Тема: Этимологический детектив
Тип урока: урок изучения нового материала
Форма проведения: нестандартный урок (урок-детектив)
Цели:
Обучающие: познакомить с этимологией как наукой о происхождении и истории развития слов в русском языке; разъяснить обучающимся роль этимологии в освоении правописания и понимании лексического значения слов.
Развивающие: формировать умения работы со словарями: развивать орфографическую зоркость, лингвистическое чутье, устную и письменную речь обучающихся.
Воспитательные: воспитывать вдумчивое отношение к слову, уважение к нормам языка как части национальной культуры.
Проблема: осуществление дифференцированного подхода к обучению на уроках русского языка.
Планируемые образовательные результаты
Предметные: знать определение корня как лексического центра слова, усвоить понятие «однокоренные слова», уметь правильно выделять корень и подбирать родственные слова, разграничивать в словах совпадающие по звучанию, но различные по лексическому значению корни, находить и исправлять ошибки в подборе однокоренных слов; уметь пользоваться этимологическим словарем.
Метапредметные: овладевать приёмами отбора и систематизации материала на заданную тему, уметь вести самостоятельный поиск информации, проводить анализ, сохранять и передавать информацию, полученную в результате чтения (или аудирования).
Личностные: определять значение родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.
Коммуникативные: уметь работать в группе, ответственно относиться к своему участку работы в команде.
Методы и формы обучения
Поисковый; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная
Оборудование
Компьютер, аудиоустройство, иллюстрации, раздаточный материал.
Основные понятия
Лексическое значение слова, исторические изменения в корне слова, современная и историческая структура слова, этимология
Структура урока
1. Лингвистическая разминка. Словарный диктант.
Земляк (земля), водопад (вода, падать), пулемет (пуля, метать), капуста, капитан, народ, сирень (словарь живого великорусского языка В.И.Даля (сырень, синель), капюшон.
Задания: выделить корни слов (2 гр.), объяснить их лексическое значение (1 гр.). Почему слова так называются? (3 гр.)
Какие слова вызывают затруднения в написании и объяснении лексического значения корня? (Ответы детей)
2. Мотивация. Целеполагание
Учитель: Ну что же, друзья, я должна вам сообщить пренеприятнейшее известие: сегодня ночью в графстве Морфемика произошло зловещее преступление – похищены лексические значения слов. Поэтому предлагаю в ближайшие 45 минут провести следствие и заняться розыском утраченных значений. Это приоткроет нам тайну значения слов и объяснит секреты их правописания. Согласны? Хорошо.
Итак, в наше детективное агентство поступила оперативная информация о том, что по делу исчезновения лексических значений есть первый свидетель. Это Этимология. Мы начинаем работать над материалами дела, открываем опорный конспект, который на время сегодняшнего урока станет нашей рабочей картой расследования, и запишем данные главного свидетеля:
«Этимология – раздел науки о языке, изучающий происхождение и историю развития слов».
- А сейчас обозначим в рабочих тетрадях название нашего дела, которое отражает тему урока: Этимологический детектив.
2. Пробное учебное действие. Эвристическая беседа, просмотр содержания иллюстраций.
Учитель: А вот и наши первые подследственные (демонстрируются иллюстрации). Рассмотрим составленный свидетелем фоторобот. Что здесь изображено?
Ученик: Капуста, капитан, капюшон.
Учитель: Можно ли считать эти слова родственными? (Предполагаемый ответ: нет, потому что у них разное лексическое значение и разный морфемный состав).
А ведь и вправду, ребята, во многих словах исторические корни спрятаны. Но сегодня мы обратимся к истокам этих слов, сопоставим их древний состав и значение со структурой и значением в современном языке.
А помогут нам в этом сыщики, которые проведут исследование материалов дела (назначается группа «сыщиков», которые получают задание найти в этимологическом словаре статьи «капитан», «капюшон», «капуста», выписать их). Следующее задание для группы экспертов - обобщить информацию и подготовить сообщение о том, что именно объединяет данные слова. Отрабатываем связи наших подследственных!
(В это время группа обучающихся, которые предпочитают творчество аналитике работают над написанием текста)
Учитель: Пока эксперты занимаются расследованием, я хотела бы обратиться к группе авторов детективного жанра. Уважаемые писатели, попытайтесь написать свои произведения так, чтобы в них логически соединились все три слова (капитан, капуста, капюшон). Можете работать индивидуально или создать творческий союз (группу).
(Пока «писатели трудятся», учитель фронтально работает с «сыщиками» - теоретиками. Дети заканчивают работу со словарями, рассматривают иллюстрации, записывают слова, подбирают к ним родственные, выделяют корни, делают выводы о современном составе и лексическом значении слов).
Капуста, капустный, капустник, капустница.
Капитан, капитанский, капитанша.
Капюшон, капюшончик, капюшонный.
Эксперты зачитывают статьи о происхождении слов «капуста», «капитан», «капюшон»; Обнаруживают, что общая часть данных слов -кап- - когда-то имело значение «голова». Таким образом, обучающиеся приходят к выводу: капюшон надевают на голову, капитан – это глава судна, а капуста по форме напоминает человеческую голову. Более того, зная историю древнего корня, ребята приобретают и орфографический навык в написании непроверяемого написания – буквы «а» в общей части слов -кап-.
