Урок русского языка во 2 «Д» классе.
Учитель: З.В. Бондарь
Тема: Закрепление и обобщение знаний об имени прилагательном. Старинный народный праздник «Масленица».
Цели урока: Закрепить и обобщить знания по теме «Имя прилагательное».
Задачи:
Образовательная - закрепить и обобщить знания.
Развивающая - формировать аналитическое мышление на основе изученного материала через систематизацию, анализ текста, сравнение и обобщение.
Воспитательная – воспитание интереса к народным праздникам.
Оборудование: презентация, экран, карточки с заданиями, снежный ком, блины.
Ход урока
1.Организационный момент.
А теперь проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке-
Ручка, книжки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
-Откройте тетради запишите число Двадцать первое февраля.
Классная работа.
Чистописание: мМм ма ме мо
2. Орфографическая минутка. (Слайд2)
В зимний холод всякий молод.
Мороз не велик, а стоять не велит.
В наши русские блины все конечно влюблены.
(Дети объясняют написание орфограмм устно, записывают поговорки в тетрадь, затем вставленные орфограммы появляются на экране). (Слайд 3)
3. Актуализация знаний.
У: - А кто знает, как называется праздник, в который принято есть блины?
Уч: "Масленица"
У: - Почему он так называется?
Уч: Люди едят много блинов
У:- Подберите однокоренные прилагательные к слову «Масленица» и выделите корень.
- Назовите корень.
- Какая тема урока?
4. Закрепление знаний об имени прилагательном.
- Сегодня на уроке мы будем закреплять знания об имени прилагательном, и знакомится со старинным праздником «Масленица»
а) Отличие имён прилагательных от имён существительных.
У: - Этот праздник пришёл к нам из глубины старины и имел много названий: "Весёлая", "Широкая", "Разгульная", "Касаточка", "Объедуха" (Слайд 4)
-Почему её так называли?
Уч: - Много ели, играли и т.д.
У: - На какие две группы можно разделить эти слова?
Уч: - Прилагательные и существительные
У: - Как определить, к какой части речи относится слово?
Уч: - Поставить вопрос
У: - Запишите слова в два столбика.
б) Связь прилагательных с существительными.
У: - А сколько дней длится праздник?
Уч: - 7 дней
У: - В этом году «Масленица» началась 20 февраля, и продлиться до 26 февраля. Каждый день масленичной недели имеет своё название.
(Выходит ученик)
Уч: - Я понедельник, называют меня «Встреча», потому что «Масленицу» встречаю.
У: - А встречали её песнями. Вот одна из них. (Слайд 5)
Здравствуй, Масленица годовая,
Наша гостьюшка дорогая!
На конях вороных,
Чтоб слуги были молодые,
Нам подарки вези дорогие,
И блины, и калачи
К нам в окошко мечи.
По лесенке я пойду,
Гостей в гости позову.
Приходи в гости к нам
К нашим масляным блинам.
У: - Что вы знаете об имени прилагательном?
Уч: - Часть речи, отвечает на вопросы: какой?, какая? и т. д., обозначает признак предмета.
-С какой частья речи согласуются имена прилагательные?
У: - Прочитайте полученные словосочетания. Определите число прилагательных.
в) Прилагательные-антонимы - синонимы. Физкультминутка.
(Выходит ученик )
Уч: - Я – вторник, называют меня «Заигрыш», потому что игрища начинаю, ряженых вожу по домам. (Слайд 6)
У: - В какие игры играл народ?
Уч: - В снежки, строили городки, катались на санях и т. д.
У: - Мы с вами тоже поиграем. У меня есть снежок. Я буду его вам кидать и называть прилагательные, а вы будете называть к ним 1 вариант - антонимы, 2 вариант - синонимы и кидать его мне.
У: - А что такое антонимы? Что такое синонимы?
Умный – мудрый – глупый
Весёлая – радостная – грустная
Злой – сердитый – добрый
Смелый – храбрый (отважный) – трусливый
Маленький – крошечный – большой
Работа в парах.
Творческая работа. (Дифференцированная работа).
У кого на парте красный круг - заменяют выделенные слова синонимами.
У кого на парте синий круг – заменяют выделенные слова антонимами.
Ответ: Сегодня прохладный пасмурный день. Стоит дождливая погода. По небу плывут тяжёлые тёмные тучи. Под ногами влажная земля.
Ответ: Сегодня тёплый солнечный день. Стоит ясная (хорошая) погода. По небу плывут лёгкие белые облака. Под ногами сухая земля.
г) Составление загадки, используя прилагательные.
(Выходит ученик)
Уч: - Я - среда, называют меня «Лакомка», потому что много сладкого едят. (Слайд 6)
У: - А что главное в «Масленице»?
Уч: - Блины.
У: - Весну встречают блинами. Круглый, жаркий блин - символ солнца. Трудно ещё солнышку растопить снежные заносы. Надо дать ему горячих помощников. Блины пекли из гречневой, ржаной и пшеничной муки. Гречневые блины называли красными, а все остальные - молочными.
У: - Какую часть речи я использовала, рассказывая вам про блины?
Уч: - Прилагательные.
У: - Какую роль в нашей речи имеют имена прилагательные?
Уч: - Украшают нашу речь, делают её более точной.
У: - Сейчас мы с вами попробуем придумать загадку про блин, для этого надо ответить на вопрос - какой он?
Уч: - Круглый, румяный, съедобный, вкусный, сладкий и т. д. (Слова записываются на доске)
У: - На что он похож?
Уч: - На солнышко.
У: - Придумайте загадку при помощи прилагательных записанных на доске.(работа в группах)
У: - Прочитайте ваши загадки.
д) Работа с разорванными прилагательными.
