Конспект урока по русскому языку в 4 классе
Цель: научить различать глаголы по временам
Задачи:
Обучающие: закрепить знания о времени глаголов и о спряжении глаголов, учить отличать глаголы 1 и 2 спряжения.
Развивающие: развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать полученную информацию, делать выводы, обобщать материал, развивать устную и письменную речь учащихся.
Воспитывающие: воспитывать коммуникативную культуру, уважение к окружающим, взаимопомощь.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Повторение.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
1)Словарная работа / работа в парах
- Возьмите карточки для словарной работы. Прочитайте задание, выполните его. (Выполняют задание)
Задание
В каком ряду все слова с непроверяемой гласной о?
а) …втобус, в…сток, б…гаж;
б) в…кзал, яг…да, к…стёр;
в) м…роз, …ллея, ур…жай.
- Обменяйтесь карточками, проверьте правильность выполнения задания у соседа.
- Проверка выполнения задания.
- Сверьте свои ответы с ответами на слайде.
Проверка
б) вокзал, ягода, костер;(отметить смайликом)
2) Минутка чистописания
3..Введение в тему
- Подумайте и выберите правильное утверждение
Спряжение глаголов – это
1) изменение глаголов по падежам
2) изменение глаголов по числам
3) изменение глаголов по родам и числам
4) изменение глаголов по числам и падежам
5) изменение глаголов по числам и лицам
6) изменение глаголов по родам и лицам
Вывод:
- Итак, спряжение глаголов – это изменение глаголов по лицам и числам.
- Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке? (Ответы детей)
- Вы продолжите изучать особенности спряжений глаголов и научимся различать глаголы по временам.
1) Работа в группах.
- Проспрягайте глаголы спасти и лететь . Выделите окончания. (Дети спрягают глаголы.)
Проверка выполненного задания
- Кто думает иначе?
Проверка по слайду
- Что вы заметили, когда спрягали данные глаголы? (У них получились разные окончания)
- Да, действительно, окончания разные. Как вы думаете, с чем это связано? (Это связано с особенностями спряжения глаголов.)
Вывод:
Итак, глаголы, в зависимости от окончания при спряжении делятся на две группы – глаголы I спряжения и глаголы II спряжения.
2)Самостоятельная работа : вставьте безударные личные окончания и определите спряжение :
кол..т , брос..т, спряч..т, засуш..т, шепч..т, черт..т.
3)Физминутка (выполняется стоя)
Как живешь?
- Как идешь?
-А бежишь?
- Ночью спишь?
- Как плывёшь?
- Как берешь?
- А даешь?
- Как молчишь?
- А грозишь?
- Как сидишь?
4.Работа по закреплению темы: «Изменение глаголов по временам»
1) Решение учебной задачи.
- Как называется изменение глаголов по лицам и числам ?( СПРЯЖЕНИЕ)
- А как еще изменяются глаголы? ( по временам)
Вспомним, на какие вопросы отвечают глаголы:
прошедшего времени
настоящего времени
будущего времени.
- Давайте проследим как меняется форма глагола в предложениях.
На участке рос картофель. ( слайд 1)
На участке растет картофель.
На участке будет расти картофель.
(В 1 предложении рос- пр. вр.
Во 2 предложении растет — нас. вр.
В 3 предложении будет расти — буд. вр.)
- А кем был завезен картофель в Россию? ( Петром 1)- ( слайд 2)
2) Работа с текстом. « Кулинарный рецепт».
А знаете ли вы, что картофель голландцы и французы называли – ЗЕМЛЯНОЕ ЯБЛОКО. А немцы -КАРТУФЕЛЬ .Но первое его имя было ПАПА – так называли её на родине в Южной Америке индейцы. ( слайд 3)
Сейчас картофель называют в народе вторым хлебом. Хотя сначала его выращивали из-за красивых цветов и считали несъедобным. Сейчас же ни один обед не обходится без этого овоща. Самое любимое блюдо из картофеля- это картофельное пюре. Давайте попробуем составить алгоритм приготовления этого блюда
У вас на парте лежит рецепт приготовления картофельного пюре. Но предложения записаны не в той последовательности , в которой нужно. Ваша задача восстановить последовательность действий .
