СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка во 2 классе в форме технологической карты. Тема урока "Имя существительное".

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка»

План - конспект урока

Описание урока

Предмет/класс

Русский язык, 2

Тема

«Имя существительное».


УМК

Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык: Учебник для 2 класса: 2 ч. – М.: «Просвещение», 2016 г.

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Формы организации познавательной деятельности

Индивидуальная, фронтальная, групповая

Цель урока

Создать условия для формирования у учащихся умения определять часть речи – имя существительное по его грамматическому признаку (обозначение предмета)

Задачи урока

Образовательная:
- Уточнение представлений о функции имени существительного в речи;
- Развитие умения распознавать имя существительное в предложении.
Развивающая:
- Развивать речь, память, внимание и логическое мышление у обучающихся.
Воспитательная:
- Воспитывать прилежность, аккуратность, любознательность, любовь к родному языку, уважительное отношение друг к другу и правильное общение между собой в классе.

Планируемые результаты


Предметные:

- Распознавать имена существительные по вопросам, на которые они отвечают;

- Самостоятельно подбирать имена существительные по группам, использовать специальную терминологию при определении части речи.

Личностные: 
- Формирование целостного алгоритма учебного действия; 
- Формирование способности анализировать учебную деятельность, основанной на конечный результат в успехе.
Метапредметные:
Регулятивные: 
- Определение цели и задач учебной деятельности, выбор темы, умение сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности;
- Планирование собственной деятельности в соответствии с поставленной задачей, поиск средств её осуществления;
- Формирование умения контролировать и оценивать свои действия, проявлять ответственность, инициативность, дисциплинированность и самостоятельность при изучении темы на уроке;
- Проводить самоанализ проделанной работы.
Познавательные: 
- Освоение умения находить имя существительное среди других частей речи;
- Формирование умения использовать сравнение, анализ, обобщение при изучении данной темы.
Коммуникативные:
- Формирование умения у ребёнка сотрудничать с другими обучающимися и с учителем при решении учебных задач;
- Оформление своих мыслей в устной и письменной речи;
- Учиться подтверждать аргументы фактами, слушать других.


Ф.И.О.

Максимова Татьяна Александровна



Конспект урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые универсальные учебные действия.

I. Организационный момент. Создание позитивной мотивации, эмоционального настроя на урок











Пальчиковая гимнастика


- Здравствуйте, ребята! Садитесь! Я рада вас всех видеть на нашем уроке русского языка!

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Интересное узнать!

- Ребята, какое у вас настроение сейчас? Посмотрите, всё ли у вас готово к уроку? Проверьте!



Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать,

А потом они в тетрадке

Будут буковки писать.

- Дети проверяют подготовку рабочих мест

















- Выполнение пальчиковой гимнастики


Регулятивные: настрой на работу, самопроверка готовности к уроку


II. Минутка чистописания 

 СЛАЙД 1



Мм М.сква мама

Мама готовит уж.н.

 СЛАЙД 2



а) Вставить орфограммы и записать;

б) Выделить грамматическую основу;

в) Определить части речи.



- Какое предложение по цели высказывания?


- Прописывают буквы Мм, слова и предложение


















- Повествовательное

Регулятивные: - Формирование умения выполнять поставленную задачу;

- Умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

III. Актуализация знаний 

- Как вы понимаете значение слова ужин? СЛАЙД 3

- Назовите слова, обозначающие предметы. СЛАЙД 4

- Попробуйте задать вопросы к данным словам: ужин, мама.


- Принятие пищи вечером

- Ужин, мама




- Что? Кто?







Познавательные: - Получение новых знаний; - Повторение изученного материала, подготовка к изучению темы.

IV. Самоопределение к деятельности 

- Назовите слово, в котором последний звук - звонкий твёрдый согласный.

- Что обозначает это слово?

- На какой вопрос отвечает?

- Какая часть речи?

