К экзамену «Методика обучения и воспитания
(начальное образование)»
Урок: русский язык
УМК: Школа России
Автор учебника: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Класс: 4
Тема: «Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода»
Схема анализа знаний.
ПУ: Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода.
КСО: знание
ВЗ: факт
Характеристика:
Имена прилагательные женского рода в единственном числе склоняются следующим образом:
Именительный падеж. Окончания –ая, -яя. Удочка (какая?) длинная.
Родительный падеж. Окончания –ой, -ей. Удочки (какой?) длинной.
Дательный падеж. Окончания –ой, ей. Удочке (какой?) длинной.
Винительный падеж. Окончания –ую, -юю. Удочку (какую?) длинную.
Творительный падеж. Окончания –ой, -ей. Удочкой (какой?) длинной.
Предложный падеж. Окончания –ой, -ей. Об удочке (какой?) длинной.
Средства усвоения: знание и действия
Учащиеся должны знать что: Имена прилагательные изменяются по падежам, или склоняются. Прилагательное всегда стоит в том же роде, падеже и числе в каком стоит относящееся к нему существительное.
Значит, для того, чтобы определить падеж имени прилагательного надо, поступить так же, как и в случае с определением рода. Находим существительное, к которому относится прилагательное, определяем его падеж и по падежу существительного определяем падеж прилагательного.
Этап усвоения: восприятие и осмысление новой темы
Форма умственного действия: в громкой речи.
Характер деятельности: продуктивный, частично поисковый
Схема анализа действия
ПУ: умение правильно писать слова с падежными безударными окончаниями имен прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах.
КСО: действие.
ХД: а) по широте применения: предметное.
б) по степени сформированности: умение.
Средства усвоения: знать правила определения падежа имени прилагательного в словосочетании; умения изменять по падежам имена прилагательные в единственном числе; умение определять падеж имен существительных и имен прилагательных; умение определять род и число имен прилагательных;
Опорное знание: чтобы проверить написание безударного падежного окончания имени прилагательного женского рода в именительном и винительном падежах, нужно подобрать имя прилагательное с ударным окончанием или посмотреть на окончание вопроса к прилагательному в том же падеже.
Структура действия:
1) ориентировочная часть: вспоминаю опорное знание, проверяю написание.
2) исполнительская часть: для того, чтобы проверить написание безударного падежного окончания имени прилагательного, нужно определить число имени прилагательного, определить род имени прилагательного, падеж имени прилагательного, подобрать имя прилагательное того же рода, числа, падежа с ударным окончанием или посмотреть на окончание вопроса к прилагательному в том же падеже.
3) контрольная часть: проверяю себя с помощью памятки, спрашиваю учителя.
Этап усвоения: восприятие и осмысление.
Форма умственного действия: в громкой речи, материальное, материализованное.
Характер деятельности: репродуктивный.
Конспект урока
Цель урока: Создать условия для ознакомления с правописанием безударных окончаний имен прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах; способствовать развитию умений определять падеж и выделять окончания имен прилагательных;
Планируемые результаты:
Предметные: уметь выделять падежные окончания имен прилагательных женского рода единственного числа в именительном и винительном падежах; уметь определять падеж и род имен прилагательных.
Личностные УУД:
- формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки и самопринятия;
- развития познавательных интересов, учебных мотивов.
Оборудование: карточки, презентация, оценочные листы, мультимедиа.
Структура урока усвоения нового материала
I этап. Организационный момент
ОДЗ: активизировать познавательную деятельность учащихся
Учитель:
– На уроке не зевай –
Сразу всё запоминай.
Чтоб минутка не пропала,
Мысль чтоб точно в цель попала!
Чтобы в русском языке
Равных не было тебе!
- Покажите карточкой свое настроение на начало урока (зеленая, желтая, красная карточка)
II Этап. Постановка целей и задач урока.
ОДЗ: Создать положительный эмоциональный настрой.
УЗУ: формировать положительную мотивацию, активизировать познавательную деятельность учащихся, направить детей на самостоятельное формулирование темы урока.
Узу: ваша задача определить тему сегодняшнего урока.
Пз: для этого откройте учебник, найдите упражнение 40.
