СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "Грамматическая основа предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок закрепляет знания учащихся о выражении подлежащего и сказуемого в предложении

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Грамматическая основа предложения"»

Урок русского языка









ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ГЛАВНЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.







Учитель: ПОЗНЯК О. А.

























ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ГЛАВНЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.


Цели:

  • закрепить сведения о способах выражения подлежащего и сказуемого;

  • сформировать навыки определения грамматической основы;

  • подготовить к ЕГЭ


Ход урока

I. Вступление.

Слово учителя о целях и задачах урока.


II. Комплексный анализ текста.


Не видно птиц. Покорно гаснет

Лес, опустевший и больной.

Грибы сошли, но крепко пахнет

В оврагах сыростью грибной.

Глушь стала ниже и светлее,

В кустах свалялася трава,

И, под дождем осенним тлея,

Чернеет темная листва.

А в поле ветер. День холодный

Угрюм и свеж - и целый день

Скитаюсь я в степи свободной,

Вдали от сел и деревень.


Задание: объяснить постановку знаков препинания в предложениях текста, подчеркнуть грамматические основы, охарактеризовать каждое предложение, составить схемы предложений.



Вопросы по тексту:

-Определите тему, основную мысль текста.

-С помощью каких средств выразительности автор сумел передать картины осени и настроение героя?

СЛОВАРЬ: ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ, МЕТАФОРА, ЭПИТЕТ, ЗВУКОПИСЬ, ИНВЕРСИЯ

-Объясните значение слов свалялася, тлея, скитаюсь.

В каком значении употреблены эти слова – в прямом или переносном?


-Какие слова, имеющие стилистическую окраску, встречаются в тексте? Какова их роль?




III. Првторение.

Схема на плакате:

Грамматическая основа

(=основа предложения;

=главные члены предложения)




Подлежащее – главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы И.п. кто? что?

Сказуемое - главный член предложения, который обозначает то, что именно говорится о предмете речи, выраженном подлежащим, и отвечает на вопросы:

  • что говорится о предмете речи?

  • что делает предмет?

  • каков он?

  • какой он?

  • кто он такой?

  • что такое предмет?

















  1. Выполнение задания №1 ( на листках контроля)

Задание 1.

Подчеркните подлежащее и сказуемое и обозначьте, чем они выражены.

1. Горе на двоих – полгоря, радость на двоих – две радости.

2. Нюанс - оттенок, тонкое различие в чём – нибудь.

3. Отрицать - значит отвергать существование, необходимость, обязательность чего – нибудь.

4. Шли два приятеля вечернею порою.

5. Присутствующие делились впечатлениями об экскурсии.

6. Никто не отвечал мне.

7. Далече грянуло ура.

8. Бывалые и старые поучали молодых.

9. По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит.

10. Октябрь уж наступил.

11. Я помню чудное мгновенье.

12. Приезд отца явился полной неожиданностью.

13. Некоторые подростки в годы войны были удостоены боевых наград.


Выводы:

-Чем может быть выражено подлежащее?

  • Сущ. И.п.

  • Мест. И.п.

  • Инфинитивом

  • Цельным словосочетанием

  • Любой частью речи, которая занимает место подлежащего (прилагательным, причастием, наречием, числительным, междометием)



СЛОВАРЬ:

СУБСТАНТИВАЦИЯ – явление, когда прилагательные или причастия, а также другие части речи выступают в роли подлежащего и приобретают признаки существительного.

2. Работа с классом.

-Прокомментируйте высказывания языковедов.

«Сказуемое есть неограниченный властитель, царь предложения». (Г.Павловский)

«Важнейшая часть предложения - это сказуемое». (Д.Овсянико-Куликовский)

Согласны ли вы с мнением ученых?

Объясните постановку тире во втором предложении.


-Чем может быть выражено сказуемое?


Схема:

Сказуемое







простое

составное

именное

глагольное





глагольное







Вопросы:

- Пользуясь таблицей, назовите типы сказуемых. Проиллюстрируйте свои ответы примерами из задания 1.

-Что обозначает термин «простое глагольное сказуемое»?

(Далее устные развернутые ответы о способах выражения простого глагольного сказуемого, составного глагольного и составного именного сказуемых с использование ЦОРов.)

  1. Решите уравнения:

Составное глагольное сказуемое

Вспомогательный

глагол

?

= ==+ +

?

Глагол-связка



Именная часть

= +



4. Практикум:

- Найти в задании №1 (Листок контроля) составное именное сказуемое.

(Предложения 2,12,13)


СЛОВАРЬ:

НУЛЕВАЯ СВЯЗКА – явление, когда глагол - связка быть, который не имеет яркого лексического значения в настоящем времени, отсутствует.

Например: Он был геологом.

Он геолог. (Пример – 2-е предложение)



В то время, пока класс работает с Листком контроля, выполняется задание у доски:


-В каком предложении сказуемое – составное глагольное?


1) Ты будешь решать, кого послать вперед.

2) Мальчишки решили ползти по одному, друг за дружкой.

3) Отступать от правил игры считалось недопустимым нарушением.

4) Вечерами брат учил меня рисовать.

5) Дворец казался островком печальным.


5. Подготовка к ЕГЭ.

Учитель:

-В конце года вам предстоит сдавать ответственный экзамен – ЕГЭ по русскому языку. Задания А5 и А8 напрямую связаны с сегодняшней темой. В задании А5 вам необходимо будет найти нарушения синтаксических норм (согласования и управления), в том числе и между главными членами предложения, а в А8 – выделить грамматическую основу.


Работа с Листком контроля (задание2).

Задание 2.

Согласуйте подлежащее со сказуемым .

1. Все, кто видел эту картину, хвалил(и) игру актёров

2. Правление клуба, в том числе председатель, много сделали(о) для организации вечера.