- О чём сегодня будем говорить на уроке? САЙД 5


- Ужин



- Предмет


- Что?

- Имя существительное

- Будем учиться находить имена существительные в предложениях

Регулятивные: - Самостоятельное определение темы урока и формулирование задач урока;

V. Систематизация знаний по теме 

Школа, дом, трава, земля -

Любой предмет обозначаю я.

Кто? Учитель, врач, сосед.

Что? Диван, велосипед.

Вот какая я часть речи удивительная,

А называюсь я …

СЛАЙД 6

- Назовите все слова, обозначающие предметы.





- Запишите слова, отвечающие на вопрос кто?

Запишите слова, отвечающие на вопрос что?



- Составьте два предложения со словами – предметами: первое со словом, отвечающим на вопрос кто? второе - на вопрос что?

-Какие предложения у вас получились?

-Докажите, что вы записали предложения.

- Какую роль играет имя существительное в предложении?

- Запишите получившиеся предложения в тетрадь.

- Посмотрите на слова – предметы, они обозначают один предмет, значит слова стоят в единственном числе.

- Давайте сейчас подумаем и сделаем так, чтобы эти слова обозначали два или несколько предметов, назовите. Они стоят во множественном числе.

- А ещё вы мне назвали слова, отвечающие на вопрос кто? – их называют одушевлёнными предметами. А слова, отвечающие на вопрос что? – неодушевлёнными предметами.












- Имя существительное





Работа в парах (школа, дом, трава, земля, учитель, врач, сосед, диван, велосипед)

- Учитель, врач, сосед

- Школа, дом, трава, земля, диван, велосипед

- Врач лечит больных детей и взрослых. Мне купили большой велосипед.)



- Предложение – это два или несколько слов, связанных между собой по смыслу. Предложение всегда начинается с заглавной буквы и в конце ставится точка, восклицательный или вопросительный знаки

- Нахождение грамматической основы

- Дети называют слова в единственном и во множественном числе

- Называют одушевлённые и неодушевлённые предметы

Познавательные: -Систематизировать уже полученные знания об имени существительном





















Коммуникативные:

-Использование информационных ресурсов, необходимых для решения учебных и практических задач



















Регулятивные:

- Умение сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно

VI. Составление кластера.


Что такое имя существительное?

Что оно обозначает?

На какие вопросы отвечает?

Как изменяется имя существительное?

Каким членом предложения является?



 СЛАЙД 7


- Повторение правила, ответы на вопросы

Личностные: – Организовать практическую работу с целью расширений знаний об имени существительном, развивать умения, применять новые знания при решении учебно-практических задач.

VII. Физ.минутка.

 СЛАЙД 8

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснётся –

Бабочка кружит и вьётся.

- Выполнение физкультминутки


VIII. Применение новых знаний для решения учебно - практических задач. 

- Назовите имена существительные, которые нам пригодились для того, чтобы выполнить физкультминутку.

- На какой вопрос они отвечают?

- Что обозначают?

- В каком числе стоят имена существительные? Объясните
- Назовите среди них одушевлённые и неодушевлённые предметы. Объясните.

- Сделайте вывод.


- Цветок, солнце, утро, бабочка



- Кто? Что?



- Предмет

- В единственном

- Одушевлённые – бабочка, неодушевлённые – цветок, солнце, утро

- Дети повторяют правило

Познавательные: - Развивать умения применять новые знания на практике

Словарная работа. 


СЛАЙД 9

1.На странице букваря 33 богатыря,

Мудрецов – богатырей знает каждый грамотей.

2.Сто одёжек и все без застёжек.

3.Льётся речка – мы лежим,

Лёд на речке – мы бежим.

4.Висит на ветке колобок,

Блестит его румяный бок.

5.Шагаешь – впереди лежит,

Оглянешься – домой бежит.

6.Кто сидит на ветке

Зимою в розовой жилетке?

7.Сам худ, голова с пуд,

Как ударит – крепко станет.

