Урок русского языка в 7 классе
«Дефис между частями слова в наречиях»
Составитель:
Добрынина Елена Михайловна,
учитель русского языка и литературы
Дефис между частями слова в наречиях
Цель урока: знакомство учащихся с условиями написания дефиса между частями слова в наречиях
Задачи: повторение написания прилагательных, местоимений с дефисом; знакомство обучающихся с условиями написания дефиса между частями слова в наречиях; формирование навыка написания дефиса между частями слова в наречиях; формирование умения отличать наречия от омонимичных частей речи.
Планируемые результаты в ходе урока:
Личностные: развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом.
Предметные: углубить знания учащихся о наречии, сформировать у учащихся понятие об условиях дефисного написания наречий; формировать навык нахождения наречий в тексте и правильно писать их; закрепить изученный материал по теме «Наречие», «Дефисное написание различных частей речи».
Регулятивные: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и по родовидовым признакам установления аналогий и причинно-следственных связей, построения, рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Познавательные: осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно).
Коммуникативные: уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; уметь работать в паре – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать; определять цели и функции участников, способствовать продуктивной кооперации.
Тип урока – урок объяснения нового материала.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, тесты
Методы: частично-поисковый, словесно-наглядный, проблемный при открытии нового материала.
Приёмы: работа с учебником, таблицей, карточками, самостоятельная работа, самоконтроль.
Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая, дифференцированная.
Подготовительная работа: раздаточный материал – Листы самооценки, шаблон таблицы по теме «Дефис между частями слова в наречиях», текс Ф.Д. Кривина «Рассказ про Лесоруба, которому до всего было дело».
Ход урока
Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Учитель: Добрый день! У вас хорошее настроение? Я надеюсь, оно останется с вами до конца урока. Садитесь за парты, настраивайтесь на работу.
Наш язык и скромен и богат,
В каждом слове скрыт чудесный клад.
Слово «высоко» произнеси –
И представишь сразу неба синь.
Вспомните наречие «светло» –
И увидишь: солнышко взошло.
Если скажешь ты «темно»,
Сразу вечер поглядит в окно,
Если скажешь «ароматно» ты.
Сразу вспомнишь ландыша цветы.
Ну, а если скажешь ты «красиво»,
Пред тобою – сразу вся Россия!
Иногда бывает вам желательно
Действие иль признак пояснить.
Это значит: нужно обязательно
Вам наречие на помощь пригласить.
СЛАЙД 1
ΙΙ Актуализация опорных знаний.
Мы с вами изучаем очень интересную часть речи. М.Горький говорил о ней: «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной и выразительной».
-Что такое наречие? Что вы знаете о наречиях? (ответы уч-ся).
Да вы уже настоящие знатоки. А знакомы ли вы с телеигрой «Что? Где? Когда?»? Я предлагаю сыграть в игру «Что? Где? Почему?». Правила игры похожи. Вы будете командой знатоков, только на обдумывание будет даваться всего 10 секунд. Зато тема узкая «Правописание наречий». А в роли телезрителей согласились быть мои бывшие ученики. Каждый ответивший фиксирует свой результат в листе самооценки. (5-0 баллов)
СЛАЙД 2
1) С вами играет Любава Кобылина, студентка медицинского колледжа.
Внимание, вопрос.
Найдите наречия в данных предложениях и объясните правописание.
День прошел (в) пустую.
Мы вошли (в) пустую комнату.
Правильный ответ:
День прошел (как?) впустую, то есть зря. Это наречие.
Мы вошли в пустую комнату. В комнату (какую?) пустую. Это прилагательное.
СЛАЙД 3
2) С вами играет Иван Кормачев, студент медицинской академии.
Вопрос: найдите и объясните написание наречия.
Алексей завернулся в плащ, мужественно подавляя волнение.
Ответ: мужественно пишется нн, так как образовано от прилагательного мужественный.
СЛАЙД 4
3) С вами согласился сыграть Иван Колебакин, служит в рядах вооруженных сил Российско Федерации.
Звучит его вопрос: «Как пишется НЕ с наречиями?»
Я отвечал (не) уверенно, а сбивчиво.
Ответ: Не с наречием уверенно пишется раздельно, есть противопоставление с союзом а.
СЛАЙД 5
4) Играет Александр Кедровский, студент юридического университета.
Задание. Объясните правописание букв после шипящих.
В лесу стало свежо от утренней росы.
Ответ: свежо, в наречиях после шипящих пишется под ударением –О, без ударения –Е. Исключение ещё.
СЛАЙД 6
5) Играет Марина Минина, студентка юридического университета.