3. Большинство учеников отлично справилось(лись) с заданием.

4. Все три всадника ехали (о) молча.

5. В ряду стояли(а) тысяча книг.

6. Десять бойцов бросилось(и) в атаку.

7. Три книги лежало(и) на полках.

8. Несколько женщин ходило(и) по площади.

9. Красных мухоморов ряд, как карлы сказочные спят(ит).

10. Большинство приобретают(ет) несколько специальностей.

11. Молодежь едут(ет) на новостройки.

12. Майора сопровождало(и) несколько командиров.

13. Семеро одного не ждет(ут).


Если времени мало, можно выполнить задание по вариантам.

1 вариант – 1-5 предложения,

2 вариант - 7-13 предложения.


6. Подготовка к олимпиаде (индивидуально):

Карточка:

  1. Прочитайте предложение:

Инженер с дочерью в воскресенье пошли на каток, врач с сыном тоже пошел туда.

Определите, кто старше: дочь инженера или сын врача?

Обоснуйте свой ответ. Найдите главные члены предложения.


( Ответ: Дочь инженера старше сына врача, потому что дочь входит в состав подлежащего и является равноправным членом, участником действия, а сын врача еще маленький, отец привел его на каток.)


IV. Закрепление изученного.


Самостоятельная работа (по вариантам). (5-7 минут)


1 вариант

  1. Какие слова являются грамматической основой в одном из предложений текста?


ничего не знал (предложение 3)

он, вероятно, не знал (предложение 3)

он не знал (предложение 3)

выдвинул проект (предложение 5)


(3) Он, вероятно не знал ничего о книгах Циолковского. … (5) По существу,

американский профессор выдвинул проект сооружения вокруг Солнца сплошной

гигантской сферы радиусом около 150 миллионов километров, то есть примерно на

уровне орбиты Земли.


  1. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?


композитор не мог различать (предложение 3)

который не мог различать (предложение 3)

потом выяснилось (предложение 6)

эти два вида слуха (предложение 6)


(3) Но вот у нас под наблюдением был один известный композитор, который после

болезни не мог различать звуки речи. … (6) И действительно, как потом выяснилось, эти два вида слуха даже формируются в разных областях головного мозга.


  1. Какие слова не являются грамматической основой в одной из частей сложного предложений текста?

что приводит (предложение 3)

оно повысилось (предложение 4)

нет движения (предложение 4)

это приводит (предложение 5)


(3) Атмосферу загрязняют автомобили, самолёты, теплоцентрали, что приводит к

значительному увеличению углекислого газа на планете. (4)Такой тревожный рост

содержания СО2 сейчас констатируется не только в городах, где оно повысилось в 3-5

раз, но даже и на Южном полюсе, в центре Антарктиды, где автомобильного движения нет. (5) Углекислый газ, как стекло, пропускает солнечные лучи вниз, но задерживает отдачу тепла в атмосферу дальше за пределы Земли, а это приводит к росту средней температуры приземного слоя атмосферы.


  1. вариант


  1. Какое сочетание слов является грамматической основой во втором (2)

предложении текста?


фрагменты должны

фрагменты должны войти

все должны войти

войти в реферат


(2) Однако не все эти фрагменты должны войти в реферат.


  1. Какое сочетание слов является грамматической основой в простом или в одной из частей сложного предложения текста?


излучение было (предложение 3)

являются колебание и вращение (предложение 4)

электромагнитные волны излучают (предложение 5)

излучают тела (предложение 5)


(3) Невидимое излучение (учитывая его место в спектре)было названо инфракрасным.

(4) Источником инфракрасного излучения являются колебание и вращение молекул

вещества. (5) При этом электромагнитные волны излучают нагретые тела, молекулы которых движутся особенно интенсивно.


  1. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?


интуиция и воображение необходимы (предложение 3)

страсть бывает слепой (предложение 4)

это может (предложение 5)

может направить (предложение 5)


(3) Действительно, страсть к науке, интуиция и воображение необходимы подлинному

учёному. (4) Но страсть бывает слепой, а чувства нередко обманывают человека. (5)

Иногда это может направить на ложный путь исследователя, первоначально

натолкнувшегося на новые интересные факты.


3 вариант


  1. Какое слово или сочетание слов является сказуемым в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?


выходит из строя (предложение 2)

никогда не говорит (предложение 4)

как нарушена (предложение 5)

перестало (предложение 5)


(2) Если выходит из строя любой из них, то распадается сразу несколько

функциональных систем, в которые он входил как функциональное звено. (4) Поэтому

нейропсихолог никогда не говорит: у человека нарушена та или иная функция. (6) Он

обязательно выясняет, как она нарушена и что ещё одновременно с этим перестало

работать в организме.


  1. Какие слова являются грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?


гибнет в мире несколько видов (предложение 2)

положение угрожающее (предложение 4)

вид млекопитающих исчезает (предложение 4)

уничтожение гораздо более опасно для человечества (предложение 5)


(2) Сейчас ежедневно в мире гибнет в среднем несколько видов животных и растений, и

темп этого вымирания нарастает. … (4) Везде положение угрожающее: один вид

млекопитающих исчезает за 3-5 лет, в среднем же мы теряем в год, по-видимому,

несколько видов животных и растений. (5) Уничтожение биологического разнообразия

гораздо более опасно для человечества, чем даже изменение климата или сокращение

озонового слоя.


  1. Сколько грамматических основ в предложении?


С утра до вечера на площадях устраивали митинги, ораторы поднимались на

балконы и произносили пламенные речи, обращаясь к стоящим внизу; по улицам

бесконечным потоком шли демонстранты.


1) одна 2) две 3) три 4) четыре

V. Домашнее задание.