СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка 8 класс Тире между подлежащим и сказуемым.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краткая аннотация урока

 

Актуальность темы обусловлена тем, что она в ходит в экзаменационный обязательный материал для сдачи ОГЭ (определение грамматической основы предложения, различение имре в простом предложении, в предложении с прямой речью, в бессоюзном сложном предложении), ЕГЭ (определение саязей между предложениями в составе сложного).

Цель урока: ознакомить учащихся с условиями постановки тире между подлежащим и сказуемым. Задачи способствуют достижению заявленной цели.

 

Используются продуктивный, частично-поисковый метод. Приемы: пед. Наблюдение, беседа, устный опрос, целеполагание, самостоятельная работа, рефлексия, взаимопроверка, самопроверка.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в паре.

Использование данных приемов, методов, разных форм работы  способствовало формированию регулятивных УУД:

-целеполагание;

-планирование;

-контроль;

-коррекция;

-оценка.

Познавательных УУД:

-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-рефлексия способов и условий действия, контроли оценка процесса и результатов деятельности;

-определение основной и второстепенной информации;

-постановка и формулирование проблемы;

-самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера;

-построение логической цепи рассуждений;

-выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативных УУД:

-постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

-управление поведением партнера -контроль, коррекция, оценка действий партнера;

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

-владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка.

 

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

Место и роль темы в курсе (предмета). Весь курс русского языка в 8 классе посвящен разделу «Синтаксис и пунктуация». Тема «Простое предложение» является ключевой. На тему «Главные члены предложения» отводится 9 часов, из них 2 часа на тему «Тире между подлежащим и сказуемым».

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка 8 класс Тире между подлежащим и сказуемым.»


































Урок русского языка 8 класс


Тире между подлежащим и сказуемым.

Цель деятельности
учителя

Ознакомить учащихся с условиями постановки тире между подлежащим и сказуемым.


Тип урока

урок усвоения новых знаний

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать правило постановки тире в простых предложениях; различать по смыслу подлежащее и сказуемое.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета, свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

УМК

«Русский язык. 8 класс» Л.А.Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.Н.Александрова - М.: Просвещение
















Краткая аннотация урока


Актуальность темы обусловлена тем, что она в ходит в экзаменационный обязательный материал для сдачи ОГЭ (определение грамматической основы предложения, различение имре в простом предложении, в предложении с прямой речью, в бессоюзном сложном предложении), ЕГЭ (определение саязей между предложениями в составе сложного).

Цель урока: ознакомить учащихся с условиями постановки тире между подлежащим и сказуемым. Задачи способствуют достижению заявленной цели.


Используются продуктивный, частично-поисковый метод. Приемы: пед. Наблюдение, беседа, устный опрос, целеполагание, самостоятельная работа, рефлексия, взаимопроверка, самопроверка.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в паре.

Использование данных приемов, методов, разных форм работы способствовало формированию регулятивных УУД:

-целеполагание;

-планирование;

-контроль;

-коррекция;

-оценка.

Познавательных УУД:

-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-рефлексия способов и условий действия, контроли оценка процесса и результатов деятельности;

-определение основной и второстепенной информации;

-постановка и формулирование проблемы;

-самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера;

-построение логической цепи рассуждений;

-выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативных УУД:

-постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

-управление поведением партнера -контроль, коррекция, оценка действий партнера;

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

-владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка.


Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

Место и роль темы в курсе (предмета). Весь курс русского языка в 8 классе посвящен разделу «Синтаксис и пунктуация». Тема «Простое предложение» является ключевой. На тему «Главные члены предложения» отводится 9 часов, из них 2 часа на тему «Тире между подлежащим и сказуемым».



Дидактический анализ и содержание материала.

Для организации учебной деятельности и мотивации учащихся, на уроке выбраны следующие методы и приемы:

1. По источнику знаний:

1) словесные.

2) наглядные.

3) практические.


2. В зависимости от характера познавательной деятельности:

1) продуктивный метод.

2) частично – поисковый


3.По дидактическим целям:


1) метод усвоения новых знаний.

2) метод повторения, закрепления знаний.

3) метод применения знаний.


На уроке использованы следующие формы работы:

  1. фронтальная

  2. самостоятельная

  3. индивидуальная

  4. учебный диалог

  5. работа в паре.





Соблюдены принципы научности и доступности предлагаемой учебной информации. Все задания посильны для учащихся. Решение поставленной проблемы на уроке - пример связи теории с практикой.