Найти наречие и рассказать о правописании.
Мокрые ветки то слева, то справа ложатся на плечи.
Ответ: слева, справа. ( в наречиях, образованных от прилагательных и существительных с помощью приставок ИЗ-, ДО-, С-, пишется суффикс А).
Молодцы. Вы стали почетными членами клуба «Что? Где? Почему?»
Мы вспомнили правила написания многих наречий. А как вы думаете, правописание всех наречий вы уже знаете?
СЛАЙД 7
Повторение изученного материала, необходимого для «открытия новых знаний и умений»
Учитель: А какой раздел языкознания занимается изучением правописания слов? (изучением правописания слов занимается орфография).
Открываем тетради, записываем число, классная работа, оставьте строчку для написания темы урока.
Учитель: А теперь словарная работа. (У доски по очереди 4 ученика)
Нежно-голубой, юго-запад, пол-арбуза, / кое-кто, русско-английский, диван-кровать, / яркие-яркие гирлянды, горько-соленый огурец, ярко-бурые листья,/ кто-подарит, кто-нибудь увидит, ушёл куда-то.
Взаимопроверка. Оценивание: 5 – 0 ошибок, 1-2 ошибки – 4, 3-5 ошибок – 3, более 5 – 2.
- Догадались ли вы, как пишется последнее слово? Почему вы так решили?
ΙII. Изучение и объяснение нового материала.
СЛАЙД 8
1)Учитель: Написание данных слов подчиняется определенным правилам, а именно правописание через дефис имен существительных, имен прилагательных, местоимений. Как вы думаете, а какую тему мы будем изучать?
- Дефис между частями слова в наречиях. Запишем ее в тетрадь. СЛАЙД 9
- Что сегодня мы должны узнать на уроке? Какие цели должны поставить перед собой?
- Узнать, когда наречия пишутся через дефис, то есть условия дефисного написания наречий, научиться находить наречия в тексте и писать их правильно (слайд №5).
2) Посмотрите, понаблюдайте. Новая тема.
СЛАЙД 10
Когда-то | Во-первых | По-новому | По-волчьи | Еле-еле |
Где-либо | Во-вторых | По-моему | По-немецки | Чуть-чуть |
Где-нибудь | В-пятых | По-твоему | По-дружески | Мало-помалу |
Кое-где | В-седьмых | По-прежнему | По-московски | Точь-в-точь |
Вопросы:
- Как пишутся эти наречия?
-Давайте ещё раз обратимся к наречиям из таблицы.
-Есть ли у вас варианты ответов, когда наречия пишутся через дефис? При помощи чего они образованы? Каким способом они образованы?
3). Объяснение новой темы. ( На экране таблица) (СЛАЙДЫ 11-13)
Дефис в наречиях
где – то,
/\
когда – нибудь
/\ суффиксальный
где – либо способ
/\
откуда – то
¬
кое – где
¬ приставочный
кое – куда способ
где – то,
¬ /\
во – первых ( от первый )
¬ /\
в – третьих (от третий)
¬ /\
по - вашему (от ваш)
¬ /\
одет по- зимнему (от зимний)
¬ /\
по – новому (от новый)
¬ /\
поступил по – товарищески (от товарищеский )
приставочно – суффиксальный способ
близко – близко повтор слов
еле – еле
видимо – невидимо
мало – помалу - повтор того же корня, осложненного
приставками и суффиксами
нежданно – негаданно повтор синонимов
Отдельно записываем наречия точь-в-точь, бок о бок.
Итак, сделаем вывод. Когда в наречиях пишется дефис?
На основе полученных знаний и материала учебника стр. 112-114 заполните Кластер по теме «Дефис между частями слова в наречиях».
V. Работа со словарными словами.
Учитель: Обратите внимание, на с.119 помещены слова в рамочке. Что это за слова?
(Словарные)
СЛАЙД 15
Эти слова на слайде, обратите на них внимание, запишите их в тетрадь.
Давным-давно
Волей-неволей
Видимо-невидимо
Мало-помалу
Точь-в-точь
бок о бок
шиворот-навыворот
Все ли слова нам необходимо запомнить или правописание большинства из них объяснимо? (правописание большинства объяснимо.)
Учитель: Правописание каких наречий можно объяснить? ( Давным – давно, волей- неволей, видимо – невидимо, мало – помалу, шиворот-навыворот, а запомнить надо правописание наречий бок о бок и точь-в-точь)
Учитель рассказывает об этимологии слова шиворот-навыворот
В настоящее время эти слова означают – наоборот, наизнанку. А было время, когда они связывались с позорным наказанием. Пойманного вора или другого преступника одевали в вывороченную одежду и в таком виде вели к ответу. Шиворот-навыворот означало – одежда, вывороченная наизнанку в наказание. Впоследствии шиворот-навыворот стало означать: сделать или сказать наоборот, противоположное тому, что надо, перепутать.
