Ф.И.О. педагога: Лазаренкова Екатерина Анатольевна
Номинация: предметный урок с учащимися
Предмет: русский язык
Класс/курс: 7
Тема: «Слитное и раздельное написание не с причастиями»
Основные цели:
1. Сформировать умение строить правила на примере правописания не с причастиями
2. Сформировать умение применять правило написания - не с причастиями
3. Тренировать умение фиксировать шаги по построению нового знания, умения работать в группах, умение адекватно оценивать свою деятельность.
Дидактические материалы:
1) Демонстрационные материалы:
1. Задание на актуализацию знаний;
2. Задание на внимательность, образец для проверки;
3. Задание для пробного действия;
4. Шаги плана действий;
5. Эталон.
2) Раздаточные материалы:
1. Карточка для выполнения задания на пробное действие;
2. Задание на первичное закрепление во внешней речи;
3. Основа для выполнения самостоятельной работы (тест);
4. Карточки для домашнего задания.
Оборудование:
интерактивная доска, презентация к уроку
Краткая аннотация к работе: конспект представляет собой урок ОНЗ с соблюдением необходимых 9 этапов.
Эпиграф к уроку:
Знания, не рожденные опытом, бесплодны и полны ошибок.
Леонардо да Винчи
1) Мотивация к учебной деятельности
2) Актуализация знаний и пробное учебное действие
3) Выявление места и причины затруднения
4) Построение проекта выхода из затруднения
5) Реализация построенного проекта.
6) Первичное закрепление с комментированием во внешней речи
7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
8) Включение в систему знаний и повторение
9) Рефлексия учебной деятельности на уроке
1. Мотивация к учебной деятельности.
Здравствуйте, ребята! Начинаем урок русского языка. Сегодня у нас с вами новая тема, и вы сами сформулируете ее и создадите правило. Новая тема достаточно непростая, объемная, но если вы сами построите правило, то вам будет проще его понять и пользоваться им в дальнейшем. В свое время известный итальянский художник и учёный, изобретатель, писатель Леонардо да Винчи сказал: «Знания, не рожденные опытом, бесплодны и полны ошибок». Как вы понимаете смысл данного высказывания? (Только знания, добытые самим человеком в ходе работы, могут приносить тебе пользу в дальнейшем, помогут избежать множества ошибок.)
Далее спешу вас уверить, что вопрос по этой теме будет в заданиях ОГЭ и ЕГЭ.
Итак, как вы будете открывать новое знание? (Поймем, что мы не знаем, выполнив пробное действие, зафиксируем затруднение, выясним причину затруднения и выведем новое правило, оформив эталон - точная мера или точный измерительный прибор, служащие для воспроизведения, хранения и передачи единицы измерения какой-либо величины. 2. перен. мерило, образец для подражания, сравнения.
Молодцы, желаю вам удачи!
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
С чего вы начнете работать? (С повторения того, что нам сегодня потребуется при открытии нового знания.)
Обращаем внимание на эпиграф урока.
Выпишите в тетрадь высказывание, объясните расстановку знаков препинания в данном предложении. (Знания, /не рожденные опытом,/ бесплодны и полны ошибок. – Выделяется запятыми причастный оборот, стоящий после определяемого слова.)
Что такое причастие? (Это самостоятельная часть речи, обозначает признак предмета по его действию, отвечает на вопрос «какой?»)
Что такое причастный оборот? (Причастие с зависимым словом)
Какая часть речи стоит перед причастием? (частица не)
Как еще может употребляться слово с не? (слитно)
Чем тогда будет являться не? (приставкой или частью корня)
Рассмотрим примеры. (Не)правда; (не)правда, а ложь; вовсе (не)правда; (не)ряха; (не)правдивый; (не)правдивый, а лживый; вовсе (не)правдивый; (не)ряшливый; (не) деревянный, (не)танцевальный, (не)папин. Что вы скажете об этих примерах? (это сущ и прил, пишутся с не по одному правилу) Объясните самостоятельно каждый пример, раскройте скобки.
