СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка»

  1. Актуализация темы (1 мин)

- Назовите части слова, с которыми мы уже познакомились. (поезд на доске)

- Без какой части слово не может существовать? (без корня)

- Что такое корень? (главная, значимая часть слова, общая часть родственных слов)

- Как обозначается? (дугой)

- Что такое окончание? (изменяемая часть слова, образует форму слова)

- Как обозначается? (квадратом)


(Карточки прикрепить на доску)


  1. Наблюдение над языковым материалом (2 мин)


- Ребята, посмотрите на экран.

- Что делает мальчик на картинке?

- Верно. Переходит мостик.

- Давайте обозначим корень в слове переходит. Какой будет корень? (ход)

- Верно, теперь обозначим окончание в слове переходит. Какое окончание у данного слова? (ит)

- Посмотрите, ребята. Часть слова у нас осталось без обозначения.

- Хотите узнать, как называется часть слова перед корнем?


  1. Целеполагание (2 мин)

- Для этого послушайте сказку (картинка на слайде):


Спокойно, безмятежно живёт в стране Морфемике корень слова. Он всех роднит, делает родственниками, не изменяется ни при каких обстоятельствах.

Но вот вдруг окончание расхвасталось:
- Если бы ни я, была бы сущая ерунда. Я люблю слова конец. Без конца не было бы словца.

- Погоди, не спеши хвастаться, я тоже к корню приставлена и навсегда у него оставлена. Зовут ПРИСТАВКОЙ меня, значение слова меняю я, но без корня – никуда. Нельзя нас с корнем разделять. К вам обращаюсь, ребята, я: «Не отделяйте меня от корня нигде и никогда!».


- Ребята, как вы думаете, как звучит тема сегодняшнего урока? (Приставка)


- Какую цель поставим на уроке? (Узнать, что такое приставка)


- Какие задачи поставим? (научиться обозначать приставку в словах; выделять приставки в словах; образовывать с помощью приставок новые слова).


  1. Самостоятельная формулировка правила (3 мин)


- Я вам раздала карточки с заданиями. Приготовьте карточку № 1


Парная работа

Каждая группа получает слова и приставку, при помощи которой нужно образовать новые глаголы. Постарайтесь определить, какое смысловое значение вносит приставка в слово.


От- (вести, лететь)

Про- (лететь, звенеть)

____________________________________________________

До- (писать, делать)

За- (думать, плакать)

____________________________________________________

При- (лететь, лечь)

У- (стоять, говорить)


Лесенка успеха


1 пара

- Слова с приставкой от- носят какое значение? (отдаления)

- Слова с приставкой про- носят какое значение? (движения мимо, сквозь)


2 пара

- Слова с приставкой до- носят какое значение? (завершенности)

- Слова с приставкой за- носят какое значение? (начала действия)


3 пара

- Слова с приставкой при- носят какое значение? (приближения)

- Слова с приставкой у- носят какое значение? (полнота действия, несмотря на трудности)


- Какой вывод можем сделать из проделанной работы?

(Каждая приставка изменяет значение слова.)


- Как вы думаете, для чего нам нужна приставка? (Для образования слов).


- Как вы думаете, почему она так называется? (От слова «приставлять», приставляется к корню)


Слайд в презентации:


Давайте с вами сформулируем вывод: что же такое приставка и для чего она нам нужна?


Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. (пропущенные слова выделены)




  1. Введение нового термина учителем (1 мин)


Прикрепить слово «Приставка» на доску.

- Действительно, ребята вы были правы - часть слова, которая стоит перед корнем, называется приставка. Она приставляется к корню. Выделяют приставку в словах прямым уголком (показать на доске). С изменением приставки меняется смысл (значение) слова.



  1. Работа с правилом в учебнике (2 мин)

Откройте страницу 84 в учебнике, прочитаем правило.


- Правильно ли мы сформулировали понятие? (Да)

- Теперь открываем стр. 86

- Давайте прочитаем. (читают правило)

- Что нужно сделать, для того, чтобы найти приставку в слове? (подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой)

- Какая часть слова будет приставкой? (часть слова, стоящая перед корнем)


  1. Закрепление нового материала в упражнениях (3 мин)


- Давайте выполним упражнение 154 в учебнике.

- Прочитай, пожалуйста, приставки в рамочке.

- Как пишутся приставки? (всегда одинаково)

- Прочитай слова. К какой части речи они относятся? (глагол)


- А теперь, давайте напишем слова, добавляя приставки и обозначая их, но так, чтобы они не повторялись.


Пролить, улететь, придумать, посмотреть, нарисовать, выписать, довезти, отклеить.


Лесенка успеха


  1. Итог (2 мин)

- Чему мы научились сегодня на уроке? (мы научились определять приставку в словах)

- Какая была цель урока? (Узнать, что такое приставка)

- Достигли мы цели? (Да)

Давайте выполним небольшой тест:

Тест на усвоение знаний (взаимопроверка)

1. Приставка стоит:

а) перед корнем

б) после корня

2. Приставка служит:

а) для связи слов в предложении

б) для образования новых слов

3. Приставка – это:

а) изменяемая часть слова

б) неизменяемая часть слов


Лесенка успеха



Ответы: 1 – а; 2 – б; 3 – а.


- Спасибо за урок!