СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка«Молодежь и волонтерская деятельность. Знаки препинания в бессоюзных предложениях»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка«Молодежь и волонтерская деятельность. Знаки препинания в бессоюзных предложениях»»


План урока «Молодежь и волонтерская деятельность. Знаки препинания в бессоюзных предложениях.» по курсу

«Урок русского языка и литературы: практики создания позитивно- эмоционального взаимодействия»


Раздел

Подросток в современном мире. Морфология и орфография. Синтаксис и пунктуация.

Фамилия, имя, отчество (при его наличии) педагога

Вержбицкая Елена Александровна

Дата


Класс: 9

Количество присутствующих

Количество отсутствующих

Тема урока

Молодежь и волонтерская деятельность. Знаки препинания в бессоюзных предложениях.

Цели обучения в соответствии

с учебной программой

9.2.1.1 понимать открытую и скрытую (подтекст) информацию сплошных и несплошных текстов, соотнося заключённую в тексте информацию с информацией других источников /личным опытом;

9.4.4.1 использовать знаки препинания в простых, простых осложненных и сложных предложениях.

Цели урока

Понимают открытую и скрытую (подтекст) информацию сплошных и несплошных текстов, соотнося заключённую в тексте информацию с информацией других источников /личным опытом;

используют знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях.

Ход урока

Этапы урока/Время

Действия педагога

Действия ученика

Оценивание

Ресурсы

Начало урока

6 мин.

(1)





(2)














(3)





Организационный момент

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, желает успеха.

Для создания психологической атмосферы проводит игру «Хорошее настроение» (учащиеся встают в круг).

-Добрый день. Похлопайте в ладоши те, у кого сегодня хорошее настроение. Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу и пожелаем всем: «Успехов!» (хором).

Просмотр видеоролика

-Как вы думаете, какая лексическая тема нашего урока?

- Кто, по-вашему, такие волонтеры?

-Почему люди становятся волонтерами?

-Зачем обществу нужны волонтеры?

-Какую грамматическую тему мы с вами разбирали на прошлом уроке?

Целеполагание

Все верно. Лексическая тема нашего урока «Волонтерская деятельность». Также на уроке мы с вами закрепим изученный материал по теме «Бессоюзное сложное предложение», будем отрабатывать постановку знаков препинания в БСП.

У каждого из вас лежит чек-лист, на котором указаны все критерии и дескрипторы, за которые вы можете получить баллы. В конце урока вы подсчитаете, сколько баллов за урок вы получили.

Проверка д/з. Прием «Конструктор»

(работа в парах)

Задание: Перестройте из союзного предложения в бессоюзное, поставьте нужный знак препинания.

  1. Я доверяю любящим, потому что они великодушны.

  2. Если есть терпение, то будет и умение.

  3. Девочка открыла калитку, и во двор сразу забежала собака.


Подготовка к уроку





Смотрят видеоролик

Отвечают на вопросы




Определяют цели урока










Работают в парах













Устная похвала учителя










ФО

Критерий оценивания:

Переделывает из сложного союзного предложения бессоюзное.

Дескрипторы:

- в полученных БСП правильно расставляет знаки препинания.








Видеоролик

https://youtu.be/wgiTq0peS9Q






















Середина урока

35 мин.

(5)



































(4)













































(5)




















(5)















(1)














(5)






















(6)


















(4)











Актуализация знаний

Я предлагаю вам сыграть со мной в викторину. Называете цифру, читаете вопрос и отвечаете.

