Урок русского языка во втором классе по теме «Слова, к которым нельзя задать вопрос. Междометия», по программе «Школа 2100». На уроке использовалась технология проблемного обучения, которая способствует стимулированию самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуску механизмов самообразования и самоорганизации. Помогает выделять причинно-следственные связи; отвергать ненужную или неверную информацию; понимать, как различные части информации связаны между собой; выделять ошибки в рассуждениях; делать выводы.
Ход урока.
Этапы урока | Учитель | Ответы ученика |
Актуализация знаний | Организационный момент, сообщение темы, целей: -Ребята, задача нашего урока- открытие новых знаний. Я уверена, вы все сегодня будете хорошо работать. Улыбнемся друг другу и начнем урок. Разминка «Да или Нет». (сигнальные карточки) Слово щука пишется с буквой Ю. Слово Крот начинается на звонкий согласный звук. Слова состоят из звуков, которые на письме обозначаются буквами. Начало предложения пишем с маленькой буквы. Слова, которые обозначают одушевленные предметы, отвечают на вопрос ЧТО? Односложные слова нельзя переносить. В слове воробей ударение падает на третий слог. Слова, отвечающие на вопросы: что делал? что сделает? обозначают действие предметов. Все согласные звуки перед буквой Е произносятся твердо. Гласный звук образует слог. Слова- признаки называют именами прилагательными. Чистописание. Разминку сделали. А сейчас минутка чистописания. Положите правильно тетрадки, сядьте ровно, постарайтесь весь урок быть внимательными и писать красиво. Запишем слоги: ги, ко, га, ку, гю, ке, кя, гу, ка. Выделите мягкие согласные. Словарная работа. Запишем под диктовку слова: рябина, ворона, пенал, ученик, язык, работа, дежурный, погода, мороз. Проверяем ключи к этим словам На какой вопрос отвечают эти слова? Какая это часть речи? Какие еще части речи знаете? А вот название еще одной части речи мы узнаем позднее. |   Нет Нет Да Нет Нет Да Да Да Нет Да Да Повторяем написание (строчных: г и к, заглавных: Г и К) Согласные звуки [К] – глухой звук; [Г] – звонкий звук. Могут быть твердыми или мягкими. Согласные смягчают гласные: И, Е, Ё, Ю, Я. ги, ко, га, ку, гю, ке, кя, гу, ка Заглавные буквы пишутся в именах людей, кличках животных, в начале предложения. Ключи к словарным словам (гласные буквы не проверяемые ударением) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 я о е е я а е о о Существительное Прилагательное, глагол. |
Постановка проблемы Открытие новых знаний | Проведем исследовательскую работу. Работаем по карточкам. Разделите слова на две группы: дом, золотая, синица, желтая, шар, ой, глухой, ух. сущ. прил. Почему в карточке 8 слов, а на экране мы видим 6? К какой части речи относятся слова: ух, ой? Какой части речи нет? Может быть, это глагол? Почему эти слова не подходят не к одной группе слов? Попробуйте задать к ним другие вопросы. Как бы вы назвали эти слова? В русском языке есть слова, к которым нельзя поставить вопрос. Это МЕЖДОМЕТИЯ. Особые слова эх, ух, ох, эй, ой, фу Их называют междометиями. Они выражают различные чувства, но не называют их. К словам междометиям нельзя поставить вопрос. Эти слова делают речь ярче, эмоциональнее, богаче. Итак, тема нашего урока «Междометия». В толковом словаре Ожегова значение этого слова объясняется так: междометие – это особая часть речи, которая не отвечает ни на какие вопросы, ничего не обозначает. Они помогают нам выражать разные чувства. | К этим словам не подходят вопросы, которые мы можем задать: к словам – предметам, к словам – признакам, к словам – действиям. К этим словам нельзя задать вопросы. Дети высказывают свои предложения. Озвучиваются разные варианты ответов. |
Физминутка | Услышите междометия, хлопаем и приседаем. Мне, - сказало междометье,- Интересно жить на свете. Выражаю поощренье, Похвалу, упрек, запрет. Благодарность, восхищенье, Возмущение, привет… Те, кого охватит страх, Произносят слово … АХ! У кого тяжелый вздох, Произносят слово… ОХ! Кто встречается с бедой, Произносят слово… ОЙ! Кто отстанет от друзей, Произносят слово… ЭЙ! У кого захватит дух, Произносят слово… УХ! Интересно жить на свете, Если знаешь МЕЖДОМЕТЬЯ. | |
Закрепление знаний Проверка знаний | Работа по учебнику: 1. Рассмотрите картинку. Катя и Вова увидели цветок. Что они сказали (примените междометия)? 2. Недавно мы читали сказку «Чиполлино», послушайте отрывок и назовите междометия: «Чиполлино ясно расслышал, как тяжело вздыхает кум Тыква: - Ох, это я во всем виноват! … Ах, если бы пришел Чиполлино и выручил нас из беды!» 3. Упражнение №103 стр. 66 Прочитайте предложение, найдите и прочитайте слова, которые выражают различные чувства. Как надо прочитать эти предложения? Прочитайте без междометий. Что заметили? Обратите внимание на знаки. Ах, как хорошо! Ух, как страшно! Ох, и устал я сегодня… Запишем эти предложения и составим к ним схемы. Ах, как хорошо! Ух, как страшно! Ох, и устал я сегодня! Самостоятельная работа по уровням (учащимся раздаются разноуровневые карточки) 1 уровень. Выпишите слова междометия. Кусты, орел, спускается, ах, листочки, ой, медведь, ух, фу, Москва, огород, земля, ай, ветер, эх, река. 2 уровень. Составьте предложения по схемам. Ой, ________! Ох, ______ ______ ___________! | Катя: - Ах, какая прелесть! Вова: - Ой, обычный цветок. Предложения стали беднее, и не всегда можно понять, как прочитать их. С какой интонацией. |
Домашнее задание | Девочкам. Выполнить упражнение № 104 стр. 66 Мальчикам. Найти в книгах и записать три предложения с междометиями. | |
Итог урока Рефлексия | Что узнали на уроке? Для чего нам нужны междометия? Чувства могут быть разные, поэтому важно всегда быть в хорошем настроении, поменьше жаловаться и охать, почаще улыбаться и находить радостные моменты в любых ситуациях. И, тогда, наверно, мы будем реже болеть и лучше сохраним свое здоровье. Оцените свою активность на уроке. если вам было легко выполнить задание, то выберите зеленый смайлик; если у вас были затруднения на уроке, то выберите желтый смайлик; если задания для вас были трудными, то выберите красный смайлик. |  О  ни помогают нам выражать чувства. |