Учащиеся самостоятельно выполняют задание, проверка проводится фронтально, при необходимости проводится коррекция ошибок.
Невежда, невольник, нелепость, негодование, неправда Не кот, не дом, не кит, не кресло, не правда, а ложь. Далеко не смелый, отнюдь не веселый, вовсе не правдивый, не смелый, а трусливый Не папин, не лисий, не стеклянный, не сентябрьский, отнюдь не смелый |
1 неправда 2 не правда, а ложь. 3 не смелый, а трусливый 4. отнюдь не смелый |
Молодцы! Что вы повторили? (правописание не с сущ и прил)
Что вы должны сделать дальше? (Мы должны выполнить задание на пробное действие, которое поможет нам понять, чего мы не знаем?)
1 Задание на пробное действие
Раскройте скобки
(Не)наряженная елка, (не)подготовленная доска, (не)уважающий других, (не)разношенные сапоги, (не)сшитый, а связанный костюм, (не)годующий учитель, (не)рассказанная на ночь сказка, вовсе(не)нуждающиеся в совете, напиток (не)допит, правило (не)выучено.
Что особенного вы можете сказать о правописании не с причастиями? (Пишутся так же, как прил и сущ, но также пишутся с не раздельно, если у них есть зависимое слово.)
2 Задание на пробное действие
Объясните правописание не с причастием из эпиграфа к уроку (не рожденные опытом – у причастия есть зависимое слово, пишем раздельно).
Объясните правописание не с причастием в предыдущем упражнении еще раз
У кого нет ответа? Что вы не можете сделать? (Я не могу объяснить правописание не с причастиями)
У кого есть ответ? Вы можете назвать эталон, который помог вам ответить на поставленный вопрос? (Я не могу назвать эталон, который помог мне ответить на поставленный вопрос, так как не смог создать его самостоятельно.)
Как вы поступаете, когда понимаете, что столкнулись с затруднением? (Нужно остановиться, подумать, где и почему возникла проблема, построить способ решения затруднения и действовать дальше.)
Верно! Вам обязательно поможет это в работе.
3. Выявление места и причины затруднения.
Какое задание вы должны были выполнить? (Объяснить правописание не с причастиями.)
В чем ваше затруднение? (В выборе слитного и раздельного написания не с причастиями).
Почему у вас возникло затруднение? (Мы не знаем правило правописания не с причастиями.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Сформулируйте цель своей деятельности (Узнать правило правописания правописания не с причастиями-.)
Сформулируйте тему урока
(«Слитное и раздельное написание не с причастиями») (слайд 2)
Сегодня при открытии нового правила вам потребуется умение находить закономерности. Я вам предлагаю расставить в правильной последовательности шаги плана, по которому вы будете достигать поставленной цели. (слайд 3)
1. Установить закономерность
2. Сделать вывод
3. Создать эталон
5. Реализация построенного проекта.
Учащиеся работают в парах, реализуя план. Затем учащимся предлагается озвучить результат своей работы.
Посмотрите на предложенные выше слова и выведите некую закономерность. (Каждому ряду предлагается по одной строчке слов)
Устанавливаем закономерность:
1 ряд - Закон не нарушен, несказанное слово, не сказанное никем слово, не победивший, а участвовавший спортсмен; письмо, не отправленное мальчиком.
2 ряд – Пример не решен; нерешенный пример; не решенный учеником пример, овощи не отваренные, а запеченные; фильм, не досмотренный зрителями.
3 ряд – Комната не отремонтирована; неотремонтированная комната; не отремонтированная нами комната; цветы не увядшие, а свежие; не покрашенный маляром забор.
Теперь, можете выполнить пробное задание? (Да.)
6. Первичное закрепление во внешней речи.
Что вы должны теперь сделать? (Научиться применять правило слитного и раздельного написания не с причастиями.
В этом вам поможет следующее задание: спишите, раскройте скобки.
