Повторение изученного в 5-7 классах. Синтаксис и пунктуация .
Цель: вспомнить всё
кое-что из синтаксиса и пунктуации!
РАЗМИНКА
Морфологическая…
- Наречия
- Наречия
- Существительные с предлогом
- Производные предлоги
- Предлоги
- Союзы
- Причастия
- Наречия
- Впоследствии, потом
- Так, вполуха, ещё
- В течении реки, в продолжении книги
- В течение, в продолжение
- Без, по-над, из-за
- Тоже, также, чтобы
- Записанный, охлаждённый
- По-весеннему, по-нашему
ОРФОЭПИЧЕСКАЯ…
- ДвИжимый, звонИт, сОслепу, чЕрпая
- ЖилА (по соседству), красИвее, позвонИв, снятА.
- БаловАть, киломЕтр, пОнятый, клАла.
- ВорОта, завИдно, начАвший, каталОг.
- И́скоса, мышлЕние, ракУшка, одолжИть.
- Движимый, звонит, сослепу, черпая
- Жила (по соседству), красивее, позвонив, снята.
- Баловать, километр, понятый, клала.
- Ворота, завидно, начавший, каталог.
- Искоса, мышление, ракушка, одолжить.
Слитно? Раздельно? Через дефис?
( То)же смеялись; (так) же, как все; (в)течение дня, (не)смотря на (не)погоду, (как)буд(то), (потому)что, (ни)кто иной, мы(то) знаем, что(бы) мне такое придумать? кто(нибудь), зачем(то), (в)последствии, (в)следствие заморозков.
Проверьте себя!
Т ож е смеялись; так же, как все; в течени е дня, н ес мотря на непогоду, как будто, потому что, никто иной, мы-то знаем; что бы мне такое придумать? кто-нибудь, зачем-то, впоследстви и , вследстви е заморозков.
Синтаксис и пунктуация?
Чем может быть осложнено простое предложение?
- Возле каждого дома была красивая, опрятная и ухоженная лужайка.
- Цветы были везде: на тротуарах, в парке, в вазах, стоящих на подоконниках.
- Письма , написанные известным актером, хранятся в архиве музея.
- Переехав в другой город, Полина начала скучать по старым друзьям.
- Через несколько дней , обдумав предложение, Владимир вернулся.
- Олеся, помоги маме накрыть стол.
- Ой вы, гости-господа, долго ль ездили? Куда?
Си́нтаксис (др.-греч. σύν-ταξις - составление) — раздел лингвистики, изучающий строение словосочетаний и предложений.
Пунктуация — это система знаков препинания и правил их употребления. Словом «пунктуация» в языкознании называется его раздел, изучающий, во-первых, знаки препинания, а во-вторых, их расстановку на письме.
Найдите и исправьте ошибки в постановке знаков препинания
- Вдруг ни с того, ни с сего навстречу нам подул ветер с Хельсеггена.
- Эти полосы разрастались охватывая огромное пространство и сливаясь одна с другой вбирали в себя, вращательное движение осевших водоворотов.
- Громадные стволы сосен и елей поглощенные течением выносит обратно в таком растерзанном виде что щепа на них торчит как щетина.
- Когда я почувствовал что силы изменяют мне, я приподнялся на колени не выпуская кольца из рук и голова моя оказалась над водой.
- Гора содрогалась до самого основания и утес колебался.
Синтаксический разбор предложений
- Родной язык помогает ощутить человеку особую связь с Родиной.
- В застывшем небе гасло последнее облачко, освещённое холодным закатом.
- Лиса роется в снегу, разбрасывая вокруг снежную пыль.
- Солнце уже зашло, и по низким луговым местам все затопил туман.
Домашнее задание
- Познакомьтесь с параграфом 2: рассмотрите таблицу и письменно ответьте на вопросы/стр.10/
- Словарная диктовка слов из рамочек /стр.4-11/
Отрывок из семейного письма А. Чехова:
«Самое худшее на пароходе – это обед. Сообщаю меню с сохранением орфографии: щи зеле, сосиськи с капу, севрюшка фры, кошка, запеканка; кошка оказалась кашкой…»
Всё ли вам понятно в этой записи? Почему?
Словарная диктовка!
Тема урока?
«Так, – сказала …, … - одиночка. – Мной кончается рассказ. Значит, я важнее вас».
Точка из стихотворения Самуила Маршака «Знаки препинания» практически права: можно представить себе фразу без запятой, без тире, без вопросительного знака, но невозможно без точки.
Точка – самый древний знак препинания , им отмечали конец предложения еще древние греки и римляне/ из самых, что ни на есть практических целей – для облегчения декламации/.
Тема урока?