Дидактическая сторона урока

  1. Материал доступен для понимания.

  2. Этапы урока взаимосвязаны и последовательны

  3. Дети сами решают учебную проблему

  4. Обучающиеся понимали вопросы и находили на них ответы

  5. Использованы различные методы рефлексии.


Методическая сторона урока

Урок целенаправлен. Составлен в соответствии с современными требованиями к уроку.

Продуманы и решены в единстве цель и задачи. Обеспечена практическая направленность учебного процесса, на уроке созданы условия для применения учащимися полученных знаний на практике.

Психологическая сторона урока

Создана эмоциональная атмосфера, побуждающая к активному мышлению учащихся, способствующая созданию ситуации успеха.

Гигиенические требования к уроку

Учтены санитарно – гигиенические требования.

Время урока организовано продуктивно за счет продуманной структуры его организации. Запланировано чередование видов деятельности

























Технологическая карта урока.

Этапы
урока. Методы и формы работы.

Деятельность учителя

Содержание материала

Деятельность
учащихся

УУД

1

2

3

4

5

Этап мотивации

(организационный момент).

Методы:

 беседа, пед.наблюде-ние.

Форма работы: фронтальная


Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

подготовить обучающихся к работе на уроке;

проверить подготовленность рабочего места  учащихся к уроку, 

организовать внимание класса к работе на уроке,

включить в учебный ритм, 

создать положительный, эмоциональ-ный настрой у обучающихся

Приветствие учителя на данном этапе усиливает мотивы  обучающихся, ориентирует на предстоящую деятельность.

Сегодня мы продолжим работу с большим и интересным разделом русского языкознания – синтаксисом и его основной единицей-предложением, но узнаем новое о грамматической основе предложения и знаках препинания в нем.

Результат: полная готовность класса к работе; быстрое включение учащихся в деловой ритм.

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: 

эмоционально настроиться на предстоящую учебную деятельность

Личност-ные: положительно относятся к учению,
познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познава-тельные: осознают познавательную задачу.

Регулятив-ные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей

Этап актуализации (актуализация опорных знаний).


Синтаксическая пятиминутка.


Формы работы: индивидуаль-ная, фронтальная.

Метод:  практический.


Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

определить уровень знаний обучающихся о грамматической основе предложения, способах ее выражения и знаках препинания в предложении.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Метод:  практический.


1.Списать предложения с доски.


1)Летний вечер тих и ясен.(А. Фет.)

2) Золотой метелью мчи(т,ть)ся ж..лтый лист. (Ф. Глинка.)

3)Мес..ность равни(н,нн)а, и река (с,з)десь широка и дли(н,нн)а.

4) Мы медле(н,нн)о стали пр..бл..жа(т,ть)ся к вершине горы.

5) По Северному морскому пути в это лето сновал(о,и) великое множество судов.


1. Дать характеристику предложениям по цели высказывания, эмоциональной окраске и количеству грамматических основ 


2.Найти грамматические основы предложения и определить способ их выражения


3.Решить орфографические задачи.


дают первичную характеристику предложению, находят грамматическую основу, видят в словах изученные орфограммы, графически обозначать орфограммы;

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятель-ности.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы

Этап постановки проблемы.

Форма работы: работа в парах.

Метод:  проблемно-поисковый .


Организовать деятельность обучающихся на поиск решения проблемы;

стимулировать познавательную активность через прием создания проблемной ситуации: затруднения - практическое задание сходное с предыдущим. 


Задание: 1.записать предложение, при необходимости расставить знаки препинания.


1)Жизнь прекрасна и удивительна!

2)Сияют переливаются купола собора.

3)Незнакомка долго пыталась раскрыть зонт.

4)Краткость достоинство прозы.


2.Определить грамматическую основу предложения.


3.Определение какого члена предложения вызывает трудности ?


4.Какие интонационные особенности возникали при прочтении?


5.Каким знаком препинания может выражаться интонационная пауза между подлежащим и сказуемым?


Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения;
в сотрудничестве с учителем и од-

ноклассниками делают выводы. Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: 

увидеть проблему, осознать, принять и предложить способы её решения.

Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков, осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Этап целеполагания. Поиск решения проблемы.

Форма работы: фронтальная беседа

Метод: словесный (беседа) .


Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: формулирование темы и целей урока обучающимися.

Принятая цель сохраняется при выполнении учебных действий и регулирует весь процесс их выполнения.


– Вспомните правило, которое необходимо применить при характеристике последнего предложения.