VΙ . Физкультминутка.
Повороты головы вправо, влево, вперед, назад, круг в левую сторону, в правую сторону, руки вытянули вверх и потянулись.
VΙΙ. Закрепление нового материала
Задание 1. Наречия с приставками надо отличать от похожих сочетаний предлогов с разными частями речи. Запишем предложения: СЛАЙД 16
Сегодня на улице по-зимнему холодно.
По зимнему лесу разносилось щебетание птиц.
Учитель: Эти слова отличаются друг от друга в произношении? (нет!).
А чем отличаются данные слова в значении и написании? (наречие обозначает признак действия, а прилагательное обозначает признак предмета, отвечают на разные вопросы и, соответственно, пишутся по-разному).
В русском языке такие слова называются омофоны - так называемые фонетические омонимы (слова, совпадающие по звучанию, но различные по написанию и значению),
- Так зачем же мы все-таки ставим вопрос? (Для определения части речи.)
1.НАРЕЧИЕ
относится к глаголу или наречию
не изменяется
2. ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
относится к существительному
изменяется по родам, числам, падежам
Задание 2. Работа с текстом.
А теперь я вам предлагаю обратиться к тексту, который лежит у всех на столах. Текст создан по мотивам сказки Феликса Давыдовича Кривина. Чтение
Рассказ про Лесоруба, которому до всего было дело
Когда_то давным_давно в одном городе потеряли улыбку. Никто не знал, откуда взялась эта странная болезнь. Местные медики ежедневно изучали причины её возникновения.
– По_моему, это что-то желудочное, – говорил доктор Касторка.
– А, по_моему, это простудное заболевание, – возражал доктор Стрептоцид.
Никак не могли прийти к единому решению.А люди сначала стали грубо разговаривать друг с другом. Мало_помалу совсем перестали общаться. В это самое время нежданно-негаданно в город пришел Лесоруб. По пути в город он увидел человека, который тонул в реке, никак не мог выбраться на берег. Никто не помог ему – никто не хотел беспокоиться по_пустому.
– Тонешь? – спросил Лесоруб, собираясь помочь.
– Не твоё дело, – буркнул тот и ушел под воду.
Лесоруб бросился в реку, вытащил человека на берег.
– Что ты сопротивляешься, я же тебя спасти хотел?
– Откуда же я знал, что ты хочешь меня спасти. У нас это не принято.
Они по_братски обнялись, по_дружески попрощались.
Лесоруб пошел дальше. Вскоре весь город говорил о нем. Говорили, что он во все вмешивается, до всего ему есть дело.
Сначала отнеслись к этому с улыбкой (это была первая улыбка за долгое время), потом захотели подружиться с веселым Лесорубом. Правда, кое где ещё встречались люди, которые не хотели жить по новому, но Лесорубу удалось убедить и их, что надо поступать по иному.
В одно прекрасное утро профессор Пенициллин выглянул в окно, и слово “чепуха” застряло у него в горле – он увидел улыбающиеся лица.
По плану больницы борьба с эпидемией была рассчитана на год, и профессор собирался вести работу по прежнему. Он хотел было сказать: “Не мое дело”, но вошедший Лесоруб перебил его.
– Молчите, профессор. Не произносите эту фразу, ведь она и есть причина заболевания.
Так кончилась эпидемия. На улицах стало по весеннему празднично.
А Лесоруб пошел дальше. Во первых, он выполнил свое дело: люди перестали вести себя по глупому. Во вторых, где нибудь ещё может быть нужна его помощь.
По мотивам сказки Ф.Д.Кривина
Обсуждение
-Что стало причиной эпидемии в городе? (“Не твое дело” – равнодушие)
-Как проявлялась болезнь? Какие симптомы, признаки болезни появились? (Исчезли улыбки, радость)
-Как зовут докторов? (Это названия лекарств)
-Какие причины заболевания они находят? (Что-то желудочное, простудное)
СУ: существует около 300 определений понятия “здоровье”. По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).
Здоровье – состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни.
Физическое – это состояние роста и развития органов и систем организма;
Психическое – состояние душевного комфорта, побуждение к созидательной деятельности;
Социальное – состояние личности в обществе (в школе, семье и т.д.), оценка своего “я”;
Нравственное – наличие системы ценностей у человека (милосердия, добра, любви, красоты).