«Писатели» зачитывают свои истории.
ФИЗКЛЬТМИНУТКА (Дети под музыку совершают танцевальные движения «Снимаю видео для «Тик-ток»)
3. Первичное закрепление.
Учитель: Ребята, а ведь внимательно и вдумчиво относиться к слову необходимо не только ученым, писателям или сыщикам. В обычной повседневной жизни тоже нелишним будет задумываться об истоках слова, так, как герой рассказа Константина Паустовского «Родник в мелколесье». Обычный лесник без словарей и наук точно определил родню среди слов. Каких? Сейчас узнаем.
Итак, расследование продолжается. Займемся сбором улик по делу.
Выборочный диктант (фронтально)
Да вот этот самый родник. Я это слово давно приметил. Все его обхаживаю. Надо думать, получилось оно оттого, что тут вода зарождается. Родник родит реку, а река льется-течет через всю нашу матушку землю, через всю родину, кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит, - родник, родина, народ. И все эти слова как бы родня между собой.
(Дети зачитывают слова, которые выписали, обозначают корни)
А как называется наша родина? Луганск. Об истории происхождения слова Луганск нам расскажет эксперт Дима Алексеенко.
Алексеенко Д. Происхождение слова Луганск. Это название известно всем, а вот происхождение названия «Луганск» остается загадкой. Конечно же, мы понимаем, что название произошло от реки Лугань. Но именно вокруг нее и кроются тайны... По одной из версий название «Лугань», а в дальнейшем и «Луганск», пришло к нам еще из языческих времен. Так из двух корней «луг» и «ан-». Второй корень часто означает «вода», «река» или «верховный бог», что не противоречиво, так как рекам, дарующим урожаи и жизнь, поклонялись как и богам. А вот корень «луг» обозначает не только «залитый лес», но еще и «золотой», «сияющий». Скорее всего, это связано со скифами. Ведь известно, что разработки месторождений золота в наших краях вели еще скифы. По второй версии, название реки связанно с богом по имени Луг и с первыми поселенцами нашего края. По легенде, первые поселенцы, жившие на берегах реки, поклонялись «золотому богу». По этой версии Лугань - не только «сияющая» («золотая») река, но и «сияющий (или золотой) бог». Кстати, у этой версии кельтские корни. Луг – один из наиболее значительных богов в ирландской мифологии. Луг является знатоком многих искусств и ремёсел. В мифологическом словаре говорится: «Воспитаннику провидца и мага Твидиона — Лугу было запрещено опускаться до применения оружия...». Многие историки и этнографы связывают именно этого бога с нашей национальной системой единоборств. Пока археологи и этнографы ищут доказательства и подтверждения происхождения как самого города, так и названия, мы доверяемся мифам. Ведь мифы не возникают на пустом месте… Мифы – правда, обросшая вымыслом, возможно, в рассказах старожилов и легендах нашего края что-то может оказаться правдой.
6. Закрепление (Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике).
Учитель: Ну что ж, ребята, Вы все набрались опыта, теперь можно каждому из вас доверить самостоятельное расследование. (Конверты с заданиями)
Группа «Эксперты» Давайте проведём следственный эксперимент, Заполним кластер, установив взаимосвязь между историческим составом слов и современным.
1. Родина – от древнего «род», место, где человек родился.
2.Народ - от древней основы «род» - все люди, которые народились, люди одного племени.
3. Родник – от древнего «род» - место, где рождается ручей, река.
4. Родня – от древнего «род», люди, соединенные родственными узами.
Группа «Писатели» составляют детективную историю «Синьор помидор».
(Пока «Эксперты» и «Писатели» работают самостоятельно, «Сыщики» - фронтально)
Учитель: Вам понравилось быть сыщиками? Хорошо. А как вы думаете, у сыщиков должна быть развита интуиция? Тогда будем развивать в себе шестое чувство. Поиграем в игру «Верю – не верю».
Слова врач и врать – родственные (не верю).
Слова врач и врачебный – родственники (верю)
Слова лопатка – копатка (не верю)
Копать – землекоп (верю)
Летать – лето (не верю)
Летный – перелет (верю)
Дальше – «Сыщики» работают самостоятельно. Получают конверт с заданием: выпишите слова, происхождение которых мы можем определить без этимологического словаря: самовар, водопад, солнцепек, землекоп, ….
Выполняют задания.
Остальные группы – делятся результатами работы. В конце – проверяется работа «Сыщиков».
7. Рефлексия. Ребята, наше следствие подходит к концу. Нам нужно установить личность виновного по делу. Как вы думаете, кто похищает лексическое значение у слов? (Ответы) А сейчас мы это проверим, проведя химический опыт, к которому прибегал сам Шерлок Холмс. (На плакате заранее воском написано слово, запись прозрачна, невидима. Одному из учащихся предлагается красками нарисовать яркую картинку, на фоне которой проявляются буквы В Р Е М Я). Именно это понятие и будет искомым ответом.
8. Выставление оценок
9. Домашнее задание. Установить, от какого корня произошла ваша фамилия.
Всем спасибо за работу!