Название предмета
Русский язык 4 класс УМК «Начальная школа XXI века»
Тема урока
Морфологический разбор имени прилагательного.
Тип урока
Урок ознакомления с новым материалом.
Цель урока
Учить учащихся выполнять морфологический разбор имени прилагательного. Повторить признаки имени прилагательного.
Задачи урока
Познавательные УУД
ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы
Коммуникативные УУД
слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им
Регулятивные УУД
определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок
Личностные УУД
способность к самооценке
Оборудование урока
Доска, компьютер, проектор, учебник по русскому языку.
Оформление доски
(эскиз отражает план размещения наглядных пособий, записей на доске)
Число и классная работа.
Ход урока
(этапы и виды деятельности учителя и учащихся, перечень заданий для учащихся, материалы по теме урока, рисунки, схемы, таблицы и др.)
I. Организационный момент
– Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
II Введение.
Сегодня на уроке работаем в блоке «Как устроен наш язык». Значит какие вопросы будем рассматривать? Открываем учебник урок 19
– Вспомните, какими грамматическими признаками обладает имя прилагательное? (Признаки имени прилагательного бывают: постоянные (качественное, относительное или притяжательное); непостоянные (род, число, падеж)) Прочитайте пословицу.
У ленивой пряхи и для себя нет рубахи
– Найдите в этой пословице имя прилагательное.
– слово в начальной форме. (ленивый)
– Какие постоянные признаки есть у имён прилагательных? (Качественные, относительные и притяжательные прилагательные)
– Непостоянные признаки? (Род, число, падеж)
– Каким членом предложения является? (В предложении имя прилагательное может быть определением или сказуемым. В кратких прилагательных, в отличие от полных, могут быть только сказуемыми.)
– Кто из вас догадался, какова будет тема нашего урока?
III. Сообщение темы и цели урока
– Сегодня на уроке мы будем выполнять морфологический разбор имени прилагательного.
IV. Работа над новым материалом
– Работа по учебнику с. 44. Рассмотрите таблицу.
– Вспомните, чем похожи и чем различаются качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные.
Сходство: качественные и относительные прилагательные отвечают на вопрос какой? какая?; качественные, относительные и притяжательные прилагательные изменяются по родам, числам и падежам.
Отличие: качественные прилагательные обозначают различные качества предмета, это может быть: величина, возраст, цвет, внешний вид и т.д., имеют полную и краткую форму, имеют степени сравнения; относительные прилагательные обозначают признаки, свойства, качества, которые выражают отношение к другому предмету; притяжательные прилагательные обозначают признаки предмета по его принадлежности какому-нибудь человеку или животному. Отвечают на вопросы чей? чья? чье? чьи?
– Приведите свои примеры каждой группы. (Качественные прилагательные: легкий, тяжелый, молодой, синий, большой, красивый, больше, умнее; относительные прилагательные: железный, бумажный, деревянный; притяжательные прилагательные: мамин, бабушкин, лисий, волчий)
– Выполним упражнение 1 на с. 44. Распределите сочетания слов на три группы: 1) с притяжательными прилагательными, 2) с качественными, 3) с относительными. (устно).
Выполнение. Проверка.
V. Физкультминутка
VI. Знакомство с алгоритмом морфологического разбора имени прилагательного
– Посмотрите на с.45 алгоритм разбора имени прилагательного.
1.Назови часть речи.
2.Запиши слово в начальной форме.
3.Назови постоянный признак: качественное, относительное или притяжательное.
4.Перечисли непостоянные признаки: число, род, падеж.
5.Укажи, каким членом предложения является
VII.Вернемся к пословице.
Итак, ленивый проведем морфологический разбор.
1. (У) ленивой имя прил
2. Н.ф. – ленивый
3. Пост призн: качественное
4. Непост призн ж.р., ед ч, р.п.
5. В предложении является определением: у пряхи (какой?) ленивой
.
VIII. Закрепление изученного
– Выполняем на с. 46 упр. 3. Прочитай текст. Найди и выпиши из текста слово, которому можно жать такую характеристику: имя прилаг., качественное, в полной форме, В. п., ед. ч., ж. р. найдите в тексте относительное прилагательное, сделай его морфологический разбор.
Качественное прилагательное: за дикую (землю).
Он завоевывает огромный край, крутые скалы, гранитные утёсы.
1.Гранитные – имя прилагательное.
2.Н.Ф.-гранитный.
3. Пост. призн: относительное.
4.Непост. призн: Мн. ч., м. р., В.п.
5. В предложении является определением: утёсы (какие?) гранитные.
– Выполняем упр. 4 на с. 46. Выпиши из предложений имена прилагательные и выполни их морфологический разбор.
В лесу стоял осенний запах коры и сухих листьев.
1.Осенний – имя прилагательное.
2.Осенний.
3.Относительное.
4.Ед. ч., м. р., И. п.
5.В предложении является определением: запах (какой?) осенний.
Весна, весна! Как воздух чист!
1.Чист – имя прилагательное.
2.Н.Ф.-чистый.
3. Пост. призн: качественное.
4.Непост. призн: ед. ч., м. р.
5.В предложении является сказуемым: воздух (каков?) чист.
Как ясен небосклон!
1.Ясен – имя прилагательное.
2.Ясный.
3. Пост.призн: качественное.
4. Непост.призн: ед. ч., м. р.
5. В предложении является сказуемым: небосклон (каков?) ясен.
VIII. Итог урока
– Что мы сегодня изучали на уроке?
– Что нового сегодня узнали?
IX.Задание на дом
Уч урок 18 упр 3 ( ясен – морфологический разбор)
Литература, используемая при подготовке к уроку
Русский язык: Учебник для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – Ч. 1 / С.В. Иванов, М.И. Кузнецова и др. – М.: Вентана-Граф, 2014. 160 с.: ил. – (Начальная школа 21 века).