8.Выпить чай и есть супы –

Без неё мы б не смогли.

9.Без рук рисует,

Без зубов кусает.

10.Кто шагает с сумкой книг

Утром в школу?

- Найдите здесь имена существительные.

- Почему вы решили, что это имена существительные?

- Запишите слова. Поставьте ударение. Подчеркните буквы, в написании которых мы можем ошибиться





- Алфавит




- Капуста

- Коньки




- Яблоко


- Дорога




- Снегирь



- Молоток


- Ответы детей


- Посуда


- Мороз



- Ученик






- Записывают слова

Коммуникативные: - Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу; - Осуществление поиска необходимой информации; - Развитие умения высказывать своё предположение на основе работы; - Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

 IX. 

Самостоятельная работа.

СЛАЙД 10

- Составить предложение со словом ученик:





Выделите грамматическую основу предложения.

- Какой частью речи является подлежащее? 

В каком числе стоит имя существительное? Почему?

- Одушевлённое или неодушевлённое? Почему?

Поставьте слово ученик во множественное число.

- Есть ли ещё в этом предложении имя существительное? Назовите.

- В каком числе имя существительное употреблено?

- Одушевлённое или неодушевлённое? Почему?

- Поставьте слово уроки в единственное число.

- Сделайте ВЫВОД.

Игра на внимательность

Если я называю одушевлённые существительные – вы хлопаете в ладоши 1 раз, а если неодушевлённые существительные – два раза.

Берег, птицы, гнездо, река, медведь, машина, шофёр, художник, свеча, бабочка, Надя, школа, метель, листопад, щука, герой, пассажир, пальто, радость, заяц, ночь.



- Вечером ученик делает уроки.




- Ученик делает



- Именем существительным

- В единственном числе


- Одушевлённое



- Ученики


- Уроки




- В единственном



- Неодушевлённое




- Урок

- Повторяют правило и признаки имени существительного

- Выполнение упражнения

Коммуникативные:

– Выявить проблемы осмысления изученного материала для дальнейшей коррекции




Познавательные:

- Выделять слова из общего ряда слов; строить рассуждение на основе сравнения предметов, выделяя при этом общие признаки


X. Закрепление изученного материала.

СЛАЙД 11

- Подберите к следующим словам подходящие по смыслу имена существительные. У имён существительных определите число.


Душистые…, весёлый…, высокий…, умные…, железная…, деревянные…, яркое…, дождливая….

Проверка.



Коммуникативные:

- Развитие умения слушать и понимать других;

- Строить понятные для партнёра высказывания; - Развитие умения договариваться и приходить к общему решению

 XI. Домашнее задание.

СЛАЙД 12

Упр. 121 стр. 70, задание по вопросам




XII. Итог урока. Рефлексия. 

СЛАЙД 13

СЛАЙД 14

- Ребята, наш урок подошёл к концу. И я предлагаю вам оценить свою работу на уроке.

- Если вам урок понравился, вы довольны собой и у вас всё получилось, тогда поднимите солнышко.

- Если на уроке у вас получилось всё хорошо, но могли бы сделать лучше, то поднимите солнышко с тучкой.

- А если на уроке вы испытывали трудности, не всё получилось, тогда возьмите тучку.

- В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце - доброта. Добрый человек – это тот, который любит людей и помогает им. А любовь и помощь согревают, как солнце.

Дарите всем по солнышку –

Частичку света, доброты.

Дарите людям, как цветы!

Слова любви и нежности.

- А сейчас давайте подарим нашим гостям по такому доброму, волшебному солнышку! ( Дети дарят каждому гостю сделанные раньше улыбающиеся солнышки).


- Молодцы, ребята! Сегодня на уроке вы были активными, внимательными! Мне очень понравилось, как вы работали на уроке.












































































(Резерв: повторить правило, выполнять упражнение 120 стр. 70 из учебника.)

Познавательные: – Осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и класса