СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "Имя прилагательное"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Имя прилагательное"»







по теме





4 класс









Абдулазизова Зарема Рамазановна ,

учитель начальных классов





ГКОУ РД Ибрагимотарская СОШ

16 февраля 2017год



Урок русского языка по теме «Имя прилагательное. Обобщение» 4 класс

Цели:

обобщение теоретических знаний об имени прилагательном;

• развитие умения распознавать имена прилагательные в тексте;

• развитие умения использовать имена прилагательные для описания зимней природы;

• закрепление орфографических навыков правописания безударных окончаний имён прилагательных;

• закрепление умения определять род, число и падеж имён прилагательных;

• воспитание бережного отношения к природе, интереса к прозе, поэзии;

• развитие речи и творческих способностей.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Вот звонок веселый смолк,

Посадив всех на урок.

Время нам нельзя терять,

Будем работать начинать.

- Начинаем урок. Я желаю вам хорошего настроения, активной работы на уроке, потому что именно от этого будут зависеть результаты нашей работы и настроение гостей, которые присутствуют на уроке.

2. Поэтическая минутка.

- Начнём наш урок со стихотворных строк Ф. И. Тютчева

Чародейкою Зимою

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит -

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, -

Не мертвец и не живой -

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой:

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой -

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

- Какие яркие образные выражения, словосочетания использует поэт для описания красоты зимней природы? «Чародейкою Зимою», «под снежной бахромой», «сном волшебным очарован», «цепью пуховой», «зимнее солнце», «ослепительной красой»

- Какой части речи принадлежит особая роль? - Прилагательным.

- Назовите все прилагательные, которые автор использует в стихотворении. - Снежной, чудной, неподвижной, лёгкая, пуховая, ослепительная, волшебным.

3. Постановка темы и целей урока.

- Сегодня поговорим о зимушке-зиме.

Но ведь у нас урок русского языка.

Что нам делать предстоит?

Вот вопрос какой стоит.

Чтоб ответ вам получить

Надо эту задачу решить.

Узнайте для начала

О чем я прочитала?


Определяю я предметы,

Они весьма со мной приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

Да, это замечательное-

Имя прилагательное.

Имя прилагательное – огромная страна,

И нами лишь частично изучена она.

Сегодня на уроке мы с вами повторим

Все то, что нам известно

- О красоте природы нам помогут рассказать наши друзья-прилагательные. Одновременно будем повторять и обобщать всё, что знаем о прилагательных.

4. Повторение теоретических вопросов по теме.

- Что такое прилагательное? - Часть речи.

- Что обозначает прилагательное? - Признак предмета.

- На какие вопросы отвечает имя прилагательное? - Какой? Какая? Какое? Какие?

- С какой частью речи связаны в предложении? - С существительным.

- Как изменяются прилагательные? - По падежам, числам, в единственном числе по родам.

- Каким членом предложения могут быть прилагательные? - Определением.

- Как определить число, род и падеж имени прилагательного? - По числу, роду и падежу существительного, к которому оно относится.

- Как определить безударное окончание прилагательного? - Найти существительное, поставить от него вопрос к прилагательному и по ударному окончанию вопроса определить безударное окончание прилагательного.

5. Закрепление изученного по теме.

Сейчас открыли все тетради

И записали дату в них.

Чистописание.

-Какие буквы спрятались?

- Поможем зимушке нарисовать узоры на стёклах наших домов.

ая яя ый ий ой

ое ее ые ие

- Посмотрите внимательно на соединения.

-Разделите соединения на 4 группы.

- Объясните свои действия.

- ая яя ый ий ой

ое ее ые ие

- Первые три группы - окончания прилагательных женского, мужского и среднего рода в единственном числе. Четвёртая группа – окончании прилагательных во множественном числе.

6. Словарная работа

Есть гласные коварные,

А в чем коварство их?

А в том, что ударение –

Это не для них.

Трудные учить слова

помогает нам игра.

Все загадки разгадаем

И к загадкам прилагательные подбираем.


1.Год кончает, а зиму начинает.


Декабрь (по счету в году) двенадцатый.


2..Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце её припечет-

Заплачет она и умрет.