Прибежал Чудак – … знак. Никогда он не молчит, Оглушительно кричит: «Ура! Долой! Караул! Разбой!»
М. В. Ломоносов назвал восклицательный знак «удивительным» знаком . Англичане считали иначе: восклицательный знак появился в английских печатных текстах в XV веке и назывался знаком восхищения или восклицания . Есть версия, что он произошел от латинского восклицания Io , выражающего радость. Бурные эмоции на письме начали выражать довольно поздно: к примеру, в немецкоязычном тексте восклицательный знак появился только в 1797 году(!)
Тема урока?
Притащился кривоносый … знак. Задаёт он всем вопросы: «Кто? Кого? Откуда? Как?»
Поэт Михаил Светлов шутил, что вопросительный знак – это состарившийся восклицательный. А вот и нет: в предках у знака вопроса числится точка с тильдой , то есть волнистой чертой сверху, которая обозначала удивление в голосе . Так писали в VIII века при дворе Карла Великого. Потом книгопечатникампришло в голову использовать первые две буквы латинского слова quaestio , что значит поиск ответа . Сначала вроде бы писали букву q над буквой o, а потом эта сложная конструкция трансформировалась в наше привычное "?".
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ:
знаки завершения, разделения,
выделения
- Какие знаки препинания относятся к знакам завершения предложения? Как они влияют на интонацию предложения?
- Какие знаки препинания относятся к знакам разделения? Что они разделяют?
- Какие знаки препинания относятся к знакам выделения? Что они выделяют?
Функции знаков препинания
завершение предложения
разделение
в ыделение смысловых отрезков
на смысловые отрезки
Знаки завершения
Знаки выделения
Знаки разделения
« » , │ │ , – –
( )
(Выделительными являются парные знаки препинания.)
, (ОЧ, части сложного предложения)
; (части сложного предложения)
– : ( при , прямой речи, диалоге)
. ? !
(Конец предложения)
Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Назовите знаки завершения, знаки разделения, знаки выделения.
1) И кочи и моховые б_лота и пни всё хорошо под с_янием лунным. (Н. Некрасов)
2) Добыча была хорошая два больших сига несколько суд_ков щука и целых пять штук стерлядей. (Д. Мамин-Сибиряк)
3) Мелкий ненас_ный дождик шёл уже трет_й день. И зверьк_м и птичкам и бабочкам и жукам всем было нехорошо. (М. Богданов)
4) (Не)вдалеке стояла телега запряж_нная лошадью сп_койно ждавшей перевоза.
5) Море вздраг_вало и покрываясь мелкой ряб_ю осл_пительно ярко отр_жавшей солнце улыбалось голубому небу тысячами серебря_ных улыбок.
Знаки препинания в сложном предложении
- На какие группы делятся сложные предложения по типу связи?
- В чём основное отличие ССП, СПП и БСП?
- В чем состоит отличие ССП от СПП?
- Как вы думаете, какие функции выполняют знаки препинания в сложном предложении?
Задание: определите тип сложного предложения, постройте схему и определите функции знаков препинания.
1. Полосы света распластались на припорошенной снегом дороге, и вокруг фонарей задрожали тёмные круги.
2. В то время, как она выходила из гостей, послышался звонок.
3. Внимание матросов привлекла мачта корабля, на верхушке которой орал чёрный кот.
4. Только днем в саду было тихо: беспокойные птицы улетали на юг.
5. То ветер подует и тронет верхушки берез, то лягушки зашелестят в прошлогодней траве.
6. На дворе шёл пронизанный солнцем дождь и тихо шептались молодые листья на дереве.
7. Было бы гораздо лучше, если бы орел вообще не интересовался мышью.
8. Жужжат пчелы, летают хлопотливо шмели, порхают бабочки.
Определите, простыми или сложными являются приведенные предложения, подчеркните их грамматические основы, составьте к ним схемы. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания .
1) Как ныне (з,с)б..рается вещий Олег отмстить (не)разумн..м хазарам их села и нивы за буйный набег обрек он мечам и пожарам. 2) Гр..дущие годы таят..ся во мгле но вижу твой жребий на св..тлом челе. 3)Твой конь (не) боит..ся опас..ных трудов он чуя госпо..скую волю то смирный стоит под стр..лами врагов то мчит..ся по бра…ому полю. 4) Олег усм..хнулся однако чело и взор омр..чилися думой. 5) Бойц.. пом..нают м..нувшие дни и битвы где вместе рубились они.
(По произведениям А.С. Пушкина)
Домашнее задание
- Повторите теоретический материал параграфа 3.
- Выполните упражнение 17: подчеркните грамматические основы, постройте схемы сложных предложений, сделайте синтаксический разбор предложения 5. Морфемный разбор выделенных слов.