СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "Наречие"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Наречие"»

Методическая цель: методика организации исследовательской работы учащихся в группах.

Инновационные приёмы: создание ситуации успеха каждого ученика, чередование видов работ, типов заданий для снижения утомляемости учащихся; исследовательская групповая работа.

Технология: технология деятельностного метода.

Тип урока: открытие новых знаний.

Педагогическая цель урока: Создание условий для ознакомления с наречием как частью речи и для организации исследовательской деятельности учащихся с целью определения наречия как неизменяемой части речи.

Планируемые предметные результаты: учащиеся познакомятся с наречием как частью речи; научатся находить наречия в тексте; задавать вопросы к наречиям и определять, каким членом предложения они являются; употреблять наречия в письменной и устной речи;

Метапредметные УУД: 

Познавательные: определять круг своего незнания; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме; 

регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать;

коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения; понимать точку зрения другого.

Личностные результаты: способствовать формированию интереса к урокам русского языка, готовности преодолевать школьные затруднения;


Методы работы: проблемно-поисковый, исследование, индивидуальный, работа в группах.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Средства обучения: компьютер, мультимедийное оборудование, презентация, карточки для исследовательской работы.



















Самоопределение к деятельности. Орг. момент

- Нидерландский философ Бенедикт Спиноза сказал: «Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение».

- Хочется верить, что настроение у вас сегодня отличное и именно с ним мы начнем работу.

- Ребята, чего вы ждёте от сегодняшнего урока русского языка?

- А я жду от вас активности и грамотных ответов.

Учите русский годы кряду

С душой, с терпением, с умом.

Вас ждет великая награда.

И та награда в нем самом!

На экране слова: быстро, думай, медленно, работай, а

- Из данных слов составьте высказывание.

Думай медленно, а работай быстро.

- Как вы понимаете это высказывание? (Прежде чем что-либо сделать, нужно хорошо подумать, чтобы не пришлось переделывать)

Это высказывание станет девизом нашего урока.

Откройте тетради, запишите число.

Запишите это предложение. Нужны ли знаки пунктуации? (запятая и точка)

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Определите части речи в этом предложении.
- Скажите, а разве мы изучали наречие?

-Нет, но при синтаксическом разборе предложения, нам встречался второстепенный член предложения – обстоятельство, которое часто бывает выражено наречием.


Постановка учебной задачи.


Сформулируйте тему урока: «Наречие как часть речи».

- Какую цель поставите на урок? (Знакомство с наречием как частью речи)

-Сформулируйте задачи. (На какие вопросы отвечают, почему так называется, что обозначают, зачем используются в речи, что будет, если не станет наречий, научиться находить наречия и использовать в речи)


Построение проекта выхода из затруднения

Работа в группах

Проведем исследование части речи «Наречие» в группах. (Вешать на доску карточки)

1 группа. Исследуйте, на какие вопросы отвечает наречие.

К выделенным словам поставьте вопрос.

Весело шагают, интересно слушать, дружно поют. _______________

Приехал вчера, отдохнём потом, думаю сейчас. ________________

Подписали внизу, обошёл справа, разглядел вдали. ______________

Повернул налево, свернул направо, поехал вперёд. ______________

Капает сверху, дует снизу, пришёл издали. ______________________

2 группа. Как изменяется наречие?

Возьмите одно словосочетание и попробуйте поменять в нем грамматические признаки слов.

Поет весело

Поют весело

Пела весело

Что происходит со словом весело?



Просклоняйте наречие грустно (Есть такой падежный вопрос????)

Попробуйте изменить слово тихо по лицам.

Я тихо
Ты тихо
Он, она, оно тихо
Мы тихо
Вы тихо
Они тихо

Изменяются по лицам?

Вывод: наречие – ___________________часть речи, а значит у него нет __________________

Подчеркните правильный вариант ответа: по временам; по падежам; по лицам; по числам и родам или запиши свой вариант ответа ______________



3 группа. Какова синтаксическая роль в предложении.

Каким членом предложения является наречие?

Мы гуляли долго и весело. Работа была выполнена быстро и качественно.

4 группа. Определите роль наречий в тексте.

Чьим помощником можно назвать наречие?

Пришла суровая зима. Недавно выпал снег. Холодно и голодно бывает птицам зимой. Без корма птички сильно слабеют и замерзают. Многие сразу погибают. Пожалей пернатых друзей!

-Не забудьте правила работы в группе!

Проверка работы групп

-Какая это часть речи: изменяемая или неизменяемая?

-Наречие неизменяемая часть речи, поэтому не может быть окончаний!

