СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка 4 класс Сочинение-описание по репродукции картины В.М. Васнецова«Иван Царевич на Сером волке»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка 4 класс Сочинение-описание по репродукции картины В.М. Васнецова«Иван Царевич на Сером волке»»

Урок русского языка в 4 Б классе 28.10.19

Тема: Сочинение-описание по репродукции картины В.М. Васнецова

«Иван Царевич на Сером волке»

Цель: учить писать сочинение-описание по картине.

Задачи:

  • учить определять тему, структурные компоненты текста, соотносить текст и содержание картины, осмысливать содержа­ние картины;

  • совершенствовать умение подбирать необходимые описания и повествования;

  • развивать воображение;

  • расширять словарный запас.

Планируемые результаты: учащиеся получат возможность научиться:

Предметные: 

  • писать сочинение с опорой на план, понимать мысли художника картины;

  • соотносить текст и содержание картины;

  • подбирать необходимые описания;

Метапредметные: 

Познавательные УУД: 

  • искать и выделять необходимую информацию; 

  • ставить и формулировать проблемы, рефлексия способов и условий действия, контроль (взаимоконтроль) и оценка процесса и результатов деятельности;

  • анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные УУД:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно;

  • волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; 

  • планирование.

Коммуникативные УУД: 

  • полно и точно выражать свои мысли в устной форме в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

  • владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные: 

проявлять интерес к уроку русского языка, сотрудничать с учителем и сверстниками.

Ход урока

Организационный момент

Самоопределение к деятельности

О какой сказке идёт речь?

«Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном.

И был у царя сад великолепный; росла в том саду яблоня с золотыми яблоками. Стал кто-то царский сад посещать, золотые яблоки воровать. Царю жалко стало свой сад. Посылает он туда караулы. Никакие караулы не могут уследить похитителя. Царь перестал и пить, и есть, затосковал. Сыновья отца утешают:

- Дорогой наш батюшка, не печалься, мы сами станем сад караулить…»

-«Иван Царевич и Серый Волк»

-Чем детские книги отличаются от взрослых книг? (есть иллюстрации)

-Кто рисует иллюстрации? (художники-иллюстраторы)

-У вас в картинной галерее есть не просто иллюстрация к сказке «Иван Царевич и Серый Волк», а репродукция картины, которая была написана к этой сказке.

-Кто автор этой картины? (Виктор Михайлович Васнецов)

-Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке? (писать описание картины)


Мы будем не просто описывать картину, нам нужно выразить свои чувства к этой картине, будем учиться писать сочинение по ре­продукции картины.

  • Попробуйте использовать наречия в вашем изложении.


  1. Работа по теме урока


  • Беседа по картине.

  • Какой эпизод сказки здесь изображён? («Помчался серый волк с Иваном — царевичем, с Еленой Прекрасной обратной дорогой — синие леса мимо глаз пропускает, реки, озера хвостом заметает… »)

  • Для того чтобы лучше нам понять замысел художника, вспомним, какие жанры живописи мы знаем. (Портрет, пейзаж, натюрморт.)

  • Что такое пейзаж? (Изображение картин природы.)

  • Что такое натюрморт? (Изображение различных предметов, цветов, фруктов и т. д.)

  • Что такое портрет? (Изображение человека.)

  • Посмотрите внимательно на эту картину. Как вы думаете, к какому жанру живописи её можно отнести? (Ответы детей.)

  • Трудно отнести картину к какому-то одному жанру — так тес­но переплелись здесь природа и человек.

  • Главный признак живописных полотен (в отличие от графики или скульптуры) — цвет. В живописи цвет играет основную роль. Он доносит до зрителя всё богатство и разнообразие красок окружающего мира.


  • Рассмотрим картину подробно.


  • Что изображено в нижней части картины? (Болото с кувшинками, сухая трава, чёрная земля.)

  • Что изображено в центре картины? (Серый волк, Иван Ца­ревич, Елена Прекрасная, дремучий непроходимый лес.)

  • Опишите верхнюю часть картины. (Неба не видно — деревья высокие, густые, но сквозь них брезжит свет.)

  • Какое настроение создаёт этот пейзаж? (Лес мрачный. Кру­гом опасности. Страшно. И т. д.)

  • Опишите персонажей картины: их лица, волосы, руки, оде­жду, позы.

  • Какое значение имеет цветовой контраст пейзажа? (Он от­ражает настроение картины.)

  • Какое значение имеет фон картины? (Он помогает передать настроение героев. Деревья-великаны могучего леса встают непроходимой стеной. Но перед Серым волком лес расступа­ется, он помогает героям.)

  • Как художник относится к своим героям? Почему вы так решили? (Ответы детей.)

  • Для чего художник изобразил яблоньку? (Она предвещает хороший конец, победу добра над злом. Она выжила и расцвела в этом дремучем лесу.)

  • Какова основная мысль картины?

  • Опишите чувства, которые вызывает у вас эта картина.


Физкультминутка


  1. Продолжение работы по теме урока

  • Работа по учебнику. Упр. 134 (с. 77).

  • Прочитайте, как отозвался об этой картине один из цените­лей русской живописи, меценат Савва Иванович Мамонтов.

  • Какие наречия встретились в отзыве С.И. Мамонтова? (Кругом, просто, непосредственно.)

  • Как помогают наречия выразить отношение к увиденному, услышанному?


  • Составление плана сочинения

План

    1. Художник-сказочник.

    2. Волшебный лес.

    3. Главные герои картины.

    4. Мое впечатление о картине.


  • Словарно-орфографическая работа

  • Подробно рассмотрим образы картины, подберём прила­гательные и наречия для их описания.

  • Что вы напишете о лесе? (Лес дремучий, глухой, древний, чёр­ное болото, цветущая яблонька)

  • Как вы опишете Ивана Царевича? (задумчивый, тревожный)

  • Что вы можете сказать о Елене Прекрасной? (уставшая, печальная)

  • Как скачет Серый волк? (Быстро, стремительно.)


  • Работа над сочинением

(Написание сочинения)

    1. Рефлексия

(Чтение и анализ нескольких сочинений.)

  • Оцените свою работу на уроке.


    1. Подведение итогов урока

  • С каким произведением живописи мы познакомились се­годня на уроке?

  • Что вы узнали о В.М. Васнецове, С.И. Мамонтове?

  • Какие умения пригодились вам при написании отзыва о картине?

Домашнее задание

Познакомиться с другими картинами В.М.Васнецова.

Примерное сочинение


Картину «Иван Царевич на сером волке» написал В. М. Васнецов к русской народной сказке «Иван Царевич и Серый волк». Здесь изображен побег Ивана Царевича и Елены Прекрасной на Сером волке.

На картине дремучий глухой лес. Высокие деревья загораживают небо, света почти не видно. Под ногами чёрное болота. Цветет только одна дикая яблонька рядом с героями картины.

В центре картины тревожный Иван Царевич держит на руках уставшую Елену Прекрасную. Сидят они на сером волке, который быстро скачет через сказочный лес.

Мне картина …..

Карточка-помощница

    1. Художник-сказочник.


Написал, к сказке, изображён побег

    1. Волшебный лес.


Дремучий, глухой, древний, небо, чёр­ное болото, цветущая яблонька

    1. Главные герои картины.


Задумчивый, тревожный,

уставшая, печальная,

быстро, стремительно.

    1. Мое впечатление о картине.