СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка «Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка «Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода»»


К экзамену «Методика обучения и воспитания

(начальное образование)»


Урок: русский язык

УМК: Школа России

Автор учебника: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Класс: 4

Тема: «Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода»


Схема анализа знаний.

ПУ: Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода.

КСО: знание

ВЗ: факт

Характеристика:

Имена прилагательные женского рода в единственном числе склоняются следующим образом:

Именительный падеж. Окончания –ая, -яя. Удочка (какая?) длинная.

Родительный падеж. Окончания –ой, -ей. Удочки (какой?) длинной.

Дательный падеж. Окончания –ой, ей. Удочке (какой?) длинной.

Винительный падеж. Окончания –ую, -юю. Удочку (какую?) длинную.

Творительный падеж. Окончания –ой, -ей. Удочкой (какой?) длинной.

Предложный падеж. Окончания –ой, -ей. Об удочке (какой?) длинной.

Средства усвоения: знание и действия

Учащиеся должны знать что: Имена прилагательные изменяются по падежам, или склоняются. Прилагательное всегда стоит в том же роде, падеже и числе в каком стоит относящееся к нему существительное.

Значит, для того, чтобы определить падеж имени прилагательного надо, поступить так же, как и в случае с определением рода. Находим существительное, к которому относится прилагательное, определяем его падеж и по падежу существительного определяем падеж прилагательного.

Этап усвоения: восприятие и осмысление новой темы

Форма умственного действия: в громкой речи.

Характер деятельности: продуктивный, частично поисковый

Схема анализа действия

ПУ: умение правильно писать слова с падежными безударными окончаниями имен прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах.

КСО: действие.

ХД: а) по широте применения: предметное.

б) по степени сформированности: умение.

Средства усвоения: знать правила определения падежа имени прилагательного в словосочетании; умения изменять по падежам имена прилагательные в единственном числе; умение определять падеж имен существительных и имен прилагательных; умение определять род и число имен прилагательных;

Опорное знание: чтобы проверить написание безударного падежного окончания имени прилагательного женского рода в именительном и винительном падежах, нужно подобрать имя прилагательное с ударным окончанием или посмотреть на окончание вопроса к прилагательному в том же падеже.

Структура действия:

1) ориентировочная часть: вспоминаю опорное знание, проверяю написание.

2) исполнительская часть: для того, чтобы проверить написание безударного падежного окончания имени прилагательного, нужно определить число имени прилагательного, определить род имени прилагательного, падеж имени прилагательного, подобрать имя прилагательное того же рода, числа, падежа с ударным окончанием или посмотреть на окончание вопроса к прилагательному в том же падеже.

3) контрольная часть: проверяю себя с помощью памятки, спрашиваю учителя.

Этап усвоения: восприятие и осмысление.

Форма умственного действия: в громкой речи, материальное, материализованное.

Характер деятельности: репродуктивный.


Конспект урока

Цель урока: Создать условия для ознакомления с правописанием безударных окончаний имен прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах; способствовать развитию умений определять падеж и выделять окончания имен прилагательных;

Планируемые результаты:

Предметные: уметь выделять падежные окончания имен прилагательных женского рода единственного числа в именительном и винительном падежах; уметь определять падеж и род имен прилагательных.

Личностные УУД:  

- формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки и самопринятия;

- развития познавательных интересов, учебных мотивов.

Оборудование: карточки, презентация, оценочные листы, мультимедиа.


Структура урока усвоения нового материала


I этап. Организационный момент

ОДЗ: активизировать познавательную деятельность учащихся

Учитель:

– На уроке не зевай –

Сразу всё запоминай.

Чтоб минутка не пропала,

Мысль чтоб точно в цель попала!

Чтобы в русском языке

Равных не было тебе!

- Покажите карточкой свое настроение на начало урока (зеленая, желтая, красная карточка)

II Этап. Постановка целей и задач урока.

ОДЗ: Создать положительный эмоциональный настрой.

УЗУ: формировать положительную мотивацию, активизировать познавательную деятельность учащихся, направить детей на самостоятельное формулирование темы урока.

Узу: ваша задача определить тему сегодняшнего урока.

Пз: для этого откройте учебник, найдите упражнение 40.