Варить картофель тридцать минут. Размять картофель толкушкой.
Картофель очистить от кожуры. Слить с картофеля воду. Промыть и порезать на две или четыре части. За пять минут до готовности посолить.
( слайд 4)
Картофель очистить от кожуры.
Промыть и порезать на две или четыре части. ( слайд 5)
Варить картофель тридцать минут.
За пять минут до готовности посолить
Слить с картофеля воду.
Размять картофель толкушкой.
Выписать из текста все глаголы.
Очистить ( слайд 6)
Промыть
Порезать
Варить
Посолить
Слить
Размять
В какой форме они даны?( в неопределенной)
А как еще называется неопределенная форма глагола? ( инфинитив)
Определите спряжение глаголов.
А сейчас работа в паре:
1 ряд от этих глаголов образует глаг. прошед. времени;
2 ряд- глаг. настоящ. времени ;
3 ряд — глаг. буд. времени;
Очистить — очистил — чистит — будет чистить
Промыть — промыл — моет — будет мыть
Порезать — порезал — режет — будет резать
Варить — варил — варит — будет варить
Посолить — посолил — солит — будет солить
Слить — слил — сливает — будет сливать
Размять — размял — мнет — будет мять
Проверка ( устно)
Поднимите руки пары, которые не допустили ошибок.
3)Работа с пословицами. Деформированный текст.
О картофеле или картошке, так называют её в народе, сложено много пословиц и поговорок. Найдите их у себя на столе. Но сначала их нужно составить, поработаем с деформированным текстом( из слов каждой строчки составим пословицы , их у вас две)
1 хлеб, картофель, бережет. ( Картофель хлеб бережет.) ( слайд 7-8)
2 картошка, никогда, без труда, не вырастит. ( Без труда картошка не вырастит никогда.)
- Назовите пословицы, в которых глагол употреблен в форме:
В первой пословице найдите грамматическую основу , вам дан тест с разными вариантами ответов.
Какой из них подходит? Определяем по порядковому номеру слов в предложении. Картофель хлеб бережет.
Слово вырастит разобрать по составу.
ТЕСТ
1 .2
2,3
1,3
4) Запись под диктовку: ( работа у доски)
А какие же условия нужны для роста картофеля?
Запишем предложение под диктовку .
Без темноты и сырости картофель не сможет вырасти. (сделать полный синтаксический разбор предложения)
Ну а теперь давайте вспомним, какие действия мы выполняем, когда выращиваем картофель?
5) Распределительный диктант : ( самостоятельная работа)
записываем глаголы в 3 столбика по временам:
(пололи, окучиваем, зацветет, сажаем, перебирали, выкопают, польем,
сортируем, подкормили.)
пр. вр. Нас вр. Буд. вр.
Пололи окучиваем зацветет,
перебирали, сажаем, выкопают,
подкормили. Сортируем польем,
6) Разбор слова по составу
Сообщения учащихся о картофеле
- Уважают и почитают картофель в России. Ребята нашли и подготовили интересную иформацию о картофеле, давайте послушаем.
(Слайд 9)
Человек так стал благодарен картофелю, что решил поставить ему памятник.
В сентябре 2008 года в г Мариинске был открыт памятник картошке, ведь 2008 год был объявлен Международным годом картофеля. Наша страна очень большая, но именно в этом городе было принято решение установить такой памятник. И это не случайно, ведь именно в Мариинском районе во время войны в 1942году собрали самый большой урожай картофеля, был установлен мировой рекорд. Больше никто в мире не мог побить этот рекорд.
Рекорд не побит до сих пор. В 1942 году звено местного совхоза «Красный Перекоп» под руководством Анны Юткиной собрало с одного гектара 1 900 центнеров картофеля. Кстати, на родине культуры, в Америке рекордный урожай составляет 1 100 центнеров с гектара.
