СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 6 классе "Наклонения глагола"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для проведения данного урока я использовала материал журнала «Русский язык в школе» № 5 от 1997 года (раздел «Методическая почта». Такие разные уроки. С.Г. Фомина) и презентацию к уроку «Наклонения глагола»

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 6 классе "Наклонения глагола"»

Урок на тему «Наклонения глагола»


(русский язык в 6 классе)


Урок начинается с разбора предложе­ния:

Слава к тому приходит, кто впереди ходит. (Это девиз урока.)

После морфологического разбора глагола ходит переходим к новой теме.

  • Итак, мы вспомнили все известные вам признаки глагола.

Глагол ходит обозначает действие, которое реально происходит в настоящее время, но, оказывается, глаголы могут обозначать и нереальные действия, кото­рые не происходили, не происходят и, возможно, не произойдут.

Вот мы и подошли к теме сегодняшне­го урока — «Наклонения глагола». Сегодня вы познакомитесь с еще одним морфологическим признаком глагола — наклонением, узнаете об изъявительном, условном и повелительном наклонениях.

Что же. такое наклонение? Это, ребята, своеобразный контролер, который всегда соотносит действие с реальностью и показывает, происходит ли оно в действи­тельности, только желаемое оно или то, которого мы ждем от собеседника.

Тема, ребята, вам совершенно незнако­ма, поэтому позовем на помощь сказку.

(Инсценировка сказки подготовлена за­ранее.)

В некотором царстве, в некотором государстве жил был царь. И было у него три сына.

Епифан был старший брат.

Сам себе он был не рад.

Все б у парня получалось,

Если б что-то не случалось.

  • Я бы сделал, я бы смог,

Если б кто-нибудь помог!..

Брат Тимоня средним был.

Тот командовать любил.

Только слышно от него:

  • То возьми! Подай того!

Меньший брат Иваном звался.

Тот во все дела совался.

Он зимою дров наколет,

А весной засеет поле.

  • Слов на ветер не бросаю,

Что надумал, выполняю!

Жили братья, не тужили, да напал на то царство-государство враг, Змей девятиглавый. Обратился царь к сыновьям, чтоб шли они со Змеем биться, чтоб защитили от этого ворога Русскую землю.

Епифан. Я пошел бы воевать,

Если б не любил поспать,

Я сразился б со злодеем,

Самозванцем, лиходеем,

Я бы Змея победил,

Если б тятька разбудил!..


Тимоня. Эй, Ванюшка, эй, дурак,

Снаряжайся! В царстве враг!

Есть и спать не любишь вволю —

Так ступай во чисто поле,

Заруби дракона злого

Аль доставь сюда живого!

Иван. Вижу: час настал мой, братцы,

В путь-дорогу собираться.

Я за землю за свою

Постою в любом бою!

Меч возьму себе в подмогу.

Тимоня. Ну, иди, Ванюша, с Богом!


  • Ребята, кто из братьев понравился вам больше всего? Почему? А почему не понравились Епифан и Тимоня?

А ведь братья, ребята, познакомили нас с тремя наклонениями глагола: изъ-

явительным, условным, повелительным.

Вспомним, какие глаголы любят упот­реблять братья.

(На экране картинки: Епифан — почесы­вает за ухом, Тимоня — указует перстом, Иван — с топориком через плечо.)

Запишем под портретами глаголы, употребляемые братьями.

Прочитаем параграф учебника. Кто из братьев употреблял глаголы в форме изъявительного наклонения? В чем осо­бенность этих глаголов? Какое действие они обозначают? (В ходе знакомства с правилом появляются надписи над столби­ками глаголов: изъявительное, условное, повелительное.)

Закрепление материала тоже про­водится в игровой форме.

  • А теперь, ребята, снова вернемся в сказку.

  1. Царь-отец рассержен очень.

Братьев он зовет пред очи:

-Брат Иван пошел сражаться —

Вам без дела грех слоняться!

Вот решите-ка задачу!

Будет худо вам иначе!

Задание. Епифану выписать глаголы в форме условного наклонения, Тимоне — повелительного.

  1. Возьми ножик, Карло, вырежи из этого полена куклу, научи ее говорить всякие смешные слова и носи по дворам.

  2. Я бы уступил свое место, да не бывать Марту прежде Февраля.

  3. Не сжег бы ты кожу лягушачью, оборотилась бы я снова красной девицей.

  4. Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи!

  5. Наградила бы я тебя по-царски, да не послушался ты моего совета.

  6. «Смилуйся, государыня-рыбка!» — ей с поклоном старик отвечает.

Братья (хором). Головы нам не сносить —

Надо помощи просить!

(Класс выполняет данное задание.)

На экране: в два столбика глаголы условного и повелительного наклонения

  1. И опять поближе к ночи Братьев царь зовет пред очи:

  • Не хотите наказанья?

Вот-ка вам еще заданье!

Задание. Образовать от глаголов рабо­тать, сражаться, победить формы трех наклонений.

Братья (хором): Головы нам не сносить —

Надо помощи просить!

(Класс выполняет задание. На экране появляются правильные ответы)

  1. А Иван-то где, ребята?

Ох, Ивану трудновато!..

Камень на его дороге.

Обойдется ль без подмоги?

(На листе бумаги нарисован камень с надписью: «Осилишь задачу — найдешь

удачу». Здесь же задание для Ивана.)

Задание. Вставить пропущенные буквы, найти глаголы в изъявительном наклонении, определить их время.

  1. Рус..кий ни с меч.м, ни с калач.м не шутит.

  2. Бе.. смелости не возьмеш.. и крепости.

  3. Кто с Россией ни тягался, в правых не оставался.

(Учащиеся выполняют задание и на экране: правильный ответ)

  • У нашей сказки, ребята, счастливый конец. Иван-царевич выполнил все зада­ния, победил злого Змея. А вы одолели очень сложную тему, познакомившись с наклонениями глагола. Вспомним их. Какие действия обозначают глаголы в форме изъявительного наклонения? услов­ного? повелительного?

А теперь вернемся к девизу урока. Слава к тому приходит, кто впереди ходит. Почему я выбрала именно эту пословицу?



Для проведения данного урока я использовала материал журнала «Русский язык в школе» № 5 от 1997 года (раздел «Методическая почта». Такие разные уроки. С.Г. Фомина) и презентацию к уроку «Наклонения глагола»