ОД: Работать будем все вместе. Я выберу отвечающего, а все остальные в это время должны внимательно слушать, следить за ответом одноклассника.

ОК: Если вы не согласны с ответом или хотите его дополнить, поднимите руку.

Содержание:

Учитель: - Теперь, опираясь на выполненное задание, определите, какая сегодня тема урока?

Учащиеся: «Именительный и винительный падеж имён прилагательных»

Учитель: Какую цель мы поставим?

Учащиеся: Учиться выделять и писать окончания имен прилагательных женского рода в им.п и в.п.

К-Р:

Контроль со стороны учащихся:

- следят за правильностью ответов одноклассников, поднимают руку, соглашаются или не соглашаются с ответами друг друга, дополняют друг друга.

Контроль со стороны учителя:

Наблюдает и контролирует поведение учащихся, следит за ответами учеников, корректирует их.

ОР:

Учитель: Все смогли определить цель урока?

Учащиеся: Да.

Учитель: Теперь, когда мы узнали, чем мы будем заниматься на уроке давайте продолжим работу.

III Этап. Актуализация знаний.
ОДЗ: формировать умение актуализировать необходимые для работы знания.

ВР: практическая работа
УЗУ: формировать умение применять раннее полученные знания на практике.

Узу: будем учиться определять пропущенную букву в окончании имён прилагательных.
Пз: Для этого поработаем учебником.

ОД: на столах у каждого есть учебники, открываем и находим упр. 60, прочитайте и запишите текст в тетрадь, вставляя пропущенные буквы. Затем я выберу ученика, который будет комментировать действия определения падежа. Объяснит написание пропущенных падежных окончаний.

ОК: Кто закончит, сядьте ровненько и поднимите руку.

Содержание:

Д: пишут текст из 4 предложений.

К-Р: учитель ходит по классу и контролирует, проверяет наклон тетради, посадку, следит за выполнением задания и за правильностью объяснений. Учащиеся:– слушаю ответ одноклассников, если не согласны стучат ручкой и высказывают свое мнение.

ОР:

Учитель: Ребята, возникли ли у вас сложности?

Учащиеся: Нет.

Учитель: Молодцы! (отметки)

Физкультминутка

IV этап. Восприятие и осмысление новой темы.

ОДЗ: формировать умение наблюдать за признаками имени прилагательного женского рода в форме именительного и винительного падежей.

ВР: практическая работа

УЗУ: организовать работу по наблюдению за признаками имен прилагательных ж.р. в форме им.п. и в.п., сравнению признаков.

Узу: Сейчас мы с вами будем учиться наблюдать за им.прил. ж.р. в форме им.п. и в.п.

ПЗ: для рассмотрите таблицы и затем схемы в упр.61 в учебнике.

ОД: Работаем вместе.

ОК: в случае несогласия с ответом или если хотите дополнить его поднимаем руку и аргументируем свое мнение.

Содержание:

Учитель: – Посмотрите на таблицу. В каких падежах имени прилагательного женского рода имеют окончания, отличительные от окончаний в остальных падежах?

И.п.

верба   (какая?)

молодая

низкая

ранняя

-ая, -яя

Р.п.

вербы   (какой?)

молодой

низкой

ранней

-ой, -ей

Д.п.

вербе   (какой?)

молодой

низкой

ранней

-ой, -ей

В.п.

вербу (какую?)

молодую

низкую

раннюю

-ую, -юю

Т.п.

вербой (какой?)

молодой

низкой

ранней

-ой, -ей

-ою, -ею

П.п.

о вербе ( какой?)

молодой

низкой

ранней

-ой, -ей

Ученики: В именительном и винительном.

Учитель: (На доске разбросаны карточки)

И.п.

В.п.

-ая

- яя

Какая?

Какую?

-ую

-юю

Учитель: Составьте схему.

- С какими падежами мы сегодня работаем?

Учащиеся: Им.п и вин.п.

Учитель: - На какой вопрос отвечает имя прилагательное женского рода в именительном падеже?

Учащиеся: Какая?

Учитель: - Какие имеет окончания?

Учащиеся: -ая, -яя

Учитель: На какой вопрос отвечает имя прилагательное женского рода в винительном падеже?