5. Д/з :
Люди почитают картофель: пишут стихи и сочиняют песни. Наталья Анишина сочинила гимн картошке.
И над этим гимном вам придется поработать дома( выписать глаголы и указать у них время и спряжение)
Гимн картошке (Наталья Анишина)
Картофель – наш кумир народный!
Ему поем свой гимн земной.
С времен Петра в России модный,
Не зря зовется – «Хлеб второй».
То снег, то дождик с небосвода,
От неба милости не ждем.
Девиз у нашего народа:
Картошка есть – не пропадем!
Картофель и печём, и жарим,
Его кладем и в суп, и в борщ.
И эту истину мы знаем:
Вкуснее пищи не найдешь!
Едим картошку с хлебом, с солью,
Не мыслим без неё обед.
Мы все прониклись к ней любовью
На сотни лет, на сотни лет!
6. Итог урока
1. Сколько временных форм имеют глаголы?
а) 2 б) 3 в) 4
2. Если глагол отвечает на вопрос что делает? что делают?, то он в форме...
а) прошедшего времени;
б) настоящего времени;
в) будущего времени.
3. На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени?
а) что делает? что делают?
б) что сделает? что будет делать?
в) что делал? что делали?
4. глаголы будущего времени ?
- Что нового вы узнали на уроке?
- Как отличить глаголы 1 и 2 спряжения?
- Я хочу поблагодарить вас за урок.
7. Рефлексия.
Наше занятие подошло к концу, давайте подведем итог,
Закончите любое из выражений:
Мне понравилось…
На уроке я узнал, что...
Меня удивило…
Мне бы хотелось...
Гимн картошке (Наталья Анишина)
Картофель – наш кумир народный!
Ему поем свой гимн земной.
С времен Петра в России модный,
Не зря зовется – «Хлеб второй».
То снег, то дождик с небосвода,
От неба милости не ждем.
Девиз у нашего народа:
Картошка есть – не пропадем!
Картофель и печём, и жарим,
Его кладем и в суп, и в борщ.
И эту истину мы знаем:
Вкуснее пищи не найдешь!
Едим картошку с хлебом, с солью,
Не мыслим без неё обед.
Мы все прониклись к ней любовью
На сотни лет, на сотни лет!
Гимн картошке (Наталья Анишина)
Картофель – наш кумир народный!
Ему поем свой гимн земной.
С времен Петра в России модный,
Не зря зовется – «Хлеб второй».
То снег, то дождик с небосвода,
От неба милости не ждем.
Девиз у нашего народа:
Картошка есть – не пропадем!
Картофель и печём, и жарим,
Его кладем и в суп, и в борщ.
И эту истину мы знаем:
Вкуснее пищи не найдешь!
Едим картошку с хлебом, с солью,
Не мыслим без неё обед.
Мы все прониклись к ней любовью
На сотни лет, на сотни лет!
Варить картофель тридцать минут. Размять картофель толкушкой. Картофель очистить от кожуры. Слить с картофеля воду. Промыть и порезать на две и четыре части.
За пять минут до готовности посолить.
Варить картофель тридцать минут. Размять картофель толкушкой. Картофель очистить от кожуры. Слить с картофеля воду. Промыть и порезать на две и четыре части.
За пять минут до готовности посолить.
Варить картофель тридцать минут. Размять картофель толкушкой. Картофель очистить от кожуры. Слить с картофеля воду. Промыть и порезать на две и четыре части.
За пять минут до готовности посолить.
Варить картофель тридцать минут. Размять картофель толкушкой. Картофель очистить от кожуры. Слить с картофеля воду. Промыть и порезать на две и четыре части.
За пять минут до готовности посолить.
Варить картофель тридцать минут. Размять картофель толкушкой. Картофель очистить от кожуры. Слить с картофеля воду. Промыть и порезать на две и четыре части.
За пять минут до готовности посолить.