(Выходит ученик) (Слайд 7)
Уч: - Я - четверг, называют меня "Широкий четверг", потому что я самый весёлый и ненасытный.
(На доске прикреплены половинки блинов, на которых написаны разорванные прилагательные)
У: - На доске разорванные блины, соедините их, чтобы получились слова.
У: - К какой части речи относятся эти слова?
Уч: - Прилагательные.
( плак-сивый, куд-рявый, город-ской, желез-ный, молча-ливый, ледя-ной)
У: - С какой частью речи сочетаются прилагательные?
Уч: - С существительными.
У: - Подберите к прилагательным подходящие по смыслу имена существительные.
У: - Какие словосочетания у вас получились?
е) Самостоятельная работа.
(Выходит ученик со словами) (Слайд 8)
Уч: - Я - пятница, называют меня "Тёщин вечерок", потому что мой папа ходит в гости к моей бабушке на блины.
У: - В этот день продолжаются игры, едят блины и ведут беседы о прошедшей зиме и строят планы на будущее.
У: - А сейчас выполним задание, которое даётся у вас на карточках.
(Детям раздаются карточки с заданиями. Работают в группах)
ж) Работа над фразеологизмами.
(Выходит ученик со словами) (Слайд 9)
Уч: - Я - суббота, называют меня «Посиделки», потому что долго сидят, много едят и разговаривают.
У: - Мы с вами тоже сейчас поговорим, порассуждаем.
У: - В народе есть такая поговорка «Уйти несолоно хлебавши». Как вы думаете, о чём говорится в ней? (Ответы детей)
У: - На Руси в старину соль была дорогим продуктом. Возить её приходилось издалека, дороги были плохие. Сейчас мы, готовя пищу, солим её. А в старину варили и пекли без соли, а солили пищу за столом. Хозяин солил своей рукой. Порой он так старался выразить своё уважение гостю. Что пересаливал. А сидевшему в дальнем конце стола соли не доставалось вовсе. Значит. Одному пересаливали, а другой уходил несолоно хлебавши.
«Уйти несолоно хлебавши» - остаться неудовлетворённым, разочарованным, не получить того, на что рассчитывал.
(Выходит ученик со словами) (Слайд 10)
Уч: - Я – воскресенье, «Прощённый день», потому что все друг у друга прощение просят да приговаривают: «Да не зайдёт солнце во гневе вашем».
У: - Как вы думаете, почему так говорили?
(Рассуждения детей).
(На экране появляется репродукция картины Василия Сурикова «Взятие снежного городка»)
(Слайд 11)
У: - Как вы думаете, какому народному празднику посвящена эта картина?
Уч: - «Масленица»
У: - Как вы думаете, какое настроение у людей изображенных на картине?
Уч: - Весёлое, игривое и т. д.
5. Рефлексия
У: - На доске вы видите блины. Какое у них настроение?
Уч: - Грустный, серьёзный, весёлый.
У: - Какой бы вы выбрали себе блин, после нашего урока?
У: - Знания какой части речи мы закрепили?
Уч: - Имя прилагательное.
У: - Какой народный праздник помог закрепить знания по теме имя прилагательное?
Уч: - Старинный народный праздник «Масленица».
6. Итог урока
- С какой частью речи мы мы познакомились?
- Что вы можете о ней рассказать?
7. Домашнее задание: (Слайд 11)
Самостоятельная работа (тест).
1. Имя прилагательное – это _______________, которая обозначает _______________
и отвечает на вопросы _______________.
2. Укажи группу слов, которая является именами прилагательными.
а) дождь, школьный, молоко;
б) молочный, дождливая, школьное;
в) школа, дождь, молочный.
3. Прилагательные изменяются _______________________________________________
4. Допишите подходящие по смыслу имена существительные, поставьте вопрос к этому существительному
стройная __________________
душистые _________________
голубое ___________________
сосновый _________________
Творческая работа. (Дифференцированная работа).
У кого на парте красный круг - заменяют выделенные слова синонимами.
У кого на парте синий круг – заменяют выделенные слова антонимами.
Ответ: Сегодня прохладный пасмурный день. Стоит дождливая погода. По небу плывут тяжёлые тёмные тучи. Под ногами влажная земля.
Ответ: Сегодня тёплый солнечный день. Стоит ясная (хорошая) погода. По небу плывут лёгкие белые облака. Под ногами сухая земля.
Карточки с заданиями.
Карточка № 1
Подбери имена существительные подходящие по смыслу.
Грозовая –
Высокая –
Зимний –
Тихий –
Пушистая –
Ясная –
Жёлтые –
Высокие –
Карточка № 2
Подбери прилагательные противоположные по смыслу
Белый –
Длинный –
Зимний –
Здоровый –
Сытый –
Острый –
Светлый –
Толстый –
Карточка № 3
Подчеркни волнистой линией имена прилагательные.
Рощами называют небольшие леса. Есть сосновые, дубовые рощи. Чудесная берёзовая роща за нашей деревней. Мы часто ходили в рощу. Как там хорошо!
Карточка № 4
Подчеркни волнистой линией имена прилагательные.
Как там хорошо! Стучат пёстрые дятлы. Свищут маленькие синички. Трещат белобокие сороки. Пахнут душистые ландыши. Быстро бегают трудолюбивые муравьи.
Карточка № 5
Выписать словосочетание существительное с прилагательным.
Весеннее солнце спешит расплавить в лесу остатки снега. Звонкие потоки воды мчат по узкой тропке. Набухают на деревьях душистые почки. С берёзовой ветки падают капли сладкого сока.
Карточка № 6
Выписать словосочетание существительное с прилагательным.
На ивах показались мягкие пуховики. Бегут по кочкам быстрые муравьи. Тёплый ветерок играет с высокими вершинами. Вот и первые цветы. Они раздвинули своими листочками сухую траву.