-Посмотрите на экран. -Прочитайте письмо на экране. Наступил сентябрь. Подул прохладный ветерок. Быстро опадают листья. Скоро станет совсем холодно. Прощай, лето! Лес становится золотым. Здравствуй, осень! Мы рисуем листопад. Прекрасный рисунок получается. -Можно ли эти предложения назвать текстом? Докажите? (Эти предложения являются текстом, т.к. они выражают законченную мысль. Текст можно озаглавить.) -Каким из этих предложений можно озаглавить текст? (Здравствуй, осень!) -Откройте тетради. Отступите две строчки от предыдущей работы. Напишите посередине «Восемнадцатое сентября», на следующей строке «Классная работа». -С красной строки выпишите все словарные слова из текста, Поставьте ударение, подчеркните орфограммы. -Какие слова вы выписали? Поставьте ударение, подчеркните орфограммы. -Молодцы, вы назвали почти все слова, но в тексте есть еще два словарных слова. Это слова «рисовать» и «рисунок». Каково значение этих слов? Что значит «рисовать»? -Откройте словарик и запишите туда эти два новых словарных слова. -Закройте словарик и уберите его на край стола. Откройте учебник на странице 29. Прочитайте тему урока. (Члены предложения) Что узнаем на этом уроке? (Что такое члены предложения) Чему будем учиться? (Выделять члены предложения) -Посмотрите на упр. №29. Прочитайте задание. Что мы должны сделать? (Составить предложения из данных слов) -Что такое предложение? (Слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль) -Как оформляется предложение? С какой буквы пишем предложение, какой знак ставим в конце? (С большой буквы, точку, восклицательный или вопросительный знак) -Какое предложение составил/а ты? (Ярко светит осеннее солнышко. Осеннее солнышко светит ярко.) -Мы объединили слова в предложение. Теперь каждое слово является членом этого предложения. Измениться ли смысл предложения, если я уберу одно из слов? (да) Можем ли мы сказать, что у каждого слова свое назначение в предложении? (можем). -Прочитаем текст на оранжевом поле на стр. 29. -Посмотрите на №30. Прочитайте задание. Что нужно сделать? (Сравнить предложения) -Прочитаем первое предложение. (Солнышко светит.) Прочитаем второе предложение (Ярко светит солнышко.) Чем второе предложение отличается от первого? (Во втором предложении уточняется, что солнышко светит ярко) Прочитаем третье предложение (Осеннее солнышко ярко светит.) Чем третье предложение отличается от второго? (В третьем предложении уточняется, что солнышко осеннее) -С красной строки запишите третье предложение. -Какие слова в этом предложении главные? (Солнышко светит) Почему? (Они выражают основную мысль) -Подчеркните по линейке слово «солнышко» одной чертой, слово «светит» двумя чертами. -Итак, слова, в которых заключается главный смысл предложения, называют главными членами предложения. Главные члены предложения составляют основу предложения. -Откройте с.30. Прочитайте текст на оранжевом поле. -В каких членах предложения заключена основная мысль? (главных членах) Как по-другому можно назвать главные члены предложения? (основа) Что заключается в основе предложения? (главный смысл) Вдруг закрыли небо тучи, Начал капать дождь колючий. Долго дождик будет плакать, Разведет повсюду слякоть. Грязь и лужи на дороге, Поднимай повыше ноги. -Прочитайте предложение в упражнении №31. (Осенью журавли улетают на юг.) -Какие слова являются главными членами предложения? (Журавли улетаю) Проверим. -Возьмите в руки полоску бумаги, которую я вам дала. Закройте полоской слово «журавли» и прочитайте предложение. (Осенью улетают на юг) Изменился смысл предложения? Понимаем ли мы о ком идет речь? -Закройте полоской бумаги слова «журавли улетают». Прочитайте, что получилось. (Осенью на юг.) Понятен ли смысл? -Теперь закройте полоской бумаги слово «улетают». Прочитаем предложение (Осенью журавли на юг) Понимаем ли мы, о чем идет речь? -Таки образом мы убедились, что в этом предложении главными членами являются слова «журавли улетают», так как они составляют основу предложения, в них заключается главный смысл. -Продолжим работу над этим предложением. Поставим вопрос от выделенных слов к остальным словам в предложении. Улетают когда? (осенью) Улетают куда? (на юг) -Какую роль в предложении выполняют остальные члены? (Они поясняют, уточняют главные члены предложения) - Проверим наши выводы. Прочитайте текст на стр.31 на оранжевом фоне. -Какие слова являются второстепенными членами предложения? (слова, которые не составляют основу) Для чего нужны второстепенные члены предложения, какова их функция? (Остальные члены предложения называют второстепенными, они поясняют, уточняют главные члены предложения) -Посмотрите на листочки, которые я вам раздала. Прочитайте задание. (Прочитайте. Впишите в предложения пропущенные слова.) -Прочитайте слова для справок. (Блестит, дождь, горит) -Какое слово можно вписать в первую сточку? (дождь) Вписываем. -Какое слово можно вписать во вторую строку? (блестит) Вписываем. -Какое слово можно вписать в третью стоку? (горит) Вписываем. -Прочитайте весь текст. (Дождь прошел. Трава блестит. В небе радуга горит.) -Определим и подчеркнем главные члены предложения. -Какие слова в первом предложении являются главными членами? (Дождь прошел.) Подчеркните слово «дождь» одной чертой, а слово «прошел» двумя чертами. -Какие слова во втором предложении являются главными членами? (Трава блестит.) Выделим грамматическую основу. Подчеркните слово «трава» одной чертой, а слово «блестит» двумя чертами. -Какие слова в третьем предложении являются главными членами? (Радуга горит.) Подчеркните слово «радуга» одной чертой, а слово «горит» двумя чертами. -Отложите листочки на край стола. Посмотрите на экран. -Прочитайте первую скороговорку (Пудель пуделя потчевал пудингом.) Кто такой пудель? (собака) Что значит «потчевал»? (угощал) Что такое «пудинг»? (пирог) -Прочитаем скороговорку еще раз, побыстрее. -Назовите главные члены предложения. (Пудель потчевал) -Прочитаем вторую скороговорку (Зяблик зорянку разбудил спозаранку.) Кто такой зяблик? (птичка) Кто такая зорянка? (птичка) Что значит спозаранку? (очень рано) -Назовите главные члены предложения. (Зяблик разбудил.) -Прочитаем скороговорку еще раз, побыстрее. -Посмотрите на схему под скороговорками. (кто? кого? что сделал? когда?) -Какая из скороговорок соответствует этой схеме? (вторая) |