СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "Число имен существительных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Число имен существительных"»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ФАЩЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ИМЕНИ ОТЛИЧНИКА НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НИКОЛАЯ ЕМЕЛЬЯНОВИЧА КОЛЕСНИКА»







Урок русского языка

на тему:

«Число имён

существительных»

(3класс)





Урок разработала : Лохматова Л.В.



2021 год


Тема: Число имён существительных

Цели:

-формировать умения определять число имен существительных, изменять по числам;

Задачи:

-познакомить обучающихся с существительными, которые употребляются в форме единственного и множественного числа;

- развитие умения определять число имен существительных; изменять имена существительные по числам;

-формировать универсальные учебные действия: интерес к предмету, к учебному материалу;

- развитие умения мыслить, отстаивать свою точку зрения; развитие умения выслушивать мнение одноклассников; оценку и самооценку деятельности;

- воспитание культуры общения на уроке, воспитание интереса к предмету, самостоятельности.

Тип урока: открытие новых знаний

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, групповая

Методы обучения: словесно-наглядный, проблемно-поисковый (эвристический), самостоятельная работа.

Оборудование: карточки для индивидуальной работы, учебник «Русский язык 3 класс» автор В.П.Канакина.



Ход урока

I. Организационный момент

Прозвенел звонок.

Начинается урок.

Но сначала повернись, друг другу улыбнись,

Пожелайте друг другу успехов в работе на уроке!

Вы сегодня пришли на урок, чтобы узнать что-то новое. А как вы считаете,

какие качества нужны для успешной  работы, чтобы для всех урок стал полезным? (внимание, активность, старание, сообразительность …) Давайте все вместе подумаем, чего бы вы хотели достичь на уроке.


Работать старательно и активно

Выполнить записи в тетради аккуратно и без ошибок

Узнать что – то новое самостоятельно

Порадоваться за товарища

Получить «5»

Для того, чтобы достигнуть, поставленной цели необходимо соблюдать правила поведения на уроке. Давайте их все вместе вспомним.

1. На уроке будь старательным,

    Будь спокойным и … внимательным.

2. Всё пиши, не отставая,

    Слушай, … не перебивая.

3. Говорите чётко, внятно,

    Чтобы было всё … понятно.

4. Если хочешь отвечать –

    Надо … руку поднимать. (проверка готовности к уроку, оформление тетради)

II. Проверка домашнего задания

---Какие имена существительные называются собственными?

--- Какие имена существительные называются нарицательными?

--Как пишутся имена собственные, нарицательные?

III. Актуализация знаний

  1. Запись числа



  1. Каллиграфическая минутка

 Начнём урок с загадки.

Тройка - тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом,

Всё покрыла серебром.

 - Это зима.

--- Назовите первый звук в слове «зима»? ([з])


--- Дайте ему характеристику (согласный, мягкий, звонкий, парный, обозначен буквой «зэ»)


--- Эта буква и будет хозяйкой минутки чистописания (на доске и в тетради).


--- Подберите однокоренные слова к слову зима (зимушка, зимний, зимовать, зимовье)


--- Определите части речи


--- Составьте предложение со словом зима

--- Каллиграфическое написание буквы з

  1. Работа над предложением (характеристика предложения)

Хлопья снега кружились в воздухе.




  1. Составление ассоциативного куста

- Ребята, а какие ассоциации у вас возникают со словом зима?

 - Вы назвали много ассоциаций. Молодцы!

II. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте слова.

Варежки, мороз, сосулька, здоровье, санки, снежки, коньки, хоккей

 - Скажите, что общего у всех этих слов?

 - Какой частью речи являются все эти слова?

— Разделите их на две группы. 

— По какому признаку вы разделили слова на группы? (В первой группе имена существительные обозначают один предмет, а во второй группе — несколько предметов.)

— В каком числе стоит имя существительное, если обозначает один предмет? (В единственном числе.)

— В каком числе стоит имя существительное, если обозначает несколько предметов? (Во множественном числе.)

— Сформулируйте тему урока.

III. Работа по теме урока

1. Наблюдения над изменением имён существительных по числам

(Учитель показывает один предмет, учащиеся записывают. Затем показывает несколько этих же предметов, учащиеся записывают.)

—  Проанализируйте записанные слова. Чем они похожи? (Обозначают одинаковые предметы.)

— Чем отличаются эти слова друг от друга? (Обозначают разное количество предметов, имеют разные окончания.)

  1. Чтение правила в учебнике

  1. Работа по учебнику (работа в парах)

Упр. 28 (с. 20).

Прочитайте пары слов. Сравните их. Чем они похожи и чем отличаются?

- Определите, в каком числе стоит каждое слово. Обоснуйте свой ответ.

- Выполните письменные задания к упражнению.

- Как изменяются имена существительные? (По числам.)

Что обозначают имена существительные в единственном числе? (Один предмет.)

- Что обозначают имена существительные во множественном числе? (Несколько предметов.)

Что изменяется у существительного при изменении по числам? (Окончание.)

Приведите примеры.

Упр. 29 (с. 21).( творческая работа)

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

- Прочитайте предложения, которые вы написали.

- Какие изменения произошли со словами?

- Прочитайте распространённое предложение.

Упр. 30 (с. 21).

Прочитайте стихотворение.

- Какие картины вы представили, читая это стихотворение?

- Найдите сравнения. Прочитайте.

- Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают имена существительные и называют число.)

V. Физкультминутка




Я буду называть существительное единственного и множественного числа.

Если назову существительное единственного числа, то приседают девочки.

Если назову существительное множественного числа, то приседают мальчики.

Слова: дом, дома, город, города, улицы, улица, тюльпаны, тюльпан, загадка, загадки, земля, лебедь, горы.

VI. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 31 (с. 21). (Самостоятельное выполнение. Проверка.)




- Прочитайте пары имён существительных, которые вы выписали.

- Прочитайте предложение, которое вы составили.

Упр. 33 (с. 22).

- Прочитайте слова. Что вы можете сказать о них? (Они не изменяются по числам.)

Приведите свои примеры слов, которые не изменяются по числам.

VI. Рефлексия

  1. Работа в группах

— Прочитайте строки из стихотворения «Тараканище» К.И. Чуковского.



— Выпишите сначала имена существительные, которые употреблены в единственном числе, а затем — во множественном. Выделите окончания.

— Как изменяются имена существительные? (По числам.)

— Что изменяется у существительного при изменении по числам? (Окончание.)

— Оцените свою работу на уроке.

VII. Подведение итогов урока

— Чем отличаются имена существительные в единственном числе от имён существительных во множественном числе?

А сейчас давайте проанализируем достигли мы всех целей, поставленных в начале урока

VIII. Домашнее задание

Упр. 32 (с. 21).