СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка во 2 классе «Наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия новых знаний. Учащиеся наблюдают над новым свойством ударения - подвижностью. Учатся различать одинаковые в написании слова, отличающиеся местом ударения и значением, знакомятся с омографами.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка во 2 классе «Наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне».»

Фамилия: Голубцова Елена Николаевна, учитель начальных классов МБОУ ЕСШ №9 г. Елизова Камчатского края


Урок русского языка во 2 классе

(образовательная система «Школа 2100»)


Тема: «Наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне».


Цели:

наблюдение над новым свойством ударения – подвижностью;

развитие умения различать одинаковые в написании слова, отличающиеся местом ударения и значением;

дальнейшее овладение родным языком на основе освоения новых лексических групп слов – омографов.


Планируемые результаты:


Предметные:

различать одинаковые в написании слова, отличающиеся местом ударения и значением;

наблюдать за написанием и произношением слов с безударным гласным звуком в корне;

проверять письменную работу по алгоритму (нахождение «опасных мест»);

ставить ударение, различать ударный и без­ударный гласные звуки;

правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;

правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;

видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;

находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;

обращать внимание на особенности употребления слов;

осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

анализировать и строить предложения, словосочетания;

правильно произносить слова (интонирование, ударение).


Личностные: обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний; формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; соблюдение этических норм общения и сотрудничества.


Метапредметные:


Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

принимать и сохранять учебную задачу;

проговаривать последовательность действий на уроке;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

закреплять навык начертания букв и соединений, гигиенических навыков письма;

совершенствовать навык письма в одну линейку;

оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

учиться работать по предложенному учителем плану.


Познавательные УУД:


извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

представлять информацию в виде схемы;

выявлять сущность, особенности объектов;

на основе анализа объектов делать выводы;

обобщать и классифицировать по признакам;

находить ответы на вопросы в тексте, в иллюстрации;

воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

толковать значение слова (находить в словаре, подбирать синонимы);

узнавать слово по его лексическому значению;

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.



Коммуникативные УУД:

высказывать своё мнение при обсуждении задания;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

учиться работать в паре.


Тип урока: урок изучения нового материала.


Оборудование: учебник, дидактический материал, тетрадь, презентация, толковый словарь слов Ожегова, карточки с темой и целями, алгоритм самооценки, карточки для работы в парах, карточки для самостоятельной работы, карточки со словами, цветные мелки, пара картинок для каждого ребенка, сигналы для оценивания.


Ход урока:


  1. Оргмомент.


А теперь проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте

Все ль в порядке:

Ручки, книжки и тетрадки?

Проверили? Садитесь!

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5».


Откройте тетради, запишите число. Классная работа.


  1. Актуализация знаний.


  1. Блиц-опрос. (2 слайд)

Поставьте плюс, если вы согласны с утверждением, и минус, если не согласны.

– В русском языке ударение всегда падает на первый слог.

– Сколько в слове звуков, столько и слогов.

– Ударение в русском языке свободное.

– Ударный слог в слове может быть только один.

– Ударными бывают гласные и согласные звуки.

– Слова могут состоять из одного, двух и более слогов.


Проверка: - - + + - + (3 слайд)


  1. Постановка учебной задачи. Определение темы и цели урока.



На доске записаны слова: опасаться, острый, замок, бояться, тупой, замок.

- Прочитайте их про себя.

– На уроках русского языка и литературного чтения мы встречали слова, которые различаются по звучанию и написанию, но близки по значению. Как такие слова называются? (Синонимы.)

– Соедините в ряду слов синонимы зелёным мелом. Согласны?

– Как называются слова с противоположным значением? (Антонимы.)

– Соедините их синим мелом. Согласны?

– Остались два слова.

– Что у них общего? (Одинаково написаны.)

– Как вы думаете, это одно слово или разные?

- Итак, мнения разделились. У вас на партах лежат картинки. Выберите из рисунков тот, который нарисовали бы вы.

- Почему вы выбрали разные картинки? (Потому что каждый произнёс слова по-разному.)

– Запишите эти слова и поставьте ударение так, чтобы слова были разными.


Записывают слова замок и замок.(Один ученик у доски ставит ударение в словах.)

- Подчеркните ударные гласные двумя чертами, безударные гласные одной чертой.

- Составьте предложение с первым словом. Со вторым.

- Скажите, от чего зависит значение этих слов? (Когда мы произносим слова, то ставим ударение по-разному.)

- Как вы думаете, что сегодня на уроке мы должны выяснить? (Как ударение может изменить значение слова.)

Какова тема урока? (Наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне.) (4 слайд)

Какие цели поставим? Закончите фразы.

Наблюдать …

Выяснить …

Развивать …


  1. Открытие нового знания.


- Давайте понаблюдаем за словами замок и замок. (5 слайд)

- Как написаны эти слова? (Одинаково.)

А как произносятся? (По-разному.) Произнесите слова.

