Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Антонимы" 2 класс»
Урок русского языка по теме «Антонимы» УМК «Школа России»
2 класс
Цель урока: формирование первичного представления о словах-антонимах.
Задачи:
Формирование личностных УУД
У учащихся будут сформированы:
-понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств;
-способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в устной и письменной речи.
Формирование предметных УУД:
-познакомить со словами, имеющими противоположное значение,
- ввести термин «антонимы»,
-тренироваться в подборе антонимов к словам.
Формирование метапредметных УУД
Регулятивные
Учащиеся научатся на доступном уровне:
-планировать свои действия для реализации задач урока и заданий к упражнениям;
-осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых задач;
-осуществлять само- и взаимопроверку, находить и исправлять ошибки.
Познавательные
Учащиеся научатся:
-дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, тексты);
-строить речевое высказывание с позиции передачи информации, доступной для понимания слушателем.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
-владеть диалоговой формой речи;
-задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании;
-адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
Учащиеся получат возможность научиться:
-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-адекватно использовать речь и речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Тип урока: первичное предъявление новых знаний
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная.
Необходимое техническое оборудование: учебник «Русский язык» 2 класс, часть I, В. П. Канакина, цветные изображения на листах формата А6, рабочие тетради, тема урока в виде букв на доске, термины и правила в бумажном виде на доске, индивидуальные задания с таблицей, мяч.
| Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
1 | Организационный момент | Психологически готовит учащихся к общению, проговаривает вместе с детьми. Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. Постараюсь все понять- Буду грамотно писать. Улыбнитесь друг другу, садитесь Руки на месте? Ноги на месте? Локти у края? А спина должна быть какая? |
На месте На месте У края Прямая |
2 | Проверка домашнего задания | Проводит проверку домашнего задания - Сначала мы проверим домашнее задание. Дома Вам необходимо было найти синонимы в пословице и подчеркнуть. Объяснить значение пословицы. На доске запись: «Врун, так и обманщик; обманщик, так и плут; плут, так и мошенник; а мошенник, так и вор» Вызывает одного ученика для подчёркивания слов на доске. Проверяет. -Сверьте свою работу с доской. Если всё верно оцените себя карандашом на полях. Учитель проводит опрос. - Ребята, а как Вы считаете, можно лгать, обманывать? -А почему? - Конечно, ложь не может долго прятаться и когда она выходит наружу (а она выходит всегда) хорошего ждать нечего. Доверие подорвать легко, а вот вернуть практически невозможно. Очень неприятно, когда люди тебе не доверяют. Поэтому лучше всего всегда говорить правду. На доске записана пословица. «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь». | Ученик выходит и подчёркивает синонимы в пословице. Оценивают себя. Нет Дети приводят свои аргументы. |
3 | Минутка чистописания, орфографическая минутка | -Прежде, чем начнём писать, давайте помассажируем пальчики: Показывает упражнения 1.Большим пальцем поглаживаем пальцы от кончиков до основания сначала одной рукой, потом другой. 2.Покатаем карандаш между ладонями. 3.Заканчиваем массаж поглаживанием обеих рук. 4.Дотрагиваемся ладонями до щёк, ощущаем тепло своих рук. - Ребята, сядьте правильно, выпрямите спины, положите тетради с наклоном, запишите в своих тетрадях число. | Дети выполняют самомассаж рук |
4 | Актуализация опорных знаний и умений. | Обеспечивает мотивацию к учебно-познавательной деятельности и принятие учащимися цели урока, актуализирует опорные знания и умения. Создает условия для познавательной деятельности учащихся. Организует работу по подготовке учащихся к знакомству и освоению нового учебного материала. - О каких словах мы с вами говорили на прошлом уроке? Какие слова называются синонимами? | Дети отвечают О словах-синонимах. Слова, близкие по значению, например: близко – рядом, веселье – радость, друзья – приятели. |
5 | Получение новых знаний. | Создание проблемной ситуации. Целеполагание. - На доске записана пословица, найдите в ней синонимы. - Почему вы не можете выполнить моё задание? - Вы совершенно правы. А какие там есть слова? Знаете ли Вы как называются такие слова? -Скажите мне, пожалуйста, какова будет тема нашего урока? Ребята Вы правы. Тема нашего урока слова, противоположные по значению. А называются они – Антонимы. Тему мы с вами определили. А скажите, пожалуйста, какая будет цель нашего урока? Чему нам нужно будет научиться на уроке? -У вас на парте есть конвертики. Там лежат карточки. Разложите вместе с соседом по парте карточки по парам. Какие пары у вас получились? Почему Вы именно так выбрали пары? По какому признаку? Кто попробует сформулировать правило, что такое антонимы? - Откройте тетради на печатной основе на стр 20 и запишите это слово в упражнение 41. Проговаривайте при письме. - Отложите тетради на край стола. |
Подбирают пары синонимов. Отвечают на вопросы, решают проблемную ситуацию.
