МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 с крымскотатарским языком обучения» городского округа Судак
Определительные местоимения
Конспект урока
по русскому языку в 6-б классе
подготовила учитель
русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Рындык Лилия Анатольевна
Судак, 2016
Цель: познакомить с новым разрядом местоимений – определительными.
Задачи:
• образовательные: повторить и систематизировать полученные ранее знания о местоимении; познакомить с новым разрядом местоимений – определительными; показать отличительные особенности определительных местоимений: грамматические признаки, синтаксическую роль в предложении; научить находить определительные местоимения в тексте; формировать орфографическую зоркость обучающихся;
• развивающие: формировать коммуникативную и лингвистическую компетенции обучающихся; развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать); вырабатывать умение практического применения полученных знаний на практике;
• воспитательные: воспитывать активное и сознательное отношение к изучению русского языка, любовь к природе.
Формирование УУД
Личностные:
Действие смыслообразования (интерес, мотивация)
Формирование интереса к себе и окружающему миру (задают вопросы)
Познавательные:
общеучебные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации;
логические – умение сравнивать, выделять, обобщать, использовать знаково-символические средства.
Коммуникативные: сотрудничество в сборе информации, умение выражать свои мысли, отвечать на поставленные вопросы, формирование умения работать в малых группах, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция, оценка.
Оборудование: мультимедийный проектор; презентация Power Point; Видеоурок «Определительные местоимения»; рабочие листы для обучающихся; УМК: Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, Ю.Н.Гостева, Е.С.Антонова; под ред. Е.А.Быстровой.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014. (ФГОС. Инновационная школа).
Ход урока
1.Организационный момент.
Эмоциональный настрой урока. Слайд 1.

Добрый день, уважаемые гости и ребята! Мы начинаем урок русского языка. Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте улыбнемся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее. И с удовольствием будем работать на уроке. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показывать, что мы знаем и как умеем работать.
2.Проверка домашнего задания. Слайд 2.

Упражнение 34
-Какую синтаксическую роль выполняют эти местоимения?
(Они являются второстепенным членом предложения – определением)
Объяснить значение слова кинолог. (Специалист по работе с собаками)
3. Актуализация знаний. Слайд 3.

Назовите тему, которую мы изучаем на протяжении уже нескольких уроков. («Местоимение»).
Дайте определение местоимения.
(Местоимение — часть речи, которая указывает на предметы, но не называет их).
Какие разряды местоимений мы выучили?
4. Постановка учебной задачи. Слайд 4.

Чтобы проверить и закрепить ваши знания, надо выполнить задание. На РАБОЧИХ ЛИСТАХ в Задании 1 в таблице даны словосочетания и предложения с местоимениями, определён разряд местоимения. Ваша задача – согласиться с этими ответами (поставить «+» в соответствующую графу) или нет (поставить « - » и исправить ошибку).
Пример | Разряд местоимения | Согласен (+) Не согласен(-) |
Моя книга | притяжательное | + |
В её чемодане лежали книги. | личное | - (притяжательное) |
Расскажу о ней | личное | + |
Название этой книги | указательное | + |
Читаю про себя | личное | - (возвратное) |
Все птицы | притяжательное | - ? |
С какими трудностями столкнулись, выполняя задание?
У каждого местоимения вы можете определить разряд?
Почему?
(Не известен разряд местоимения ВСЕ).
Скажите, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
(Изучать новый разряд местоимений). Слайд 5.

Готовясь к сегодняшнему уроку, ребята, я у себя на книжной полке нашла книгу замечательного русского писателя Виталия Бианки, который написал много книг о животных. Одна из них рассказывает о сходстве и различии клювов птиц и называется «Чей нос лучше?». Давайте запишем предложение из этой книги:
Я посмотрю на вас и выберу самый лучший нос.
Один ученик у доски. Давайте выполним синтаксический разбор. Слайд 6.

На какой вопрос отвечает определение? Чем выражены определения в этом предложении? Определи разряд местоимений. Какое новое местоимение у нас появилось? Каким членом предложения оно является?
Сформулируйте тему урока. Слайд 7.

Тема урока: Определительные местоимения. Слайд 8.