– Это не единственное условие постановки тире между подлежащим и сказуемым, и сегодня мы продолжим разговор на эту тему.

Сформулируйте тему урока 


(«Тире между подлежащим и сказуемым»)


Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: 

сформулировать тему и цели    урока;

сотрудничать в учебном процессе со сверстниками, отстаивая свою точку зрения и принимая позицию других.


Результат: цели и задачи сформулированы обучающимися в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

Этап построения проекта решения проблемы (построение алгоритма).


Методы: поисковый.

Форма работы: работа в парах.


Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: организовать совместную работу обучающихся по построению алгоритма постановки тире между подлежащим и сказуемым.


Организована работа обучающихся с целью выработки порядка действий по постановке тире между подлежащим и сказуемом на основе предложенного материала.  Развивать у обучающихся умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнеров по деятельности для дальнейшей работы.



Выполнение упражнения 153 (устно). По мере анализа примеров составляется схема:


Тире между подлежащим и сказуемым ставится в следующих случаях:

Сущ. И.п. — сущ. И.п.

Числ. И.п. — числ. И.п.

Сущ. И.п. — числ. И.п. 

Числ. И.п. — сущ. И.п.

Сущ. И.п. — н. ф. глаг. 

Н. ф. глаг. — сущ. И.п.

Н. ф. глаг.  — н. ф. глаг.

_____ — это

_____ — вот

_____ — значит



Тире между подлежащим и сказуемым  не ставится в следующих случаях:

Личное мест. сущ.

Сущ. И.п. не сущ. И.п.

Но: Н. ф. глаг. — не н. ф. глаг.

Сущ. вводн. слово,  союзытоже, также,  лишь и др. сущ.

Сущ. прилаг.

Сущ. есть сущ.


Выполнение теста с самопроверкой и взаимопроверкой

Вариант 1

Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.

  1. Ученье вот чума, ученость вот причина…

  2. Самые счастливые люди невежды, а слава удача.

  3. Федор знал, что Артем свой парень.

  4. Море чудесное, синее, нежное.

  5. Лень есть лень, слабость есть слабость.

Вариант 2

Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.

  1. Моя солдатская шинель как печать отвержения.

  2. Но объяснение не оправдание.

  3. Книги корабли мысли, странствующие по волнам времени.

  4. Твои речи будто острый нож.

  5. Преодолеть препятствие вот наша задача.



Задание: записать предложения, распределив их на 2 группы.

  1. Наша задача – хорошо учиться.

  2. Ум без книги как птица без крыльев.

  3. Старость не радость.

  4. Человек вот правда жизни.

  5. Люди как реки.

  6. Великое дело новость.

  7. Пятью пять двадцать пять.

  8. Погода несносная дорога скверная.

  9. Татьяна не дитя.

  10. Говорить не думая – стрелять не целясь.

  11. Он порча, он чума, он язва здешних мест.

  12. Читать – значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное.

  13. Сердце не камень.

  14. Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь – исключение из правила.


Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: 

научиться определять случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым


Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по алгоритму (закрепление изученного материала).


Форма работы: работа в паре.

Метод: поисковый, практический.


Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:развивать умение логически строить цепь собственных суждений;

формировать умение взаимодействовать  по ходу выполнения задания;

развивать  умение  слушать собеседника в ходе совместной работы

В ходе выполнения заданий установить связи между отдельными операциями, выполнять действия по алгоритму, уметь выстраивать логическую цепь рассуждении, задавать вопросы, помогающие участникам учебного процесса обнаружить ошибки и верно скорректировать дальнейшую работу. 

Программированный диктант.

На листках напишите цифры от 1 до 10, которые будут обозначать номера предложений. Если в предложении нужно поставить тире, то напротив номера этого предложения поставьте знак плюс, если не нужно ставить тире – знак минус.

-

Труд как блестящая сталь.

+

О решенном говорить – только путать.

+

Беседовать с писателями других веков – значит путешествовать.

-

Бедность не порок.

-

Июнь лишь начало лета.

-

Онегин не холодный, не сухой, не бездушный человек.

+

Сердце наше – вечная тайна для нас самих.

+

Знать много языков – значит иметь много ключей к одному замку.

+

Искусство – это мышление в образах.

+

Память - одно из важнейших свойств бытия.



Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

научиться применять полученные знания на практическом уровне с учетом своих возможностей.



Выполняют упражнения

Познава-тельные: приобретают умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.


Метод: устный опрос.

Форма работы: фронтальная.



Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

развивать  навыки самооценки; 

определить уровень достижения поставленных задач в течение урока;

формировать адекватную самооценку у обучающихся;

обеспечить дальнейшую работу по коррекции знаний и способов действий.


Аргументация выставленных отметок, замечания по уроку. 

Организация учебного сотрудничества учителя с учеником, основанного на взаимном уважении, доверии и признании индивидуальности каждого обучающегося.


Развитие способностей учащихся разумно и объективно анализировать свои суждения, свою деятельность с точки зрения соответствия темы и целей урока.

Мне понравилось на уроке…

Сегодня я понял, что…


 -Какую задачу поставили на уроке?


-Кому было легко выполнить задание?


-Что вам помогало? 


-У кого возникли трудности?


-Чем будем заниматься на следующем уроке?


Определяют свое эмоциональное состояние
на уроке;
заполняют дневники достижений


Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: 

оценить значимость учебных действий для самого себя..


Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования.

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний и операционных, исследовательских, аналитических умений; приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу

Задание на дом.


Метод: словесный.

Форма работы: индивидуальная.


Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

 сообщить учащимся о домашнем задании;

проверить уровень овладения изучаемого материала. 


Информация о домашнем задании, проверка того, как учащиеся поняли содержание работы и способов её выполнения, соответствие содержания домашней работы уровню обученности учащихся. Домашнее задание представлено  с учетом возможностей обучающихся.


Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: 

понимание содержания домашнего задания и путей их реализации

Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования.

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний и операционных, исследовательских, аналитических умений; приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: организовывают свою работу









Анализ урока

(с позиции соответствия требованиям ФГОС ООО)

 Предмет:  русский язык

Тема урока: Тире между подлежащим и сказуемым

Каков вклад урока в целом в  образователь-ные достижения обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС ООО?

Урок активизировал следующие образовательные достижения обучающихся:

Предметные: 

-расширение и систематизация научных знаний о языке;

осознание взаимосвязи его уровней и единиц;

освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка;

-формирование навыков синтаксического анализа предложения.

Метапредметные: 

-умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе;

-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 

-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи.

Личностные: 

-формирование мотивации к обучению и коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.


Какова цель урока? 

Чья цель: 

учителя и учеников?


Цель урока: развивать умения обучающихся определять грамматическую основу предложения,  определять случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым

Цель урока предусматривала решение следующих задач:

-развивать умения определять главные члены предложения, способы их выражения;

-формировать умение правильно строить предложение;

-формировать умение составлять алгоритм применения правила;

-формировать навыки письма в области орфографии;

-развивать умения выполнять логические операции;

 -расширять словарный запас обучающихся; 

-развивать интерес  к  русскому языку;

-формировать личностный смысл учения у обучающихся;

-формировать  ответственность, самостоятельность, чувство товарищества, умения работать в коллективе.


Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: 

сформулировать тему и цели    урока через проблемную ситуацию;

сотрудничать в учебном процессе со сверстниками, отстаивая свою точку зрения и принимая позицию других.

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: формулирование темы и целей урока обучающимися.

Принятая цель сохраняется при выполнении учебных действий и регулирует весь процесс их выполнения.

Форма работы: фронтальная беседа

Метод: словесный (беседа)

-Сформулируйте тему урока 

«Тире между подлежащим и сказуемым»

Результат: цели и задачи сформулированы обучающимися в сотрудничестве с учителем.

Результат, заключенный в цели урока в целом отражает требования ФГОС ООО, а именно:

1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 

2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Реальный результат урока полностью соответствует его цели:

выработан порядок действий по постановке тире между подлежащим и сказуемом на основе предложенного материала.

Соответствует ли схема построения урока его цели и приоритетам ФГОС ООО?

Использовалась следующая схема построения урока:

1. Этап мотивации

(организационный момент).


2. Этап актуализации (актуализация опорных знаний).

3. Этап постановки проблемы.

4. Этап целеполагания. Поиск решения проблемы.

5. Этап построения проекта решения проблемы (построение алгоритма).

6. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по алгоритму (закрепление изученного материала).

7. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

8. Задание на дом.


Схема построения урока соответствует его цели и приоритетам ФГОС ООО:

-обращение к ученикам с предложением выдвигать гипотезы, делать предположения 


Прочитайте друг другу предложения.

  1. Жизнь прекрасна и удивительна!

  2. Сияют переливаются купола собора.

  3. Незнакомка долго пыталась раскрыть зонт.

  4. Краткость достоинство прозы.

Постарайтесь определить грамматическую основу предложения.