- Потому что там нет слов с одинаковым значением. Противоположные по значению.
нет слова противоположные по значению.
Учиться находить слова с противоположным значением.
Каждая парта рассказывают о своих парах слов.
Противоположные по значению.
Один из учеников формулирует правило.
Открывают. Записывают с проговариванием. |
6 | Физкультминутка. | Нам теперь пришёл черёд сыграть в игру «Наоборот». Скажу я слово «высоко», А ты ответишь. Скажу я слово «далеко», А ты ответишь Скажу я слово «потолок», А ты ответишь Скажу я слово «потерял», И скажешь ты | Дети поднимают руки вверх -низко Опускают руки вниз Протягивают руки вперед - близко Скрещивают ладони на груди Поднимаются на носочки, тянут руки вверх - пол Дети приседают Трясут руками -нашёл Хлопают в ладоши |
7 | Работа с учебником | - Ребята, откройте страницу в учебнике 54. Найдите знак Мудрой совы. Прочитайте ещё раз, что такое антонимы? 1 вид чтения: закрыв уши с проговариванием вслух. 2 вид чтения: одним учеником громко, а остальные слушают и следят. Запишите в тетрадь антонимы, которые получились у Вас на картинках. Взаимопроверка. Поменяться тетрадями с соседом по парте. - С обратной стороны карточек есть слова, проверьте правильность написания у соседа. Если задание выполнено правильно, нарисуйте в тетрадь соседу зеленый кружок, если есть ошибки – красный. Поменяйтесь тетрадями, проверьте, как оценили вашу работу. | Читают правило в учебнике. Самостоятельная работа в тетрадях. Проверяют запись в тетради соседа. Оценивают работу кружками. |
8 | Закрепление нового материала | Сейчас закройте тетради и придвиньте к себе карточки с заданиями. Подпишите свою фамилию. Соедините в пары группы антонимов. | Выполняют. |
9 | Подведение итогов урока | Чтобы подвести итоги урока, нам необходимо правильно соотнести правила и термины на доске. Учитель приглашает ученика к доске. Что такое антонимы? Что такое синонимы? Параллельно работе учащегося, учитель ведёт фронтальный опрос. -Что нового и интересного вы узнали из нашего путешествия по стране русского языка? -Что понравилось делать? Проверяют выполнение задания учеником. А сейчас мы проверим, достигли ли Вы цели урока. Научились ли подбирать слова. Я буду кидать Вам мяч а Вы возвращаете его произнеся слово-антоним. - Ребята, мы с вами познакомились со словами-антонимами. Завтра мы продолжим работать по данной теме. А как Вы думаете, что ещё мы будем делать с данными словами? | Ученик выполняет задание у доски. Отвечают. Выполняют. Завтра мы будем учиться находить слова в тексте и сами составлять предложение. |
| Домашнее задание | Домашнее задание будет в тетради на печатной основе с 22 упр 45 заполнить «ящички» антонимами. - Спасибо за урок! | Записывают домашнее задание. |