- Какое значение имеет слово замок? (дворец и крепость)

- А слово замок? (приспособление для запирания чего-нибудь ключом)

- Что помогает различить значение этих слов? (Ударение.)

- Хотите узнать, как называются такие слова?

- Такие слова называются омографы. (прикрепляю карточку) Произнесите это слово.

(6 слайд) Оно образовано от двух греческих слов: омо - одинаковый и графо – пишу, т.е. слова, которые одинаково пишутся, но имеют разное произношение и значение.

- Что произошло с ударением? (Оно переместилось, перешло на другой слог.)

Вы наблюдали новое свойство русского ударения – подвижность.

- А что поможет правильно произнести слова, если в слове не поставлено ударение? (Предложение, текст, из которого ясен смысл слова.)

- Какую цель мы уже достигли?


Физминутка

БЫСТРО все ребята встали.

Руки БЫСТРО вверх подняли.

БЫСТРО хлопнули 5 раз.

А теперь морганье глаз:

БЫСТРО-БЫСТРО поморгали

И… ногами постучали.

БЫСТРО влево наклонились

И сейчас же распрямились!

Вправо-влево 10 раз –

Отдохнул уставший класс…

Мы как птички полетели

И за парты тихо сели!


  1. Первичное закрепление изученного.

- В стихотворении Александра Шибаева «Ударный слог» ударение названо невидимка-молоток. Как вы думаете почему? Послушайте ещё одно стихотворение поэта «Невидимка шутит…» Найдите слова, над которыми поработал молоток.

- Читаю стихотворение из Дидактического материала с. 93.

- Какие сходные слова встретились?

замок – замок

пироги – пироги

- Запишите вторую пару, поставьте в словах ударение. (Один ученик работает у доски.)

- Чем похожи слова? Чем отличаются?

- Какое значение у слов? Где можно узнать значение слова? (приготовить толковый словарь)

- Как называются такие слова? (омографы)

- Подчеркните букву ударного гласного 2-мя чертами, букву безударного гласного - одной.

- Выполните схемы слов. Чем они различаются? (Ударение на разных слогах,)

Оцени свою работу, пользуясь алгоритмом самооценки.


– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты выполнил всё сам или с чьей-то помощью?

- Как ты себя оценишь?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.


- Какое свойство ударения мы здесь наблюдаем? (подвижность)


VI. Закрепление изученного.


1. Работа в парах. Не забывайте о правилах работы в группах.

- Вы сейчас будете работать в парах. Возьмите карточку. Прочитайте задания.

Прочитайте предложения. Выпишите пары слов, значение которых зависит от ударения. Поставьте в словах знак ударения. Подчеркните букву ударного гласного 2-мя чертами, а букву безударного одной чертой.


Военные – превосходные стрелки.

Стрелки на часах бегут так быстро!


В середине двора стоит большая игрушечная машина.

Пакет молока стоит 60 рублей.


Я сегодня маме подарил на день рождения гвоздики.

Папа ремонтировал табурет и забивал гвоздики.


Я не могу найти атлас по географии.

Я купила атлас на подкладку пальто.


В саду на клумбе вырос ирис.

Я люблю конфеты ирис «Кис-кис».


Я плачу, потому что меня обидел друг.

В магазине я плачу деньги кассиру за свои покупки.


Проверка по (слайдам 7-12).


Стрелки – стрелки

Стоит – стоит


Гвоздики – гвоздики

Атлас – атлас


Ирис – ирис

Плачу - плачу

- Какие цели уже достигли?


  1. Самостоятельная работа (по вариантам). Прочитайте задание.

Прочитайте предложения, вставьте пропущенные слова. Используйте слова для справок. Подумайте, какой смысл заключён в одинаково написанных словах. Запишите предложения, правильно расставьте ударение в одинаково написанных словах.


Мы сегодня ели … . Комар подлетел к …. .

Молоко налили в … . Дети посещают … .



Собака сидит у … . У рубашки был вышит… .

Дети … молоко. … бревно ровно.


Слова для справок: уху, ворот, пили, кружки.


Проверка по слайдам 13 - 14.

Читайте предложения. Называйте омографы. Ставьте в словах ударение. Объясните значение слов.


  1. Дополнительно. Упражнение в правильном произношении глагольных форм с подвижным ударением.

Упражнение 217.

VII. Итог урока. Рефлексия.

– С какой новой группой слов вы познакомились на уроке? (Омографы)

– Какую роль играет ударение в омофонах? (Ударение свободное, не прикрепляется к какому-либо слогу. Ударение может перемещаться, быть подвижным.)

– Приведите свои примеры пар слов со свободным ударением.

- Зачем же надо уметь правильно ставить ударение? (Для точной передачи смысла слов.)

- Какие цели ставили? Удалось их решить? Каким способом?

- Оцените свою работу на уроке.

Домашнее задание: упр. 215 Д. м.

Комментирование оценок.



12