Прием «Дискуссия»

  1. Что такое бессоюзное сложное предложение? (сложное предложение, части которого соединены только по смыслу и интонационно, между ними нет союзов)

  2. Какие знаки препинания ставятся между частями бессоюзного сложного предложения? (,-;:)

  3. Когда между частями бессоюзного сложного предложения ставится точка с запятой? (если части БСП отдалены по смыслу или осложнены)

  4. Какой знак препинания ставится между частями бессоюзного сложного предложения со значением сравнения? (-)

  5. Какой знак препинания ставится между частями бессоюзного сложного предложения со значением пояснения? (:)

  6. Какой знак препинания ставится, если во второй части бессоюзного сложного предложения содержится неожиданное присоединение, указание на быстроту смены событий? (-)

  7. Какой союз может быть поставлен между частями бессоюзного сложного предложения со значением условия? (если)

  8. Какой может быть поставлен союз между частями бессоюзного сложного предложения со значением сопоставления? (а)

(один обучающийся подводит итог по БСП)

Знаки препинания в БСП

Закрепление изученного материала

(Работа в малых группах)

- А сейчас я вам предлагаю разбиться в малые группы. Учащиеся, сидящие за 1 и 3 партами, поворачиваются к учащимся, сидящим за 2 и 4 партами.

1 задание: Изучите сплошной и несплошной тексты и выполните задание.


В переводе с французского «волонтер» - человек-доброволец. Но я считаю, что этого понятия недостаточно. В моем понимании, волонтер - это человек с чистой совестью, доброволец с богатой душой.

Волонтёрство играет важную роль в развитии и улучшении общества. Волонтёры могут быть людьми всех возрастов, профессий и социальных статусов. Они могут помогать в различных областях, таких как помощь бездомным, защита окружающей среды, развитие образования, оказание медицинской помощи и многое другое. Далеко не каждый сможет найти, вырвать кусочек драгоценного времени, свободного от учебы и работы, чтобы посвятить его миру, своей стране, окружающим людям. Человек, у которого есть желание заниматься общественно-полезной деятельностью, который привык заботиться о ближних людях, бескорыстно отдается работе. Занятие волонтёрством может помочь приобрести новые навыки и опыт, которые могут быть полезны в личной и профессиональной жизни. Волонтёры могут развивать лидерские качества, улучшать коммуникационные навыки и научиться работать в команде.

Особенно важность волонтёров проявляется во время каких-то катаклизмов, трагических событий. Люди находят возможность быстро сплотиться, организовать экстренную помощь даже в таких ситуациях, когда государство ещё не успело отреагировать.

Примеров волонтерской деятельности множество, и это замечательно, потому что любой может быть к ней причастен, не затрачивая каких-то особых усилий. Добрые поступки проявляются и в мелочах. Можно просто следовать элементарным морально-этическим принципам, этим самым делать мир пусть чуточку, но добрее.

Волонтерство - это яркая и добрая жизнь. Это когда ты идешь домой и улыбаешься оттого, что ты сегодня подарила кусочек счастья и добра другим людям. И возникает такое чувство, что это не я пришла помочь людям, а они мне. Мы сами творцы своей судьбы, и ничто не может нам помешать смело двигаться к достижению поставленных целей. Быть волонтёром — делать людям добро, дарить им радость и через это ощущать себя нужным обществу человеком.

2 задание

Метод «Петля» позволит обучающимся последовательно продвигаться от базового анализа текста к глубокому осмыслению и личной рефлексии.

-Каждая группа составляет 3 вопроса, которые будут задавать участникам других групп.

этап 1- вопрос для «прямого погружения в текст»; выбирается из текста одна деталь по этой детали текста формулируется вопрос. (Какие идеи вы считаете важными в этом тексте?)

Этап 2 – вопрос для «рефлексии и связи детали текста»; сосредоточен на соотнесении детали текста с личным опытом, с другими текстами или актуальными вопросами по содержанию детали текста. (Какие современные проблемы или ситуации перекликаются с идеями, представленными в тексте?)

Этап 3 – вопрос для «рефлексии и интерпретации»; ориентирован на анализ деталей текста, выявление подтекста, ассоциаций или предположений. (Какие скрытые предположения можно увидеть в тексте?)

-Что в текстах не говорится напрямую, но можно понять или предположить? Назовите скрытую информацию.

3 задание

Прием «Каждому свое»

1 группа

Определите тип речи, стиль речи, жанр. Аргументируйте свой ответ.

2 группа

Составьте сложный план.