-Какое здоровье хотели лечить доктора? А какое надо было лечить?
-Кому удалось победить болезнь? Какой он? (Лесорубу – веселому, неравнодушному)
-Что нам нужно сделать, чтобы не заболеть такой болезнью? (Не быть равнодушным, улыбаться, делать добрые дела)
Задание по тексту. В тексте встретилось много наречий. Я предлагаю поработать над ними в парах. Графически объяснить их правописание, прямо в тексте карандашом.
После сам. работы перечислите эти наречия. Будьте готовы объяснить их правописание.
VIΙΙ. Подведение итогов.
Учитель: Заканчивая урок, мне бы хотелось услышать от вас следующее:
С какой орфограммой вы познакомились сегодня на уроке (дефис в наречиях)
Когда наречия мы пишем через дефис?
Цели достигнуты?
Повторили орфограмму дефис в словах разных частей речи?
Познакомились с условиями написания наречия через дефис?
Умеем определять условия постановки дефиса между частями слова в наречиях?
Умеем отличать наречия от других частей речи?
ΙX . Домашнее задание (на выбор).
Выучить правило, повторить словарные слова, одно из заданий на выбор:
- Самодиктант (составить по 3 словосочетания (глагол + наречие, прилагательное + наречие, существительное + наречие), в которых будут употреблены наречия, которые пишутся через дефис, графически выделить орфограммы).
- упр. 279 (по заданию)
- упр. 280 (по заданию)
Оценивание учителем за работу на уроке + анализ Листов самооценки.
ПРИЛОЖЕНИЯ.
Оценочный лист ученика 7 В класса: __________________
1 – е задание («Что? Где? Почему?»). | 2 – е задание (словарный диктант). | Кластер | 3-е задание (работа с тектом). | Устные ответы (+ или -) | ИТОГ |
| | | | | |
КЛАСТЕР «Дефис между частями слова в наречиях»
НАРЕЧИЕ
1. Кое-где, где-либо, где-то, где-нибудь.
2. По-новому, по-моему, по-прежнему.
3. По-волчьи, по-немецки, по-дружески.
4. Во-первых, во-вторых, в-третьих.
5. Чуть-чуть, мало-помалу, крепко-накрепко, еле-еле
Текст создан по мотивам сказки Феликса Давыдовича Кривина. Чтение
Рассказ про Лесоруба, которому до всего было дело
Когда_то давным_давно в одном городе потеряли улыбку. Никто не знал, откуда взялась эта странная болезнь. Местные медики ежедневно изучали причины её возникновения.
– По_моему, это что-то желудочное, – говорил доктор Касторка.
– А, по_моему, это простудное заболевание, – возражал доктор Стрептоцид.
Никак не могли прийти к единому решению.А люди сначала стали грубо разговаривать друг с другом. Мало_помалу совсем перестали общаться. В это самое время нежданно-негаданно в город пришел Лесоруб. По пути в город он увидел человека, который тонул в реке, никак не мог выбраться на берег. Никто не помог ему – никто не хотел беспокоиться по_пустому.
– Тонешь? – спросил Лесоруб, собираясь помочь.
– Не твоё дело, – буркнул тот и ушел под воду.
Лесоруб бросился в реку, вытащил человека на берег.
– Что ты сопротивляешься, я же тебя спасти хотел?
– Откуда же я знал, что ты хочешь меня спасти. У нас это не принято.
Они по_братски обнялись, по_дружески попрощались.
Лесоруб пошел дальше. Вскоре весь город говорил о нем. Говорили, что он во все вмешивается, до всего ему есть дело.
Сначала отнеслись к этому с улыбкой (это была первая улыбка за долгое время), потом захотели подружиться с веселым Лесорубом. Правда, кое где ещё встречались люди, которые не хотели жить по новому, но Лесорубу удалось убедить и их, что надо поступать по иному.
В одно прекрасное утро профессор Пенициллин выглянул в окно, и слово “чепуха” застряло у него в горле – он увидел улыбающиеся лица.
По плану больницы борьба с эпидемией была рассчитана на год, и профессор собирался вести работу по прежнему. Он хотел было сказать: “Не мое дело”, но вошедший Лесоруб перебил его.
– Молчите, профессор. Не произносите эту фразу, ведь она и есть причина заболевания.
Так кончилась эпидемия. На улицах стало по весеннему празднично.
А Лесоруб пошел дальше. Во первых, он выполнил свое дело: люди перестали вести себя по глупому. Во вторых, где нибудь ещё может быть нужна его помощь.