Определение какого члена предложения вызывает трудности ?

Какие интонационные особенности возникали при прочтении?

Каким знаком препинания может выражаться интонационная пауза между подлежащим и сказуемым?

-организована работа в парах с целью развивать у обучающихся умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнеров по деятельности для дальнейшей работы.


-использовались приёмы работы с классом, подчёркивающие динамику изменений в образовательных достижениях учеников – в знаниях, действиях, личностных новообразованиях:  в ходе выполнения заданий устанавливались связи между отдельными операциями; выполнялись действия по алгоритму с целью выработки умения выстраивать логическую цепь рассуждении;  задавались вопросы, помогающие участникам учебного процесса обнаружить ошибки и верно скорректировать дальнейшую работу


 Вывод: урок,  развивающий в деятельности

Удачно ли подобрано содержание урока для достижения цели?

Соответствует ли содержание урока приоритетам ФГОС ООО?

Деятельностно организована работа с содержанием образования на уроке, который соответствует приоритетам ФГОС: 

- На этапе актуализации актуализация опорных знаний проводилась синтаксическая пятиминутка

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: 

уметь давать характеристику предложению по цели высказывания, эмоциональной окраске и количеству грамматических основ, уметь находить грамматическую основу предложения, решать орфографические задачи;

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

определить уровень знаний обучающихся о грамматической основе предложения, способах ее выражения и знаках препинания в предложении.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Метод:  практический.

1.Списать предложения с доски.

1)Летний вечер тих и ясен.(А. Фет.) 2) Золотой метелью мчи(т,ть)ся ж..лтый лист. (Ф. Глинка.) 3) Мес..ность равни(н,нн)а, и река (с,з)десь широка и дли(н,нн)а.4) Мы медле(н,нн)о стали пр..бл..жа(т,ть)ся к вершине горы. 5) По Северному морскому пути в это лето сновал(о,и) великое множество судов.


2. Дать характеристику предложениям по цели высказывания, эмоциональной окраске и количеству грамматических основ. 

3.Найти грамматические основы предложения и определить способ их выражения.

4.Решить орфографические задачи.


Результат: сформированы умения давать первичную характеристику предложению, находить грамматическую основу, видеть в словах изученные орфограммы, графически обозначать орфограммы.


- При постановке проблемы определена цель, которая должна быть достигнута обучающимися: 

увидеть проблему, осознать, принять и предложить способы её решения.

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

организовать деятельность обучающихся на поиск решения проблемы;

стимулировать познавательную активность через прием создания проблемной ситуации: затруднения - практическое задание, сходное с предыдущим. 

Мотивация изучения темы опирается на личный опыт обучающихся.


Форма работы: работа в парах.

Метод:  проблемно-поисковый

1.Прочитайте друг другу предложения


1)Жизнь прекрасна и удивительна!

2)Сияют переливаются купола собора.

3)Незнакомка долго пыталась раскрыть зонт.

4)Краткость достоинство прозы.


2. Определите грамматическую основу предложения.

3.Определение какого члена предложения вызывает трудности?

4.Какие интонационные особенности возникали при прочтении?

5.Каким знаком препинания может выражаться интонационная пауза между подлежащим и сказуемым?

Результат:  планирование  учебных действий по решению поставленной проблемы.


- При изучении нового материала определена цель, которая должна быть достигнута обучающимися: 

научиться определять случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым.

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

организовать совместную работу обучающихся по построению алгоритма постановки тире между подлежащим и сказуемым

Методы: поисковый, практический.

Форма работы: работа в парах

Организована работа обучающихся с целью выработки порядка действий по постановке тире между подлежащим и сказуемом на основе предложенного материала.  Развивать у обучающихся умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнеров по деятельности для дальнейшей работы.

Выполнение проверочного теста с самопроверкой и взаимопроверкой

Вариант 1

Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.

1)Ученье вот чума, ученость вот причина…

2)Самые счастливые люди невежды, а слава удача.

3)Федор знал, что Артем свой парень.

4)Море чудесное, синее, нежное.

5)Лень есть лень, слабость есть слабость.

Вариант 2

Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.

1)Моя солдатская шинель как печать отвержения.

2)Но объяснение не оправдание.

3)Книги корабли мысли, странствующие по волнам времени.

4)Твои речи будто острый нож.

5)Преодолеть препятствие вот наша задача.


Программированный диктант.