ОД: Работать будем все вместе. Я выберу отвечающего, а все остальные в это время должны внимательно слушать, следить за ответом одноклассника.
ОК: Если вы не согласны с ответом или хотите его дополнить, поднимите руку.
Содержание:
Учитель: - Теперь, опираясь на выполненное задание, определите, какая сегодня тема урока?
Учащиеся: «Именительный и винительный падеж имён прилагательных»
Учитель: Какую цель мы поставим?
Учащиеся: Учиться выделять и писать окончания имен прилагательных женского рода в им.п и в.п.
К-Р:
Контроль со стороны учащихся:
- следят за правильностью ответов одноклассников, поднимают руку, соглашаются или не соглашаются с ответами друг друга, дополняют друг друга.
Контроль со стороны учителя:
Наблюдает и контролирует поведение учащихся, следит за ответами учеников, корректирует их.
ОР:
Учитель: Все смогли определить цель урока?
Учащиеся: Да.
Учитель: Теперь, когда мы узнали, чем мы будем заниматься на уроке давайте продолжим работу.
III Этап. Актуализация знаний.
ОДЗ: формировать умение актуализировать необходимые для работы знания.
ВР: практическая работа
УЗУ: формировать умение применять раннее полученные знания на практике.
Узу: будем учиться определять пропущенную букву в окончании имён прилагательных.
Пз: Для этого поработаем учебником.
ОД: на столах у каждого есть учебники, открываем и находим упр. 60, прочитайте и запишите текст в тетрадь, вставляя пропущенные буквы. Затем я выберу ученика, который будет комментировать действия определения падежа. Объяснит написание пропущенных падежных окончаний.
ОК: Кто закончит, сядьте ровненько и поднимите руку.
Содержание:
Д: пишут текст из 4 предложений.
К-Р: учитель ходит по классу и контролирует, проверяет наклон тетради, посадку, следит за выполнением задания и за правильностью объяснений. Учащиеся:– слушаю ответ одноклассников, если не согласны стучат ручкой и высказывают свое мнение.
ОР:
Учитель: Ребята, возникли ли у вас сложности?
Учащиеся: Нет.
Учитель: Молодцы! (отметки)
Физкультминутка
IV этап. Восприятие и осмысление новой темы.
ОДЗ: формировать умение наблюдать за признаками имени прилагательного женского рода в форме именительного и винительного падежей.
ВР: практическая работа
УЗУ: организовать работу по наблюдению за признаками имен прилагательных ж.р. в форме им.п. и в.п., сравнению признаков.
Узу: Сейчас мы с вами будем учиться наблюдать за им.прил. ж.р. в форме им.п. и в.п.
ПЗ: для рассмотрите таблицы и затем схемы в упр.61 в учебнике.
ОД: Работаем вместе.
ОК: в случае несогласия с ответом или если хотите дополнить его поднимаем руку и аргументируем свое мнение.
Содержание:
Учитель: – Посмотрите на таблицу. В каких падежах имени прилагательного женского рода имеют окончания, отличительные от окончаний в остальных падежах?
И.п. | верба (какая?) | молодая | низкая | ранняя | -ая, -яя |
Р.п. | вербы (какой?) | молодой | низкой | ранней | -ой, -ей |
Д.п. | вербе (какой?) | молодой | низкой | ранней | -ой, -ей |
В.п. | вербу (какую?) | молодую | низкую | раннюю | -ую, -юю |
Т.п. | вербой (какой?) | молодой | низкой | ранней | -ой, -ей -ою, -ею |
П.п. | о вербе ( какой?) | молодой | низкой | ранней | -ой, -ей |
Ученики: В именительном и винительном.
Учитель: (На доске разбросаны карточки)
И.п. | В.п. | -ая | - яя |
Какая? | Какую? | -ую | -юю |
Учитель: Составьте схему.
- С какими падежами мы сегодня работаем?
Учащиеся: Им.п и вин.п.
Учитель: - На какой вопрос отвечает имя прилагательное женского рода в именительном падеже?
Учащиеся: Какая?
Учитель: - Какие имеет окончания?
Учащиеся: -ая, -яя
Учитель: На какой вопрос отвечает имя прилагательное женского рода в винительном падеже?
