Тема урока: Одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Цели:
Образовательные – познакомить с понятиями «неодушевлённые и одушевленные» имена существительные; научить распознать одушевленные и неодушевленные имена существительные;
Развивающие – развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;
Воспитательные – содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку, культуры общения и поведения.
Здоровьесберегающие: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.
Ход урока
I. Организационно-мотивационный этап.
- С добрым утром! Начат день.
Первым делом гоним лень!
Не будем мы сейчас скучать: СЛАЙД 1
Нам части речи нужно изучать!
Итак, с хорошим настроением
Начнем урок без промедления!
Я желаю вам успехов на сегодняшнем уроке.
II. Актуализация знаний.
Всему-всему название дано:
Зиме, весне и лету.
Открой в чудесный мир окно-
Как много там предметов! СЛАЙД 2
Стоит березка на опушке,
Солнце в небе удивительное,
Трава, земля, собака, кошка –
Все это – СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ!
- Как вы думаете, почему имена существительные могут отвечать на 2 вопроса? О чем мы сегодня будем говорить на уроке?
Правильно, мы будем говорить о одушевленных и неодушевленных именах существительных
III. Работа по теме урока.
1. Запись числа
Открываем тетради. Число. Классная работа. Словарное слово «картина»
2. Работа над стихотворением
Давайте разделим слова из стихотворения на две группы. Как вы думаете, что это будут за группы?
собака (кто?) трава (что?)
кошка(кто?) земля (что?)
Над каждым слово надпишем вопрос и попробуем подобрать прилагательное, которое подходит по смыслу.
Прочитайте слова первого столбика. По какому признаку вы их объединили? (Отвечают на вопрос кто?)
- Что обозначают имена существительные, которые отвечают на вопрос КТО? (Людей, животных, живых существ).
- Прочитайте слова второго столбика. По какому признаку вы объединили эти слова? (Отвечают на вопрос что?)
- Что обозначают имена существительные, которые отвечают на вопрос ЧТО? (Неживые предметы и явления природы).
- А теперь, давайте обобщим, всё, что мы сказали, в одно общее правило-вывод.
ВЫВОД: Имена существительные, которые обозначают людей и животных, отвечают на вопрос КТО, называются одушевлёнными.
Имена существительные, которые обозначают неживые предметы и явления природы, отвечают на вопрос ЧТО, называются неодушевлёнными.
- Хорошо. А теперь, сравним наш вывод с правилом, которое написано в учебнике.
3. Работа с правилом, страница 48, 50.
Ребята, наши с вами предположения сошлись с правилом. Молодцы!
4. Игра «Третий лишний»
А теперь я хочу проверить, как вы запомнили правила, сможете ли сами найти одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Попробуйте найти лишнее слово в ряду, почему вы считаете его лишним?
1. Карандаш, пенал, лисица.
2. Медведь, воробей, морковь. СЛАЙД 3
3. Ученик, молоко, учитель.
4.Февраль, месяц, обезьяна.
Физкультминутка
Если я произнесу одушевлённое имя существительное, то вы будете шагать на месте. Если я произнесу неодушевлённое имя существительное, то вы прыгаете.
Кофта, дети, дождь, ветер, ученик, строитель, цветок, таксист, машина, стол. СЛАЙД 4
IV. Продолжение работы по теме урока.
1. Упражнение 81, стр. 49
2. Упражнение 85, стр. 50
3. Упражнение 83, стр. 49 ПИШЕМ В ТЕТРАДЬ!
V. Подведение итогов урока. Рефлексия
1. Игра «Да или нет»
Наш урок подходит к концу, а мне так хочется еще раз убедиться, что он прошел не зря. Предлагаю вам последнее испытание: поиграем в игру «Да и нет». Отвечайте дружно и быстро!
- Волк – одушевленное имя существительное? (да)
- Зима – отвечает на вопрос «кто?» (нет)
- Лес – одушевленное имя существительное? (нет)
- лиса – отвечает на вопрос «что?» (нет)
- мороз – неодушевленное имя существительное? (да)
- у вас сейчас хорошее настроение? (да)
- вам понравился сегодняшний урок? (да)
- На что же похоже ваше настроение?
-Какая была тема урока?
-На какой вопрос отвечают одушевленные и неодушевленные существительные.
- Какое задание показалось трудным?
- Кого и за что вы хотели бы похвалить?
- За что вы можете похвалить себя?
- На следующих уроках вы продолжите изучать наш великий, богатый, красивый русский язык.
"Учите русский - годы к ряду,
С душой, с усердием, с Умом! СЛАЙД 5
Вас ждёт великая награда.
И та награда - в нем самом".
VI. Домашнее задание: Упражнение 80, стр. 48