задания, победил злого Змея. А вы одолели очень сложную тему, познакомившись с наклонениями глагола. Вспомним их. Какие действия обозначают глаголы в форме изъявительного наклонения? условного? повелительного?
А теперь вернемся к девизу урока. Слава к тому приходит, кто впереди ходит. Почему я выбрала именно эту пословицу?
Для проведения данного урока я использовала материал журнала «Русский язык в школе» № 5 от 1997 года (раздел «Методическая почта». Такие разные уроки. С.Г. Фомина) и презентацию к уроку «Наклонения глагола»