Какова цель урока?
- Познакомиться…
- Учиться…
- Узнать…
Вновь обращаемся к РАБОЧЕМУ ЛИСТУ. Будем строить дом для определительных местоимений. Задание 2.Слайд 9.

| Определительные местоимения | |
Примеры местоимений | Общее значение | Как изменяются | Роль в предложении |
весь | Значение обобщенного лица | По родам, числам и падежам | Подлежащее, определение, дополнение |
всякий |
каждый |
любой |
другой |
иной |
сам |
самый |
Знакомство с определительными местоимениями.
Пользуясь теоретическим материалом параграфа 6 (страница 31), заполните все графы, какие сможете. Работаем в группах.
5. Первичное закрепление
Склонение САМ-САМЫЙ - упр. 35. Прочитай вслух, расставляя ударение.
Физкультминутка.
Мы шагаем, мы шагаем.
Руки выше поднимаем,
Голову не опускаем,
Дышим ровно, глубоко.
Вдруг мы видим: у куста
Выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берем
И назад его кладем.
Молодцы, ребята, садитесь.
О клювах птиц мы поговорили. Теперь давайте поговорим о том, какими голосами обладают птицы. У Николая Ивановича Сладкова, который был учеником, другом и единомышленником Виталия Валентиновича Бианки, есть сборник рассказав «Лесные тайнички». Давайте послушаем.
Презентация (Н. Сладков «Своя песня»)

- Как бы вы назвали скворца? (переводчик)
Выпишите определительные местоимения, определяя число, род, падеж. У доски два ученика. (первый - все –мн,им, на другого – ед,м, род, у каждого – ед, м, род, иные – мн, им, все – мн, им, самим – мн, дат, с каждой – ед, ж, ТВ, всю- ед, ж, род, всё – ед, ср, им, с каждым - ед, м, ТВ, каждого – ед, м, род, про самого – ед, м, род, для всех – мн, род)
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Указать все определительные местоимения, у 3 -5 определить род, число, падеж, подчеркнуть как члены предложения.
Самоконтроль и самооценка
Умения | Выполнено всё правильно | Большая часть выполнена правильно | Допущено значительное количество ошибок |
Находить определительные местоимения в тексте | | | |
Определять род, число, падеж | | | |
Определять синтаксическую роль местоимений | | | |
На каком уроке мы сегодня побывали?
А кого из писателей мы там встретили?
А с какими птицами мы встретились на этом уроке?
А любите ли вы ходить в походы?
Один школьник тоже любит ходить на природу, но он потерял определительные местоимения. Они разбежались по всему нашему классу. Давайте поможем герою текста их восстановить.
6. Закрепление материала.
Работа на Рабочих листах. Упражнение 38 учебника. Слайд 10.

7. Подведение итогов.
Составление кластера
8. Рефлексия деятельности
Сравнить цель, поставленную в начале работы, с полученным результатом.
- Я понял …
- Было интересно…
- Было трудно…
- Мне захотелось…
- У меня получилось…
- Мне понравилась работа…
- На следующем уроке мы…
Домашнее задание
Прогноз. Что будет частью домашнего задания? (выучить определительные местоимения)
упр. 37.
РАБОЧИЙ ЛИСТ
Тема урока ______________________________________________________________
Фамилия, имя ____________________________________________________________
Задание 1.
Пример | Разряд местоимения | Согласен (+) Не согласен(-) |
Моя книга | притяжательное | |
В её чемодане лежали книги. | личное | |
Расскажу о ней | личное | |
Название этой книги | указательное | |
Читаю про себя | личное | |
Все иллюстрации | притяжательное | |
Задание 2. Работаем в группах.
Пользуясь теоретическим материалом параграфа 6 (страница 31), заполните все графы, какие сможете.
| _______________________ местоимения | |
Местоимения | Общее значение | Как изменяются | Роль в предложении |
| | | |
|
|
|
|
|
|
|
Задание 3. Работа в группах
Задание 5.
Упражнение 36 (страница 32)
Найти в тексте определительные местоимения. Определить род, число, падеж. Определить синтаксическую роль.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Самоконтроль и самооценка
Умения | Выполнено всё правильно | Большая часть выполнена правильно | Допущено значительное количество ошибок |
Находить определительные местоимения в тексте | | | |
Определять род, число, падеж | | | |
Определять синтаксическую роль местоимений | | | |
Запишите рассказ школьника, вставляя подходящие по смыслу пропущенные определительные местоимения. укажите их грамматические
признаки.
В походе
В прошлое воскресенье мы вместе ... классом ходили в поход. Накануне ... волновались: вдруг пойдет дождь? Но учитель сказал, что поход состоится при ... погоде. И вот мы в пути. У ... из нас за плечами рюкзак с вещами и продуктами. А у меня в рюкзаки ещё и ... спортивное снаряжение, поэтому мой рюкзак оказался ... тяжёлым. Ребята вызвались мне помочь, но я решил, что справлюсь... .
Когда мы остановились на привал, то ... нашлось дело. Одни ставили палатки, .... разжигали костёр и варили кашу с тушёнкой. ... знает, что в походе нет ничего вкуснее такой каши. Вечером ... сидели у костра и пели песни. Хорошо в походе!
Домашнее задание упр. 37.