Учащиеся: Какую?
Учитель: - Какие имеет окончания?
Учащиеся: -ую,-юю.
У: № 61
И.п. В. п.
какая? какую?
-ая -яя -ую -юю
- Какой вывод можно сделать?
Учащиеся: Имена прилагательные женского рода имеют вопрос какая? и окончания –ая, -яя в именительном падеже.
Имена прилагательные женского рода имеют вопрос какую и окончания –ую. –юю в винительном падеже.
Учитель: - Запишите схему в тетрадь. Составьте и запишите словосочетания с именами прилагательными женского рода в именительном и винительном падежах, выделите окончания.
(Маленькая девочка, маленькую девочку, зимняя ночь, зимнюю ночь)
- Ребята, давайте вспомним с каким новым словарным словом мы сегодня познакомились.
Учащиеся: Экскурсия.
Учитель: Какие словосочетания составили? А теперь давайте составим предложение с данным словосочетанием (интересная экскурсия) так, чтобы в первом случае оно стояло в именительном падеже, а во втором случае в винительном падеже.
- Выделите окончание, укажите падеж имен прилагательных женского рода.
(Интересная экскурсия прошла в школьном музее.
Дети посетили интересную экскурсию).
К-Р:
Контроль со стороны учителя: учитель следит за выполнением работы, за активностью детей.
Контроль со стороны учеников: отслеживают правильность ответов, если не согласны, поднимают руку и аргументируют.
Оценочно-результативный компонент:
Учитель: Все смогли выполнить задание в учебнике?
Учащиеся: варианты ответов.
Учитель: Как нам справится с этими затруднениями?
Учащиеся: варианты ответов
Физкультминутка
V Этап. Закрепление новой темы.
ОДЗ: формировать умение применять полученные знания на практике.
ВР: практическая работа
УЗУ: формировать умение применять полученные знания на практике в новой ситуации.
Узу: проверим, как вы усвоили материал сегодняшнего урока.
ПЗ: Выполним задания на карточках.
ОД: Работать вы будете самостоятельно. Затем проверим. Будьте внимательны.
ОК: Во время ответа вы должны внимательно слушать отучающего, если вы хотите исправить или дополнить ответ, поднимите руку. Будем осуществлять проверку с помощью ответов на доске, падеж вам нужно будет показать карточками И.п., В.п., окончания -ая. – яя, -ую, -юю
Содержание:
Учитель: Работа по карточкам. - Напишите окончание, определите падеж имени прилагательного.
-Покажите с помощью карточки какое окончание вставили. Покажите падеж.
Слайд
За окном стояла холодн… погода.
Заяц бежал через лесн… дорогу.
Папа читал утренн… газету.
Белобок… сорока села на березу.
Мальчику купили игрушечн … машину.
Слайды
За окном стояла холодная (И.п.) погода.
Заяц бежал через лесную (В.п.) дорогу.
Папа читал утреннюю (В.п.) газету.
Белобокая (И.п.) сорока села на березу.
Мальчику купили игрушечную (В.п.) машину.
К-Р:
Контроль со стороны учителя: учитель следит за активностью детей. Контролирует ответы учеников, корректирует.
Контроль со стороны учеников: отвечают, дополняют друг друга.
ОР:
Учитель: Показалось ли вам это задание сложным?
Учащиеся: нет
Учитель: У всех все получилось?
Учащиеся: да!
Учитель: отлично!
VI. Итог урока. Рефлексия
ОДЗ: придать уроку логическую завершённость.
Учитель: – Что нового узнали на уроке?
Учащиеся: ответы детей.
Учитель: Достигли ли мы поставленных целей?
Учащиеся: Да!
Учитель: - На какой вопрос отвечают имена прилагательные женского рода в именительном падеже? Какие имеют окончания?
- На какой вопрос отвечают имена прилагательные женского рода в винительном падеже? Какие имеют окончания?
Оцените свою работу
Посмотрите свои оценочные листы и покажите мне карточкой насколько успешно вы сегодня работали на уроке. (Красная, зеленая, желтая карточка)
Нарисуйте свое настроение
VII. Домашнее задание.
В учебнике упражнение 64, стр.32.