Сосулька (по температуре) холодная


3.Есть, ребята, у меня

Два серебряных коня.

Езжу сразу на обоих.

Что за кони у меня?


Коньки (по скорости) быстрые.


4.Старик у ворот

Тепло уволок.

Сам не бежит

И стоять не велит.


Мороз (по силе) крепкий.


5.Прилетел к нам красногрудый

Облетел я всю Сибирь.

Как зовут меня снегирь.


Снегирь по цвету брюшка красногрудый

7. Работа в парах

- Много своих стихов этому прекрасному времени года посвятил и А. С. Пушкин.

- Какие стихи Пушкина о зиме вы знаете? -«Зимняя дорога», «Зимнее утро», «Зимний вечер»

- Прочитайте отрывок из стихотворения А. С. Пушкина.

Стихотворение внимательно читаем,

Сочетание существительных с прилагательными выбираем, в тетрадь записываем.

«Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит…»;

«Вся комната янтарным блеском

Озарена…» «Зимнее утро»,


- Под голубыми небесами (мн. ч., Т. п.)

Великолепными коврами (мн. ч., Т. п.)


«Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела…» «Зимнее утро»,


На мутном небе (П.п., ед.ч.)

бледное пятно (И.п., ед.ч.)

тучи мрачные (В.п.мн.ч.)

- Выпишите словосочетания, выделите окончания, определите род и падеж прилагательных.

-Проверьте!

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит. «Зимний вечер»


По кровле обветшалой (ж. р., Д. п. ,

путник запоздалый (м. р., И. п.)

8. Физкультминутка.

- Замёрзли от зимних стихов, давайте погреемся. зимний пейзаж, задание. Я буду читать словосочетания, а вы выполняйте задания: мужской род присядьте, женский род похлопайте, средний род- потянитесь вверх

- Снежная шапка, первый снег, белоснежное поле, , пушистая ель, порывистый ветер, ранняя зима, морозное утро, великолепная погода, серебристый иней, зимнее солнце, зимняя природа.

9. Письмо по памяти.

- Прочитайте отрывок из стихотворения А. С. Пушкина.

- Назовите стихотворение

-Сколько предложений в данном отрывке?

-Прочитайте первое, второе.

- Объясните написание окончаний прилагательных.

- Напишите по памяти, выделите окончания прилагательных.

-По дороге зимн.., скучн..

Тройка борз.. бежит.

Колокольчик однозвучн..

Утомительно гремит.

- «Зимняя дорога»

- Два предложения.

Грамматический разбор.

- Разберите первое предложение по членам предложения (синтаксический разбор).

- Выполните морфологический разбор прилагательного По зимней (дороге)

Сравните свой результат

С работой соседа.

Исправьте ошибки, если нашли.

Не просто исправьте, а докажите,

Что он не прав, а правы вы.

(один ученик комментирует)

(один ученик на доске, остальные – в тетрадях)

6. Творческое задание.

- Люди по разному выражают восхищение природой: поэты – стихами, композиторы – музыкой, художники – картинами, писатели – прозой.

- Прочитайте отрывок из рассказа Ивана Сергеевича Соколова-Микитова «Русский лес», в котором он описывает лес зимой.

- Найдите и подчеркните словосочетания сущ. + прил., которые могут быть использованы при составлении текста-описания на тему «Зимой в лесу».Слушание музыки П. И. Чайковский «Времена года. Февраль»

- Составьте устный рассказ на тему «Зимой в лесу», используя данные словосочетания.

Чтение отрывка детьми вслух.

Дети работают с карандашом, один ученик комментирует.

Устные рассказы учащихся.

–зимнее творчество

7. Домашнее задание.

Написать текст-описание «Зимой в лесу».

9. Рефлексия.

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Мне понравилось… Свободные высказывания детей.

10. Подведение итогов

Урок подходит уж к концу

И требует оценки.

Прошу его вас оценить,

Но прилагательными только.

Его вам надо оценить двумя-тремя словами

И их в тетради записать,

Чтоб я могла потом узнать

И сделать вывод с вами:

Каким он был?.

Отличным, скучным,

Хорошим, может быть, плохим,

Совсем ненужным, бесполезным…

Иль поучительным? Каким?