Актуализация знаний Я предлагаю вам сыграть со мной в викторину. Называете цифру, читаете вопрос и отвечаете. Прием «Дискуссия» Что такое бессоюзное сложное предложение? (сложное предложение, части которого соединены только по смыслу и интонационно, между ними нет союзов) Какие знаки препинания ставятся между частями бессоюзного сложного предложения? (,-;:) Когда между частями бессоюзного сложного предложения ставится точка с запятой? (если части БСП отдалены по смыслу или осложнены) Какой знак препинания ставится между частями бессоюзного сложного предложения со значением сравнения? (-) Какой знак препинания ставится между частями бессоюзного сложного предложения со значением пояснения? (:) Какой знак препинания ставится, если во второй части бессоюзного сложного предложения содержится неожиданное присоединение, указание на быстроту смены событий? (-) Какой союз может быть поставлен между частями бессоюзного сложного предложения со значением условия? (если) Какой может быть поставлен союз между частями бессоюзного сложного предложения со значением сопоставления? (а) (один обучающийся подводит итог по БСП) Знаки препинания в БСП Закрепление изученного материала (Работа в малых группах) - А сейчас я вам предлагаю разбиться в малые группы. Учащиеся, сидящие за 1 и 3 партами, поворачиваются к учащимся, сидящим за 2 и 4 партами. 1 задание: Изучите сплошной и несплошной тексты и выполните задание. В переводе с французского «волонтер» - человек-доброволец. Но я считаю, что этого понятия недостаточно. В моем понимании, волонтер - это человек с чистой совестью, доброволец с богатой душой. Волонтёрство играет важную роль в развитии и улучшении общества. Волонтёры могут быть людьми всех возрастов, профессий и социальных статусов. Они могут помогать в различных областях, таких как помощь бездомным, защита окружающей среды, развитие образования, оказание медицинской помощи и многое другое. Далеко не каждый сможет найти, вырвать кусочек драгоценного времени, свободного от учебы и работы, чтобы посвятить его миру, своей стране, окружающим людям. Человек, у которого есть желание заниматься общественно-полезной деятельностью, который привык заботиться о ближних людях, бескорыстно отдается работе. Занятие волонтёрством может помочь приобрести новые навыки и опыт, которые могут быть полезны в личной и профессиональной жизни. Волонтёры могут развивать лидерские качества, улучшать коммуникационные навыки и научиться работать в команде. Особенно важность волонтёров проявляется во время каких-то катаклизмов, трагических событий. Люди находят возможность быстро сплотиться, организовать экстренную помощь даже в таких ситуациях, когда государство ещё не успело отреагировать. Примеров волонтерской деятельности множество, и это замечательно, потому что любой может быть к ней причастен, не затрачивая каких-то особых усилий. Добрые поступки проявляются и в мелочах. Можно просто следовать элементарным морально-этическим принципам, этим самым делать мир пусть чуточку, но добрее. Волонтерство - это яркая и добрая жизнь. Это когда ты идешь домой и улыбаешься оттого, что ты сегодня подарила кусочек счастья и добра другим людям. И возникает такое чувство, что это не я пришла помочь людям, а они мне. Мы сами творцы своей судьбы, и ничто не может нам помешать смело двигаться к достижению поставленных целей. Быть волонтёром — делать людям добро, дарить им радость и через это ощущать себя нужным обществу человеком. 2 задание Метод «Петля» позволит обучающимся последовательно продвигаться от базового анализа текста к глубокому осмыслению и личной рефлексии. -Каждая группа составляет 3 вопроса, которые будут задавать участникам других групп. этап 1- вопрос для «прямого погружения в текст»; выбирается из текста одна деталь по этой детали текста формулируется вопрос. (Какие идеи вы считаете важными в этом тексте?) Этап 2 – вопрос для «рефлексии и связи детали текста»; сосредоточен на соотнесении детали текста с личным опытом, с другими текстами или актуальными вопросами по содержанию детали текста. (Какие современные проблемы или ситуации перекликаются с идеями, представленными в тексте?) Этап 3 – вопрос для «рефлексии и интерпретации»; ориентирован на анализ деталей текста, выявление подтекста, ассоциаций или предположений. (Какие скрытые предположения можно увидеть в тексте?) -Что в текстах не говорится напрямую, но можно понять или предположить? Назовите скрытую информацию. 