Учащиеся: Какую?

Учитель: - Какие имеет окончания?

Учащиеся: -ую,-юю.

У: № 61

И.п. В. п.

какая? какую?

-ая -яя -ую -юю

- Какой вывод можно сделать?

Учащиеся: Имена прилагательные женского рода имеют вопрос какая? и окончания –ая, -яя в именительном падеже.

Имена прилагательные женского рода имеют вопрос какую и окончания –ую. –юю в винительном падеже.

Учитель: - Запишите схему в тетрадь. Составьте и запишите словосочетания с именами прилагательными женского рода в именительном и винительном падежах, выделите окончания.

(Маленькая девочка, маленькую девочку, зимняя ночь, зимнюю ночь)

- Ребята, давайте вспомним с каким новым словарным словом мы сегодня познакомились.

Учащиеся: Экскурсия.

Учитель: Какие словосочетания составили? А теперь давайте составим предложение с данным словосочетанием (интересная экскурсия) так, чтобы в первом случае оно стояло в именительном падеже, а во втором случае в винительном падеже.

- Выделите окончание, укажите падеж имен прилагательных женского рода.

(Интересная экскурсия прошла в школьном музее.

Дети посетили интересную экскурсию).

К-Р:

Контроль со стороны учителя: учитель следит за выполнением работы, за активностью детей.

Контроль со стороны учеников: отслеживают правильность ответов, если не согласны, поднимают руку и аргументируют.

Оценочно-результативный компонент:

Учитель: Все смогли выполнить задание в учебнике?

Учащиеся: варианты ответов.

Учитель: Как нам справится с этими затруднениями?

Учащиеся: варианты ответов

Физкультминутка

V Этап. Закрепление новой темы.

ОДЗ: формировать умение применять полученные знания на практике.

ВР: практическая работа

УЗУ: формировать умение применять полученные знания на практике в новой ситуации.

Узу: проверим, как вы усвоили материал сегодняшнего урока.

ПЗ: Выполним задания на карточках.

ОД: Работать вы будете самостоятельно. Затем проверим. Будьте внимательны.

ОК: Во время ответа вы должны внимательно слушать отучающего, если вы хотите исправить или дополнить ответ, поднимите руку. Будем осуществлять проверку с помощью ответов на доске, падеж вам нужно будет показать карточками И.п., В.п., окончания -ая. – яя, -ую, -юю

Содержание:

Учитель: Работа по карточкам. - Напишите окончание, определите падеж имени прилагательного.

-Покажите с помощью карточки какое окончание вставили. Покажите падеж.

Слайд

За окном стояла холодн… погода.

Заяц бежал через лесн… дорогу.

Папа читал утренн… газету.

Белобок… сорока села на березу.

Мальчику купили игрушечн … машину.

Слайды

За окном стояла холодная (И.п.) погода.

Заяц бежал через лесную (В.п.) дорогу.

Папа читал утреннюю (В.п.) газету.

Белобокая (И.п.) сорока села на березу.

Мальчику купили игрушечную (В.п.) машину.

К-Р:

Контроль со стороны учителя: учитель следит за активностью детей. Контролирует ответы учеников, корректирует.

Контроль со стороны учеников: отвечают, дополняют друг друга.

ОР:

Учитель: Показалось ли вам это задание сложным?

Учащиеся: нет

Учитель: У всех все получилось?

Учащиеся: да!

Учитель: отлично!


VI. Итог урока. Рефлексия

ОДЗ: придать уроку логическую завершённость.

Учитель: – Что нового узнали на уроке?

Учащиеся: ответы детей.

Учитель: Достигли ли мы поставленных целей?

Учащиеся: Да!

Учитель: - На какой вопрос отвечают имена прилагательные женского рода в именительном падеже? Какие имеют окончания?

- На какой вопрос отвечают имена прилагательные женского рода в винительном падеже? Какие имеют окончания?

Оцените свою работу

Посмотрите свои оценочные листы и покажите мне карточкой насколько успешно вы сегодня работали на уроке. (Красная, зеленая, желтая карточка)

Нарисуйте свое настроение

VII. Домашнее задание.

В учебнике упражнение 64, стр.32.