На листках напишите цифры от 1 до 10, которые будут обозначать номера предложений. Если в предложении нужно поставить тире, то напротив номера этого предложения поставьте знак плюс, если не нужно ставить тире – знак минус.

1.

-

Труд как блестящая сталь.

2.

+

О решенном говорить – только путать.

3.

+

Беседовать с писателями других веков – значит путешествовать.

4.

-

Бедность не порок.

5.

-

Июнь лишь начало лета.

6.

-

Онегин не холодный, не сухой, не бездушный человек.

7.

+

Сердце наше – вечная тайна для нас самих.

8.

+

Знать много языков – значит иметь много ключей к одному замку.

9.

+

Искусство – это мышление в образах.

10.

+

Память - одно из важнейших свойств бытия.


Результат: определены степень выражения грамматической основы предложения и случай постановки тире между подлежащим и сказуемым

продолжено обучение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме

- При закреплении материала определена цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

научиться применять полученные знания на практическом уровне с учетом своих возможностей .

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

развивать умение логически строить цепь собственных суждений;

формировать умение взаимодействовать  по ходу выполнения задания;

развивать  умение  слушать собеседника в ходе совместной работы. 

Форма работы: фронтальная

Метод: практический

Комментированное выполнение упражнения № 153

Результат: построено предметное действие в соответствии с алгоритмом.

Соответствует ли методический (технологический) инструмента-рий учителя приоритетам ФГОС ООО?

Для реализации системно - деятельностного подхода использовались следующие приемы 

- поощрение учеников задавать вопросы, комментировать, вовлечение их в дискуссию по выработке способа выполнения учебного действия;

- использование  фронтальных вопросов;

-в равной  мере вопросы адресованы мальчикам и девочкам;

-соответствие вопросов  уровню интеллектуального развития учащихся в классе;

Для обобщения идей, высказанных учениками по ключевым вопросам урока  использовались следующие приемы:

- поиск информации в предложенных источниках;

-взаимоконтроль;

-КОНОП (контрольный опрос на определенную тему);

-подведение итогов урока;

Для развития личностного потенциала учеников использовался следующий методический инструментарий:

-обращается внимание учителя и учеников на каждый ответ обучающихся;

-учителем не вносятся исправления и свое мнение;

-предоставляется возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказывание их товарищей по поводу расхождений во мнении;

-задаются уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно;

-создается атмосфера доброжелательности и уважения в общении.

Использование данных приемов способствует формированию регулятивных УУД:

-целеполагание;

-планирование;

-контроль;

-коррекция;

-оценка.

Познавательных УУД:

-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-рефлексия способов и условий действия, контроли оценка процесса и результатов деятельности;

-определение основной и второстепенной информации;

-постановка и формулирование проблемы;

-самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера;

-построение логической цепи рассуждений;

-выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативных УУД:

-постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

-управление поведением партнера -контроль, коррекция, оценка действий партнера;

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

-владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка.


Соответствуют ли способы оценивания результатов учебной деятельности учеников требованиям 

ФГОС ООО?

Для оценивания результатов учебной деятельности проводилась рефлексия.


Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: 

оценить значимость учебных действий для самого себя.

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

формировать осознанность и критичность учебных действий;

осознание того что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

развивать способности обучающихся разумно и объективно анализировать свою деятельность с точки зрения их соответствия замыслу и условиям.

Форма работы: индивидуальная.

Развитие способностей учащихся разумно и объективно анализировать свои суждения, свою деятельность с точки зрения соответствия темы и целей урока.


Мне понравилось на уроке…

Сегодня я понял, что…


При подведении итогов урока определена цель, которая должна быть достигнута обучающимися: получить информацию о результатах деятельности на уроке.

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

развивать  навыки самооценки;

определить уровень достижения поставленных задач в течение урока;

формировать адекватную самооценку у обучающихся;

обеспечить дальнейшую работу по коррекции знаний и способов действий.

Метод: устный опрос.

Форма работы: фронтальная.

-Какую задачу поставили на уроке?

-Кому было легко выполнить задание?

-Что вам помогало? 

-У кого возникли трудности?

-Чем будем заниматься на следующем уроке?


Организация объективации для обучающегося, изменений в учебной деятельности на основе сравнения его предшествующих и последующих достижений.

Самооценка и оценка работы класса и отдельных обучающихся.

Аргументация выставленных отметок, замечания по уроку. 

Организация учебного сотрудничества учителя с учеником, основанного на взаимном уважении, доверии и признании индивидуальности каждого обучающегося.

Результат: соотнесены цели урока и результаты работы.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!