На интерактивной доске записаны причастия с не.
Объясните условие выбора слитного и раздельного написания не с причастиями.
У каждой пары карточка с одинаковым заданием
(Не) забываемый подвиг; (не) скошенный луг; (не) выполненное поручение;
неприятель (не) обнаружен; (не) исправленная вовремя ошибка; (не) вспаханное поле; роман (не) дописан; (не) сжатая рожь; телефон (не) отремонтирован; еще (не) доделанная работа; (не) проходимые леса; (не) забываемое впечатление;
(не) проницаемые сумерки; (не) видимое солнце; (не) освещенные солнцем.
Образец для самопроверки (на интерактивной доске):
Незабываемый подвиг; нескошенный луг; невыполненное поручение;
неприятель не обнаружен; не исправленная вовремя ошибка; невспаханное поле; роман не дописан; несжатая рожь; телефон не отремонтирован; еще не доделанная работа; непроходимые леса; незабываемое впечатление;
непроницаемые сумерки; невидимое солнце; не освещенные солнцем.
После работы учащиеся проверяют задание по образцу для самопроверки, при необходимости проводится коррекция. Правило проговаривается.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Как проверить, усвоили правило или нет? (Нужно выполнить самостоятельную работу и сопоставить её с эталоном для самопроверки.)
Ученики выполняют самостоятельную работу в форме теста, пользуясь построенным правилом. После работы проверяют себя по эталону для самопроверки.
Тест в формате ЕГЭ.
Укажите вариант ответа, в котором НЕ со словом пишется раздельно.
А) (не)годующий
Б) (не)написанная ещё книга
В) (не)полученная посылка
Г) (не)сваренный картофель
2) Укажите вариант ответа, в котором НЕ со словом пишется слитно.
А) дом (не)отремонтирован Б) (не)отремонтированный ещё дом
В) (не)отремонтированный дом
Г) совсем (не)отремонтированный дом
3) Укажите вариант ответа, в котором указаны все номера слов, пишущихся с НЕ слитно.
(1) (Не)кошеная трава; никем (2) (не)кошеная трава; (3)ещё (не)скошенная трава; трава (4) (не)скошена; (5) (не)доумевающий взгляд; никем (6) (не)рассказанная история; (7) (не)законченная рукопись; (8) (не)завершённое в срок строительство; хата (9) (не)выбелена; окно (10) (не)вымыто.
А) 2,3,4,9 в) 5,6,7,8
Б) 3,7,10 г)1,5,7
4) Укажите ряд, в котором все слова с НЕ пишутся слитно.
А) (не)сказано ни слова, (не)видящий ничего, (не)подготовленный к работе
Б) (не)законченный эксперимент, (не)законченный в срок эксперимент
В) (не)просохшая земля, (не)утихающий ветер
Г) эксперимент (не)закончен, (не)прекращающиеся метели
5) Укажите ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно.
А) рукопись (не)сдана, (не)сданная вовремя рукопись
Б) (не)сданная рукопись, ещё (не)крашеная скамья
В) обстоятельства (не)выяснены, (не)выясненные обстоятельства
Г) роман (не)закончен, (не)законченный роман
6) Укажите верное объяснение слитного или раздельного написания НЕ с причастием в предложении: Мы бредём по дорожкам, где ещё (не)кошена трава.
А) (Не)кошена - пишется слитно, так как НЕ с краткими причастиями всегда пишется слитно
Б) (Не)кошена – пишется раздельно, так как НЕ с краткими причастиями всегда пишется раздельно
В) (Не)кошена – пишется раздельно, так как при причастии есть зависимое слово
Г) (Не)кошена – пишется слитно, так как НЕ с краткими причастиями пишется слитно
7) Укажите верное объяснение слитного или раздельного написания НЕ с причастиями в предложении: С утра (не)топленная печь не добавляла уюта в хмурую комнату смотрителя.