- Какая часть слова указывает на изменяемость слов? (окончание)

- Какая часть слова служит для образования новых слов? (приставка, суффикс)

-Какие бывают суффиксы у наречий? (о, а, е, у)

Вывод: суффикс у наречия есть, а окончания нет!

-Что обозначают наречия?

-Прочитайте об этом в учебнике на стр.80

(признак действия- говорить громко; признак другого признака- очень хороший или признак предмета- яйцо всмятку)

-На какие вопросы отвечает?

Семь вопросов-

Просто чудо.

Их запомнить можно так;

Где? Когда? Куда? Откуда?

Почему? Зачем? и Как?



-Каким членом предложения бывают наречия?

- Для чего нужны наречия в русском языке? (Наречие – активный помощник глагола, прилагательного, поясняет их, придает им четкость, украшает нашу речь. Наречия делают речь более точной, выразительной)



Высказывание русского писателя М. Горького

«Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной».

Слово наречие очень старое, оно встречается в древне-русском языке, корень “речь” связывает его с глаголом.

Древние римляне называли эту часть речи “приглаголием”.

Наречия появились в русском языке позже других частей речи. Имена и глаголы к тому времени уже растащили почти все слова по своим владениям, вот и пришлось наречиям приманивать к себе чужие слова.

Проще всего это оказалось сделать с некоторыми прилагательными. Заменил в слове хороший окончание суффиксом -о и получилось наречие хорошо.

Потом наречия добрались и до существительных. Тут работы оказалось побольше: предлог превратить в приставку, окончание в суффикс. Зато из одного существительного получается целая куча наречий: было существительное верх, а получились наречия: вверху, вверх, наверху, кверху, верхом.

Добрались потом наречия и до числительных, и даже до глаголов. Из слова двое получилось: вдвоём, надвое, из глагола скакать – вскачь.



Первичное закрепление.

Я буду называть слово, ваша задача образовать из этого слова наречие, при этом можно использовать суффиксы -а, о, приставки в, до, из, на, с.

горячий-горячо
холодный-холодно
хороший-хорошо
вчерашний-вчера
правый-вправо, направо
левый-влево, налево


-Какие из данных слов являются словарными? Посмотрите на экран. Эти слова мы с вами уже знаем.

Самостоятельная работа (карточки)

Зачеркните слова, которые не являются наречиями

Тепло, светло, пальто, легко, седло, метко, сладко, гладко, решето, бревно, красиво, умело, ведро, заметно, близко, звено.

-Давайте проверим, какие слова не являются наречиями.

-Кто вычеркнул все 6 слов, поставьте себе 5 баллов, кто не нашел 1-2 слова- 4 балла, у кого вычеркнуто всего 2 или 3 слова- 3 балла

Физминутка

Влево наклонись,

Вправо наклонись,

Вверх поднимись,

А теперь чуть-чуть попрыгай,

Влево, вправо повернись

И тихонечко садись!

-Какие наречия вы услышали в стихотворении?



Работа в парах.

-Мы с вами узнали, что наречия делают речь более точной, выразительной. Работая в парах, замените фразеологические сочетания наречиями.

Черепашьим шагом (медленно)

Кот наплакал (мало)

Рукой подать (близко)

Шутки в сторону (всерьёз)

Чуть свет (рано)

Яблоку негде упасть (тесно)

Как попало (плохо)


Самооценка (У кого не было ошибок? 1-2 ошибки-«4»; 3-4 ошибки- «3»)



Работа по учебнику

-стр.81, упр 223. Выпишите наречия из первой части упражнения.



Рефлексия деятельности (итог )

-Итак, что такое наречие?

Наречие — самостоятельная неизменяемая часть речи, которая отвечает на вопросы где?, куда?, когда?, откуда?, как?, зачем?, почему?, поясняет глагол и имеет суффиксы а, о, е, у. В предложении бывает обстоятельством.

- Какое задание вам показалось самым легким?
- Самым трудным? 
- Самым интересным?

- Как вам сегодня было на уроке скажите наречиями.

( хорошо, тепло, уютно, интересно, весело, здорово)

- А я считаю, что вы сегодня поработали отлично, замечательно, чудесно, великолепно! И я искренне, от души и по-доброму говорю вам спасибо за работу!

Домашнее задание.

Домашнее задание будет двух уровней:

  1. Творческое Сочинить синквейн о наречии

2. Стр. 81,упр. 224

Если будет вам желательно

Действие или признак пояснить,

Это значит: нужно обязательно

Вам наречие на помощь пригласить!



-На следующем уроке нам предстоит узнать, когда пишется суффикс –о, а когда суффикс –а.

Если наречие имеет приставки из-, до-, с- , то пишется суффикс -а

в-, на-, за-, то пишется суффикс –о