3 группа

Составьте кластер и синквейн к слову ВОЛОНТЕР.

4 группа

Составьте принципы волонтера.

5 группа

Составьте 2 толстых и 2 тонких вопроса.

6 группа

Назовите ключевые слова и словосочетания. В сплошном тексте найдите 1 факт и 1 мнение.

Физ.минутка «Здоровые глаза»

Гимнастика для глаз

Каждое упражнение выполнять 6 – 8 раз.

• Движение глаз по горизонтальной линии вправо-влево.

• Движение глаз по вертикальной линии вверх-вниз.

• Круговые движения открытыми глазами по часовой и против часовой

стрелке.

• Сведение глаз к переносице, затем смотреть в даль.

• Сведение глаз к кончику носа, затем смотреть в даль.

• Сведение глаз ко лбу, затем смотреть в даль.

• Упражнение на аккомодацию.

• Положить ладони на закрытые глаза, сделать резкий глубокий вдох

через нос, затем выполняем медленный выдох через рот, через 20-30

секунд убираем ладони и открываем глаза.

Прием «Распределитель»

4 задание: Запишите предложение, правильно распределите БСП в нужный столбик. На интерактивной доске распределите свое предложение в нужный столбик.

1 группа

Хотите присоединиться к волонтерам добро пожаловать к нам. (-)

2 группа

Современные подростки родились в эпоху смартфонов они воспринимают информацию по-другому. (-)

3 группа

Эковолонтёры работают с заповедниками и организациями они помогают в уборке, обустройстве территорий заповедных земель, проведении исследований. (,)

4 группа

В волонтерских проектах между участниками происходит постоянный обмен опытом и знаниями за короткое время вы можете освоить полезные умения. (,)

5 группа

Я думаю волонтерство позволяет по-новому посмотреть на себя и мир вокруг, научиться чему-то. (:)

6 группа

Во время волонтёрства происходят удивительные вещи вы погружаетесь в новую культуру, расширяете круг знакомств. (:)

Прием «Сочинитель»

5 задание: Дополните предложения так, чтобы получились БСП с различными смысловыми значениями. Объясните постановку знаков препинания.

1 группа

Меня в детстве любили все соседские собаки…(причины)

2 группа

Я знаю…(дополнения)

3 группа

Сегодня мы побывали в Доме престарелых…(перечисления)

4 группа

Приедут помощники…(времени или условия)

5 группа

Добрый человек всегда поможет…(противопоставления)

6 группа

Я никому не делал плохого…(следствия)

-Для закрепления нашей грамматической темы я предлагаю вам выполнить тестовые задания с использованием сотового телефона.

Тест

(индивидуальная работа)

1.  Какое утверждение является неверным?

А) В БСП простые предложения связываются в устной речи интонацией.

Б) Смысловые отношения в БСП зависят от содержания входящих в них простых предложений.

В) Знаки препинания в БСП не зависят от характера смысловых отношений между его частями.

2Как объяснить постановку тире в предложении?

Пробовал бежать – ноги от страха не двигались.

А) Содержание одного предложения противопоставлено содержанию другого.

Б) Предложения рисуют быструю смену событий.

В) Второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чем говорится в первом предложении.

3. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Не рой другому яму: сам в неё попадёшь.

А) Вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

Б) Вторая часть БСП поясняет, рас­крывает содержание первой части.

В) Первая часть БСП противопо­ставлена второй части.

4. В каком предложении нужно поставить тире? (Знаки не расставлены.)

А) Комендант крепости был мне знаком два месяца тому назад он за­езжал к Ивану Андреевичу.

Б) Я говорил правду мне не верили.

В) Оглушительно бил гром сверкали страшные синие молнии.

5. В каком предложении ставится двоеточие? (Знаки препинания не расставлены.)

А) Злой плачет от зависти добрый от радости.

Б) Нет умного соседа с книгой беседуй.

В) Любите книгу она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей.