А) (Не)топленная – пишется раздельно, так как НЕ с причастиями всегда пишется раздельно
Б) (Не)топленная –пишется слитно, так как при причастии есть зависимое слово
В) (Не)топленная –пишется раздельно, так как при причастии есть зависимое слово
Г) (Не)топленная –пишется слитно, так как НЕ с полными причастиями всегда пишется слитно
8) Укажите слово с ошибкой.
А) неразвитый куст В) ещё не развитый куст
Б) куст неразвит Г) куст не развит
9) Укажите слово без ошибки.
А) не сминаемая ткань
Б) ткань не сминаема
В) несминаемая от длительной носки ткань
Г) не сминаемая синтетическая ткань
10) Укажите вариант ответа, в котором НЕ со словом пишется слитно.
А) дом (не)построен
Б) (не)построенный дом
В) (не)построенный ещё дом
Г) (не)растраченные мной силы
ОТВЕТЫ: 1б, 2в, 3г, 4в, 5а, 6б, 7в,8б, 9б, 10б (взаимопроверка)
Эталон для самопроверки
Подробный образец | Эталон |
Раздельно: Не сказанное мне (полное причастие имеет зависимое слово ) Не брошенное, а поднятое ( в предложении есть противопоставление полному причастию с союзом а) Не завершен (краткое причастие) Слитно: Негодующий (причастие, не употребляющееся без частицы не) Недовязанный шарф, недомытые руки (причастия с приставкой недо- , имеющие значение нехватки чего – либо) | Раздельно: • если полное причастие имеет зависимые слова • если в предложении есть противопоставление полному причастию с союзом а • все краткие причастия Слитно: • причастия, не употребляющиеся без частицы не • причастия с приставкой недо- (недовязанный свитер, недомытые руки) |
8. Включение в систему знаний и повторение.
Скажите, ребята, где вы будете применять новые знания? (Этот материал войдет в нашу орфографическую копилку знаний, пригодится в жизни: нужно уметь грамотно писать.)
Что вы должны сделать дальше? (Необходимо выполнить задание на повторение изученного и включить в него материал сегодняшнего урока.)
Перепишите предложение в тетрадь, расставляя недостающие знаки препинания и вставляя пропущенные буквы в словах. Раскройте скобки, дайте объяснение орфограмм и пунктограмм. Выполните пунктуационный разбор предложения.
Наш урок подходит к концу, вы сегодня хорошо работали. Молодцы, ребята!
9. Рефлексия учебной деятельности.
Что нового узнали на уроке?
Какую цель поставили в начале урока?
Вы достигли поставленной цели?
В чем было затруднение?
Как вы открывали новое знание?
Что вы использовали при построении нового знания?
Оцените свою работу на сегодняшнем уроке, поставьте себе отметку по нашей шкале: (слайд 5)
«Я прошел все этапы учебной деятельности, в тесте не допустил ошибок» - «5».
«Я прошел все этапы учебной деятельности, в тесте допустил 1 ошибку» -«4».
«Я прошел все этапы учебной деятельности, в тесте допустил 2 ошибки» -«3».
Тренировочное упражнение по учебнику (с графическим объяснением опознавательных признаков орфограмм)
Составить словарный диктант на тему «Не с причастиями»
Написать сочинение-размышление на тему «Даром не пройденный день»
Спасибо за урок. Вы доказали правдивость слов (обращаемся в мотивационной надписи) Леонардо да Винчи «Знания, не рожденные опытом, бесплодны и полны ошибок». Действительно, лишь знания, «рожденные опытом», могут «плодоносить» (ваши хорошие оценки) и помогут избежать ошибок в ваших работах.
Комментарии к сценарию
Данный урок проводится в рамках Образовательной системы «Школа 2100» и является шестнадцатым при изучении темы «Причастие».
Использованная литература:
Л.Г. Петерсон, М.А. Кубышева. Типология уроков деятельностной направленности. М.: Академия АПК и ППРО, 2008г.
Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Мазурина С.Е., Зайцева И.В. Что значит «уметь учиться». М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000...», 2008г.
7