МБОУ «Средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов» НМР РТ
Урок русского языка в 7 классе
Действительные и страдательные причастия
Подготовила: учитель русского языка и литературы первой категории
Почкалина Зульфия Ильдусовна
домашний адрес: г. Нижнекамск, ул. Гагарина, д. 2 А, кв.45
дом. тел.: 47-71-74, сот. 8 960 068 21 65.
2015 год
На данном уроке изучается новая тема: «Действительные и страдательные причастия».
Показана групповая форма работы, которая сплачивает коллектив, дает возможность реализовать свои знания каждому ученику независимо от знаний и способностей.
Идет плодотворная постепенная подготовка к Государственной Итоговой Аттестации. Ученики уже в 7 классе имеют полное представление о данном виде экзамена, их не пугает объем материала, который они должны знать в конце 9 класса.
Тема урока | Действительные и страдательные причастия |
Класс | 7 |
Цели и задачи урока | дать понятие о действительных и страдательных причастиях; развивать пунктуационные навыки; повторить безударную проверяемую и непроверяемую гласную, времена глаголов; продолжить прививать навыки успешной сдачи ГИА. |
Методы | объяснение учителя, частично-поисковый, самостоятельная работа, работа с учебником, таблицей. |
Оборудование | таблица, индивидуальные карточки, учебник, проектор |
Форма проведения | Изучение нового материала |
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Лингвистическая разминка (групповая работа). (1 слайд)
- В каком ряду во всех словах пропущена проверяемая ударением гласная в корне?
1 группа. | 2 группа. |
а) т...лежка, к…мпьютерный | а) ст…нционный, пол…скать |
б) с…деющий, к…дировать | б) т…мнота, к...юта |
в) пол…жение, прод…вать | в) к.роткий, проб.рать |
г) к…мпания (людей), докр...сна | г) ф…гурный, св...зать |
- В каком ряду во всех словах пропущена непроверяемая ударением гласная в корне?
3 группа. | 4 группа. |
а) р…скошный, в…риант | а) р...вноправие, ин...циатива |
б) к…мпьютер, пр...цедура | б) д...фицит, л…гион |
в) д...агностика, амн...стировать | в) бл…стеть, натв...рить |
г) проф…ль, в...льсировать | г) пл...вчиха, предпол...гать |
(Из каждой группы к доске по очереди выходят ученики, находят нужный ряд и объясняют правописание каждого слова.)
3. Презентация нового материала. (2 слайд)
1) Опрос-повторение.
- Что такое причастие?
- Назовите признаки глагола и прилагательного у причастия?
2) Постановка целей урока.
- Сегодня мы узнаем, что причастия бывают действительными и страдательными, и научимся их различать.
3) Практикум.
Запись предложений под диктовку в тетрадях и на доске.
а) Солнце перед самым закатом вышло из-за туч, покрывающих небо.
б) Тайга источала густой запах прелой древесины, приправленный ароматом плесени.
- Назовите причастия (покрывающих, приправленных).
- Кто совершает действия в каждом причастии?
1) сам предмет;
2) действует другой предмет.
- Таким образом, признак, который возник в результате действий самого предмета – действительные причастия, а признак, который возник под действием другого предмета – страдательные причастия.
4) Чтение правила в учебнике на странице 38.
- Действительные и страдательные причастия могут быть только настоящего и прошедшего времени. Данные причастия образуются от глагола- инфинитива при помощи определённых морфем.
- При помощи какой морфемы образовалось действительное причастие покрывающих? (суффикс -ющ-)
- Страдательное причастие приправленных? ( суффикс -нн-)
- Рассмотрим таблицу «Действительные и страдательные причастия» (3 слайд)
Причастие | Настоящее время | Прошедшее время |
Действительное | -УЩ-; -ЮЩ- -АЩ-; -ЯЩ- | -ВШ- -Ш- |
Страдательное | -ОМ-; -ЕМ-; -ИМ- | -НН-; -Т- -ЕНН-; -ЁНН- |
Примеры |
| Несущий, дышащий | Засеявший, несший |
| Ведомый, гонимый | Читанный, увиденный, сжатый |
- Обратите внимание на то, что действительные причастия содержат шипящие суффиксы, а страдательные причастия их не содержат.
- Перепишите таблицу в общую тетрадь-справочник.
4. Практика под руководством учителя.
1) Записать в два столбика действительные и страдательные причастия, образованные от данных глаголов, обозначить суффикс.
Исполнять, сооружать, творить, облаивать, изменять, освежать.
2) Выполнение упражнения 83.
3) Работа по индивидуальным карточкам (групповая форма работы).
1 группа. Найти словосочетание со страдательным причастием.
а) на пестреющем лугу;
б) о движущемся предмете;
в) опавшие с тополя;
г) отнятая игрушка;
д) разлившаяся по небу.
2 группа. Найти словосочетание с действительным причастием.
а) написанная учеником;
б) распиленная плотником;
в) ведущая в парк;
г) посаженные весной;
д) опрокинутый котёнком.
3 группа. Найти словосочетание с действительным причастием.
а) плескавшиеся волны;
б) построенный дом;
в) проверенная учителем;
г) летящим самолётом;
д) переданная людям.
4 группа. Найти словосочетание со страдательным причастием.
а) засыпанные аллеи;
б) покрашенный забор;
в) сидящая девочка;
г) борющийся за свободу;
5. Самоконтроль, самооценка, взаимооценка учащихся.
6. Подведение итогов урока.
- Какие причастия называются действительными?
- Какие причастия называются страдательными?
- От каких морфем образуются действительные причастия настоящего и прошедшего времени? Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени?
7. Домашнее задание.
§ 14, упражнение 84.