(1 – В, 2 – А, 3 – А, 4 – Б, 5 – В)



Отвечают на вопросы






























Работают в малых группах




Изучают сплошной и несплошной тексты












































Составляют вопросы, отвечают на вопросы других групп













Каждая группа выполняет задание














Делают гимнастику для глаз











Расставляют знаки препинания в БСП


















Дополняют предложения



















Выполняют тестовые задания на телефоне














ФО

Критерий оценивания:

Отвечает на поставленный вопрос.

Дескриптор:

- дает развернутый ответ на вопрос.













































































ФО

Критерий оценивания:

Работает со сплошным и несплошным текстами.

Дескриптор:

-определяет тип, стиль

речи, жанр;

-составляет сложный план;

-составляет кластер и синквейн к слову ВОЛОНТЕР;

-перечисляет принципы волонтерства;

-составляет 2 толстых и 2 тонких вопроса.











ФО

Критерий оценивания:

Распределяет БСП.

Дескрипторы:

- распределяет БСП в нужный столбик;

- объясняет выбор знака препинания.










ФО

Критерий оценивания:

Дополняет БСП.

Дескрипторы:

- дополняет БСП с нужным значением;

- ставит нужный знак препинания, распределяя предложение в нужный столбик;

-объясните постановку знаков препинания.


ФО

Критерий оценивания:

Выполняет тестовые задания.

Дескрипторы:

-правильно отвечает на 1-3 вопросы;

- правильно отвечает на 4-5 вопросы;

https://wordwall.net/ru/resource/85708123


































































































































https://learningapps.org/watch?v=pipygd1uk25






































ttps://quizizz.com/join/quiz/67aadeb1b84fbaca6b9a8be9/start?studentShare=true






Конец урока

4 мин.

Подведение итогов урока

Сегодня на уроке мы с вами поговорили о волонтерской деятельности, отработали постановку знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях. Я очень надеюсь, что каждому из вас было все понятно, что урок вам понравился.

Рефлексия

Я предлагаю вам оставить свои впечатления от нашего урока.

Д/з

Написать аргументированное эссе «Хочу ли я стать волонтером»

А сейчас заполните свои чек-листы






Оставляют свои отзывы от урока


Заполняют чек-листы


Комментарий учителя












https://wordwall.net/resource/59918315
















Приложение 1

Чек-лист

ФИ обучающегося ____________________________________


Прием «Конструктор» Проверка д/з.

Работа в парах

Критерий оценивания

Дескрипторы

Баллы

Набр. балл

Переделывает из сложного союзного предложения бессоюзное.

в полученных БСП правильно расставляет знаки препинания;

1



Всего баллов

1


Актуализация знаний

прием «Дискуссия»

Критерий оценивания

Дескриптор

Баллы

Набр. балл

Отвечает на поставленный вопрос.

дает развернутый ответ на вопрос;

1


Всего баллов

1



Работа в малых группах

Критерий оценивания

Дескриптор

Баллы

Набр. балл

Работает со сплошным и несплошным текстами.

определяет тип, стиль речи, жанр;






составляет сложный план;




составляет кластер и синквейн к слову ВОЛОНТЕР;




перечисляет принципы волонтерства;




составляет 2 толстых и 2 тонких вопроса;




назовите ключевые слова и словосочетания. В сплошном тексте найдите 1 факт и 1 мнение.



Всего баллов

1



Критерий оценивания

Дескрипторы

Баллы

Набр. балл

Распределяет БСП.

распределяет БСП в нужный столбик;

1


объясняет выбор знака препинания;

1


Всего баллов

2



Критерий оценивания

Дескрипторы

Баллы

Набр. балл

Составляет БСП.

составляет БСП с нужным значением;

1


ставит нужный знак препинания, распределяя предложение в нужный столбик;

1


объясняет выбор знака препинания.

1


Всего баллов

3


Тест

Критерий оценивания

Дескрипторы

Баллы

Набр. балл

Выполняет тестовые задания.

правильно отвечает на 1-3 вопросы;

1


правильно отвечает на 4-5 вопросы;

1


Всего баллов

2


10/ ____