3 задание Прием «Каждому свое» 1 группа Определите тип речи, стиль речи, жанр. Аргументируйте свой ответ. 2 группа Составьте сложный план. 3 группа Составьте кластер и синквейн к слову ВОЛОНТЕР. 4 группа Составьте принципы волонтера. 5 группа Составьте 2 толстых и 2 тонких вопроса. 6 группа Назовите ключевые слова и словосочетания. В сплошном тексте найдите 1 факт и 1 мнение. Физ.минутка «Здоровые глаза» Гимнастика для глаз Каждое упражнение выполнять 6 – 8 раз. • Движение глаз по горизонтальной линии вправо-влево. • Движение глаз по вертикальной линии вверх-вниз. • Круговые движения открытыми глазами по часовой и против часовой стрелке. • Сведение глаз к переносице, затем смотреть в даль. • Сведение глаз к кончику носа, затем смотреть в даль. • Сведение глаз ко лбу, затем смотреть в даль. • Упражнение на аккомодацию. • Положить ладони на закрытые глаза, сделать резкий глубокий вдох через нос, затем выполняем медленный выдох через рот, через 20-30 секунд убираем ладони и открываем глаза. Прием «Распределитель» 4 задание: Запишите предложение, правильно распределите БСП в нужный столбик. На интерактивной доске распределите свое предложение в нужный столбик. 1 группа Хотите присоединиться к волонтерам добро пожаловать к нам. (-) 2 группа Современные подростки родились в эпоху смартфонов они воспринимают информацию по-другому. (-) 3 группа Эковолонтёры работают с заповедниками и организациями они помогают в уборке, обустройстве территорий заповедных земель, проведении исследований. (,) 4 группа В волонтерских проектах между участниками происходит постоянный обмен опытом и знаниями за короткое время вы можете освоить полезные умения. (,) 5 группа Я думаю волонтерство позволяет по-новому посмотреть на себя и мир вокруг, научиться чему-то. (:) 6 группа Во время волонтёрства происходят удивительные вещи вы погружаетесь в новую культуру, расширяете круг знакомств. (:) Прием «Сочинитель» 5 задание: Дополните предложения так, чтобы получились БСП с различными смысловыми значениями. Объясните постановку знаков препинания. 1 группа Меня в детстве любили все соседские собаки…(причины) 2 группа Я знаю…(дополнения) 3 группа Сегодня мы побывали в Доме престарелых…(перечисления) 4 группа Приедут помощники…(времени или условия) 5 группа Добрый человек всегда поможет…(противопоставления) 6 группа Я никому не делал плохого…(следствия) -Для закрепления нашей грамматической темы я предлагаю вам выполнить тестовые задания с использованием сотового телефона. Тест (индивидуальная работа) 1. Какое утверждение является неверным? А) В БСП простые предложения связываются в устной речи интонацией. Б) Смысловые отношения в БСП зависят от содержания входящих в них простых предложений. В) Знаки препинания в БСП не зависят от характера смысловых отношений между его частями. 2. Как объяснить постановку тире в предложении? Пробовал бежать – ноги от страха не двигались. А) Содержание одного предложения противопоставлено содержанию другого. Б) Предложения рисуют быструю смену событий. В) Второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чем говорится в первом предложении. 3. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Не рой другому яму: сам в неё попадёшь. А) Вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части. Б) Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание первой части. В) Первая часть БСП противопоставлена второй части. 4. В каком предложении нужно поставить тире? (Знаки не расставлены.) А) Комендант крепости был мне знаком два месяца тому назад он заезжал к Ивану Андреевичу. Б) Я говорил правду мне не верили. В) Оглушительно бил гром сверкали страшные синие молнии. 5. В каком предложении ставится двоеточие? (Знаки препинания не расставлены.) А) Злой плачет от зависти добрый от радости. Б) Нет умного соседа с книгой беседуй. В) Любите книгу она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей. (1 – В, 2 – А, 3 – А, 4 – Б, 5 – В) |